Опубликовано: 22 октября, 2015 (изменено) В прошедшие выходные наша команда работала на месте падения бомбардировщика ПЕ-2 между Сычевкой и Гжатском. В воронке общим диаметром около 15м обнаружены обломки мотогондол, двух стоек шасси и двух моторов. Останки экипажа, личные вещи, фрагменты кабины и приборов найдены не были. Даже обломков плексигласа – ни одного. Местные жители пояснили, что здесь всегда был покос, в пруду этом водились караси и десятилетиями баграми и вилами доставали обломки дюраля для хознужд. По рассказу уже умершей свидетельницы падения, один из членов экипажа выпрыгнул с парашютом и пришел в деревню. Удалось ли кому-то еще покинуть горящий самолет он не знал. Его спрятали от немцев на сеновале на ночь, утром летчика там уже не оказалось. Изменено 23 октября, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Найдена шильда с заводским номером самолета – 5/85. Кроме этого цифра 5 написана краской на дюрале обшивки, окончание надписи оборвано. Предположительно – это дублированный номер самолета 5/85. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 На блоке цилиндров одного из моторов выбит номер 21-211, на блоке цилиндров и генераторе второго – 21-193. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 В соответствии с Прик.№0130 204 БАД от 8.10.42, самолет №5/85 с моторами 21-211 и 21-193 исключен из боевого состава 261 БАП как боевая потеря вместе с двумя другими самолетами. По данным о потерях 204 БАД, за сентябрь 261 БАП потеряны экипажи мл.лейт. Никулина (4.09.42), бат. комиссара Новоселова (4.09.42) и ст.лейт. Якимова (6.09.42). Экипаж №1: Никулин, Богданов, Валентович; Экипаж №2: Новоселов, Погостинский, Сотов; Экипаж №3: Якимов, Бобаков, Иващенко; Следовательно, один из указанных экипажей был на найденном самолете №5/85. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Несколько летчиков попали в плен. Из первого экипажа – стрелок-радист Валентович Л.З. остался жив и писал письмо матери в 1945г. Из второго экипажа – адъютант эскадрильи Погостинский И.Е. и стрелок-радист Сотов С.И. были пленены подо Ржевом спустя 6 дней. У Сотова указана деревня пленения – Балатаново. (или что-то созвучное – не нашел пока где это) Замкомэск Якимов А.П. из третьего экипажа попал в плен районе Сычевки 6-го сентября. По очередности списания это самолет комиссара полка Новоселова, но вряд ли штурман и стрелок 6 дней шли на север ко Ржеву, когда логичнее было выходить на восток к линии фронта. Экипаж Никулина указан первым в списке, следовательно, экипаж Якимова, плененный под Сычевкой, наиболее вероятный вариант из трех. Однако, это только версия. Фото Якимова в плену прилагаю. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Прошу коллег подключиться к установлению судьбы экипажа. Насколько я знаю, полковые дела 261 БАП за 1942г. достаточно бедные… Однако, есть приказы по полку за 1943г. – возможно, что-то указано там и за 42-й. Есть дело с потерями по полку за весь боевой период. Возможно, там указаны обстоятельства от пленных летчиков. Возможно, время вылета и т.д. Для установления может быть важна любая мелочь. Кроме этого, есть довольно подробные политдонесения по 204 БАД. Там прописаны места падений, фамилии и т.д. по донесениям других экипажей. Именно эти политдонесения помогли нам установить экипаж Царцидзе пару лет назад. И в завершение единственная любопытная находка - листовки для врага. Потихоньку пытаемся разлепить... 2 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Серега, с очередностью не все так однозначно, поскольку очередности как таковой в списании экипажей нет. Я в свое время условно привязывал - три самолета к трем экипажам (без разделения). - ЦАМО, фонд 58, опись 818883, дело 1604, донесение 25689 (исходящий документ от 23-24.09.1942) 04.09.42 - Никулин (пилот), Валентович (стр-радист), Богданов (штурман АЭ) почему-то штурман АЭ отдельно, а не в очередности экипажа (может он был вообще в другой машине?) 