VladK

Нужна помощь в розыске

5 сообщений в этой теме

В поиске пропавшего без вести ст. л-та Гриценко Владимира Петровича, наткнулся на книгу Растренина О.В. "Расколотое небо". В ней описывается последний вылет Владимира Петровича, но нет обстаятелств гибели. Привожу издержку из книги:

Неизвестно, как сложилась бы судьба экипажей группы из 6 Ил-2 от 820-го шап 2-й ВА (ведущий старший лейтенант Костырко), вылетевших вечером 7 мая для нанесения удара по аэродрому Харьков — Сокольники, [154] если бы не помощь «Яков» 183-го иап (ведущий комполка майор Обозненко).

Штурмовиков 820-го шап прикрывали 8 Як-7б от 6-го иап (ведущий командир эскадрильи капитан Анодин), а группа майора Обозненко сопровождала 6 Ил-2 от 800-го шап (ведущий старшина Чернышев), которые должны были бить по аэродрому Харьков-Алешки и шли позади Ил-2 820-го шап на удалении 600–800 м.

Сразу же после перелета линии фронта в районе Муром, Нечаевка шестерка Ил-2 820-го шап была обстреляна сильным огнем зенитной артиллерии и атакована парой Bf109, к которым из района Липцы подошли еще два «мессершмитта». Атака этой четверки Bf109 была успешно отбита сосредоточенным огнем воздушных стрелков и сопровождающими истребителями. При отражении атаки был сбит лейтенант Руть из группы истребителей прикрытия.

Следом за первой группой истребителей люфтваффе к месту воздушного боя подошли еще 12 Bf109, которые парами с разных сторон атаковали Ил-2 820-го шап и истребители прикрытия 6-го иап.

Надо сказать, боевой порядок истребителей 6-го иап был выбран капитаном Анодиным совершенно не верно. Отсутствовало деление истребителей на группу непосредственного сопровождения и ударную группу. Истребители следовали совместно с Ил-2 по четыре самолета справа и слева от штурмовиков. Это связывало их маневр и не обеспечивало «надежный обзор возможных атак истребителей противника», особенно со стороны задней полусферы.

В то же время группа майора Обозненко имела более продуманный боевой порядок: по два самолета с каждой стороны строя штурмовиков и четыре истребителя [155] в ударной группе. Именно такой боевой порядок позволил, не опасаясь за экипажи штурмовиков 800-го шап, вовремя усилить оборону группы Ил-2 820-го шап.

Ударная группа 183-го иап в составе четырех истребителей Як-7б вступила в воздушный бой с истребителями люфтваффе, в то время как «Яки» из 6-го иап продолжали сопровождать штурмовиков своей группы, отбивая атаки «мессершмиттов». Как справедливо отмечал командир 4-го иак генерал И. Д. Подгорный в своем приказе № 044 от 19 мая 1943 г., летчики группы Обозненко могли прикрывать штурмовики лишь «своим телом, а не огнем и маневром», не имея при этом возможности выделить хотя бы часть сил для помощи ударной группе от 183-го иап.

Атака четверки «Яков» 183-го иап была совершенно неожиданной для немецких пилотов, и они ее, что называется, «прозевали». Майор Обозненко снизу-сзади с дистанции 50 м «снял» ведущего пары Bf109, которая вышла в атаку на крайнюю справа пару Ил-2. Одновременно ведомый майора Обозненко старший сержант Юрченко атаковал ведомого немецкой пары и с дистанции 75–50 м короткой очередью сбил его. Однако на выходе из атаки Юрченко сам был атакован парой «мессеров» и вышел из боя, так как самолет получил повреждения.

В это время третья пара Bf109 снизу в хвост атаковала Ил-2, но была контратакована младшим лейтенантом Петрушкиным, который сверху с дистанции 120–100 м сбил ведущий «мессершмитт». Ведомый Петрушкина пытался атаковать ведомого немецкой пары, но сам был атакован четвертой парой Bf109. Его «Як» получил повреждения, и он был вынужден [156] выйти из боя. В дальнейшем пилоту удалось сесть на вынужденную посадку на своей территории.

Продолжавшие сопровождение шестерки Ил-2 от 800-го шап «Яки» из группы непосредственного прикрытия 183-го иап вели бой с Bf109, которые двумя парами атаковали пару Литвиненко и Попова. Положение спас старший сержант Новиков, сумевший неожиданной атакой сверху слева в хвост с дистанции 75–60 м длинной очередью сбить ведомого первой пары немецких истребителей, после чего оставшиеся «мессеры» вышли из боя.

В результате воздушного боя с боевого задания не вернулись лейтенанты Руть и Гриценко из 6-го иап и три пилота на поврежденных «Яках» сели на вынужденную посадку, едва перетянув линию фронта. Немцы недосчитались четырех Bf109.

Самоотверженные действия истребителей прикрытия позволили штурмовикам в 19.20 атаковать цели и без потерь возвратиться на свои аэродромы.

Экипажи 800-го шап доложили об уничтожении на аэродроме Харьков-Алешки 7 Bf109 и 3 Bf110. Еще 7–10 самолетов были повреждены. Кроме этого, в районе аэродрома и на самом аэродроме были разбиты 5 автомашин и взорван один бензозаправщик. В районе аэродрома штурмовики провели воздушный бой с истребителями противника, в ходе которого воздушный стрелок сержант Белоконный сбил один «мессер».