06.09.42 - Якимов (пилот), Бобаков (стр-бомб), Иващенко (стр-радист) - ЦАМО, фонд 58, опись 818883, дело 1604, донесение 26961 (исходящий документ от 02.10.1942) 04.09.42 - Новоселов (воен.ком полка), Погостинский (адьютант АЭ), Сотов (стр-радист) - А три самолета за сентябрь (включая вторым в списке 5/85) списаны одним приказом 08.10.42. Так что, сопоставить по косвенным не получится(( Если, например, в "списании самолетов" идет сначала управление полка, а потом эскадрильи, то вторым будет Никулин, а если так же как списывали экипажи, то - Якимов... возможны и другие варианты. У Якимова прямо сказано, что взят в плен в районе Сычевка, а у Валентовича (из экипажа Никулина) вообще не все ясно. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Единственное созвучное названию "Балатаново" - это Богданово (севернее Сычевки) http://www.etomesto.ru/map-atlas_operat ... =0&gpson=0 Если написать латиницей "Bohdanovo", то при большом желании и скверном подчерке можно прочесть "Bolatanovo" 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Отличная работа ребята!!! Молодцы!!! 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Фото 1942 года в 261 БАП , мл. лейтенант Бабаков - правильно фамилия через "А" 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 Никулин и Бабаков служили в 1 Авиа Эскадрильи 261 БАП 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 сержант Сотов 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 ст. лейтенант Якимов ,ещё до плена 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 мл. лейтенант Никулин 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 ст. сержант Иващенко 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 22 октября, 2015 капитан Погостинский Иван Егорович 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 октября, 2015 Александр! Спасибо за портреты летчиков полка! Кто-то из них и был сбит на этом бомбере... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 октября, 2015 просмотрел все свои записи , пока ничего нового кроме того что все найденные летчики из 1 эскадрильи 261 полка . 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 октября, 2015 Выдержка из "Штрафные эскадрильи ВВС Красной Армии", Александр Медведь: ... "5 августа 1942 г. командующий армией генерал-майор авиации Худяков направил командирам авиадивизий директиву Ставки об организации штрафных эскадрилий и потребовал от них: «О всех фактах умышленного вывода из строя матчасти или проявления трусости на поле боя немедленно сообщать и списки представлять мне» [ЦАМО, ф. 20201, оп. 1, д. 2, л. 310]. Спустя двенадцать дней он довольно непоследовательно упрекал командиров подчиненных ему соединений в том, что «никаких организационных выводов из приказа Наркома (№ 227 - прим. авт.) и директивы Ставки не сделано». Попеняв подчиненным, Худяков распорядился «создать штрафные эскадрильи в следующих авиадивизиях: в 204-й ад - эскадрилью Пе-2; в 232-й ад - эскадрилью Ил-2; в 201-й ад - эскадрилью Як-1» [ЦАМО, ф. 20201, оп. 1, д. 2, л. 318]. Реакцию командира 204-й бад генерал-майора авиации Ушакова можно признать удивительной. Он распорядился преобразовать в штрафную... лучшую эскадрилью дивизии - первую эскадрилью 261-го бап, превратив ее в своеобразную «кузницу для перековки оступившихся летчиков». Впрочем, это можно счесть и талантливым маневром дипломата. Как отмечалось в отчете политотдела дивизии за сентябрь 1942 г., «в частях дивизии случаев трусости, саботажа, заслуживающих перевода в штрафные авиаэскадрильи, не было, поэтому эта эскадрилья работает, ни чем не отличаясь от других эскадрилий дивизии» [ЦАМО, ф. 20019, оп. 1, д. 18, л. 2]. Вот как надо выполнять распоряжения начальства! Вспомним: ведь в штрафных частях счет фронтовым месяцам шел особый - один за шесть. По мнению начальника политотдела 204-й авиадивизии полкового комиссара Еременко, командир бомбардировочной штрафной эскадрильи майор Осипенко, возглавлявший ее с ноября 1942 г., «в бой эскадрилью водит умело, бесстрашен, тактически грамотен, имеет 52 боевых вылета, ... вполне сумеет выполнить возложенную задачу. Опытный, дисциплинированный, требовательный, авторитетный среди личного состава. Военком эскадрильи ст. политрук Петров - летчик, летает на боевые задания» [ЦАМО, ф. 20019, оп. 1, д. 17, л. 168]. Внимательно проанализировав боевой путь полка и эскадрильи осенью 1942 г. и в зимний период 1942-1943 гг., автор не нашел ни одного упоминания о летчиках-штрафниках в 204-й бад: Видимо, их попросту не было!"