Скажу сразу, что Растренин О.В. допустил ошибку. Гриценко на этот момент летал в 183 иап. С Руть тоже не все вяжется. Мне удалось связаться с внучкой Михаила Семеныча Руть. Ей удалось найти в архиве такую информацию: Из журнала боевых и небоевых потерь: за 7.05 (это табличка, орфография сохранена):

"1 АЭ, время боевого вылета 18.50 , район действия Харьков-1, тип самолета ЯК7Б Руть М.С. ведомый старший сержант Виноградов докладывает: 1 км севернее Лесопарка Харьков сбит ЗА противника, упал горящим с пикирования 1 км севернее Лесопарка, летчик с парашютом не выбросился. Командиру 294 ГИАП боевое донесение № 03 от 7.5.43.

Как видим Руть был сбит ЗА противника. В интернете есть информация, и внучка Михаил Семеныча подтверждает, что он совершил огненный таран. Я думаю, Растренин О.В. больше занимался штурмовиками и особо не вдавался в детали истребителей.

У меня такой вопрос, может у кого есть ЖБД 183 иап и 6 иап 294 иад 4 иак 2 ва за 7-е мая 1943 года, где описаны обстоятельства пропажи Гриценко Владимира Петровича и Руть Михаила Семеныча.

От себя добавлю, что в семье Гриценко ходит история, что после выполненного задания по возвращении на свой аэродром, он заметил подозрителный лесок и спустился ниже разведать, после чего его потеряли из виду. Тут у меня возник еще один вопрос: ведь при сопровождении штурмовиков, была очень строгая дисциплина. Задание считалось выполненым при возвращении всех штурмовиков, тем более из восьми истребителей прикрытия , 3 ушли ранее на вынужденую. Линия фронта не пересечена. Самовольно нарушил приказ? Или ком. полка, который был в этом вылете, разрешил. Если да, то как они держали связь? Ведь премо-передатчики были не на всех самолетах. Может в ЖБД есть объяснение этому поступку.Вообщем нужна помощь. Заранее благодарен!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воздушный бой под г. Харьков в котором погиб Гриценко В.П. подтверждается начальником Армавирской школы

5853d3ba250ac_.jpg.f4c99816b76c44b826be5ba98de8188e.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, ст. л-т Гриценко В.П. был летчик-инструктор Армавирской школы и проходил стажировку в 183 иап. В рассказе Растренина О.В. упоминается летчик Попов. Ст.с-т Попов Николай Андреевич тоже был летчик- стажер с Армавирской школы. Думаю он и рассказал про бой, когда вернулся со стажировки. Они оба прибыли в полк 29 апреля 1943 года, т.е. Гриценко "провоевал" чуть больше недели. Тем более не понятно, почему именно он полетел на разведку. Самолет новый, неделю в полку, только что вышли из тяжелого боя, прикрытие Илов. Единственно, что объясняет его поступок, что он местный, харьковский. Хорошо знал местность. Учился летать в Чугуевской школе. Получается, что погиб там, где родился.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Разбирая вышеописанный вылет, проверил, что заявили Люфты по этому случаю:

07.05.43 Ofw. Rudolf Trenkel 2./JG 52 LaGG-3  61 723: at 2.000 m. 18.19 Film C. 2032/II Anerk: Nr. 271

07.05.43 Ofw. Rudolf Trenkel 2./JG 52 LaGG-3  60 131: at 2.000 m. 18.21 Film C. 2032/II Anerk: Nr. 272

07.05.43 Oblt. Herbert Planer 2./JG 52 LaGG-3  61 813: at 2.500 m. 18.23 Film C. 2032/II Anerk: Nr. 273

07.05.43 Ofw. Rudolf Trenkel 2./JG 52 LaGG-3  60 212: at 1.000 m. 18.24 Film C. 2032/II Anerk: ASM

07.05.43 Hptm. Johannes Wiese 2./JG 52 LaGG-3  61 000: at 300 m. 18.25 Film C. 2032/II Anerk: ASM

Как видим Ofw. Rudolf Trenkel записал себе 3 сбитых, Oblt. Herbert Planer и Hptm. Johannes Wiese по одному. По арифметике, вроде, все сходится. Но по донесениям и ОБД, три сели на вынужденную и две потери, одна из которых, потеря от ЗА ( по докладу ведомого Виноградова). По одной неизвестной потере, если сопоставить время и историю, расказанную со слов однополчан, задание было выполнено и по возвращении на свой аэродром и пропал последний самолет, т.е. он не попадает под список сбитых.

Кстати по поводу немцев, это были матерые Люфты. Ofw. Rudolf Trenkel - 138 сбитых, Hptm. Johannes Wiese- 133 сбитых

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь бы хотел остановиться на наших летчиках , участниках этого вылета.

Ведущий 6-ки илов 820 шап ст. л-т Костырко Алексей Андреевич, http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73836375

Ведущий группы прикрытия 8-ки Як-7б 6-го иап капитан Анодин Иван Нестерович, www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74608171

летчик 6-го иап Руть Михаил Семенович www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2524597

Ведущий 6-ки илов 800 шап старшина Чернышев