... Судя по всему Александр Медведь не нашел подробностей жизни 1 АЭ в ЦАМО. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 октября, 2015 за весь период 204 БАД был единственный случай когда летчика за систематическую пьянку направили в штрафбат но не в 261 БАП а в батальон аэродромного обслуживания в своем же полку сроком на 3 месяца , позже тот вернулся к летной работе , а наличие в 1 эскадрильи данного полка майора Мартынова героя Советского Союза как то вовсе не вяжется с тем что данная эскадрилья использовалась для штрафников . 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 октября, 2015 В описи 261 бап ничего нет подходящего. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 октября, 2015 Ещё фото 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 октября, 2015 нашел у себя запись которая может относиться к данному вылету 4.09.1942 г. бомбометание арт. позиций и скопление войск в районе Попцево ,подверглись сильному арт. огню и атакованы истребителями . 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 октября, 2015 личная подпись Новоселова и дата 7.09 1942 ,может ли это означать что он не погиб при вылете 4 .09.42 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2015 личная подпись Новоселова и дата 7.09 1942 ,может ли это означать что он не погиб при вылете 4 .09.42 Если только документ не печатали на бланке с уже поставленной подписью. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2015 Александр, Владимир, добрый день Учитывая, что члены экипажа Новоселова (Погостинский и Сотов) попали в плен только 10.09.1942 года (и видимо в стороне от места падания), то в ОБД-мемориал (в документах "о безвозвратных потерях личного состава") вполне могла закрасться ошибка и там изначально было, например, 9 сентября (?), а не 4 сентября... К сожалению с документами 204 БАД и особенно 261 БАП не густо, чтобы что-то утверждать. В любом случае склоняемся больше, что этот самолет не принадлежал экипажу "Новоселов-Погостинский-Сотов". 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2015 Также склоняюсь к тому что это возможно потеря 6 сентября 1942 года Якимов , Бабаков, Иващенко , когда вылет был на жд станцию Сычевка , а подпись Новоселова нашлась и за 6 сентября , а вот уже с 21 сентября подписи в документах ставил Петров . 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2015 Если брать в учет рассказ о том что из экипажа спасся только один , а именно Якимов и в дальнейшем как стало известно он попал в плен очень даже вероятно что тот кто был спрятан на сеновале и Якимов один и тот же летчик . 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 октября, 2015 В книги Дубровина Пикировщики есть текст который относится к гибели экипажа Новоселова . .....Вскоре мы потеряли и замечательного политработника — летчика, военкома 261-го бомбардировочного авиаполка батальонного комиссара Г. М. Новоселова. Его Пе-2 зенитки подбили над самой целью. Продолжая управлять поврежденной машиной, комиссар не сошел с боевого курса и точно поразил цель. В этот миг от прямого попадания второго снаряда самолет разрушился в воздухе. ... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 октября, 2015 Удалось ли разобрать хотя бы одну целую листовку для более детального изучения ? судя по фотографии на ПЕ-2 загрузка осуществлялась вот так 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах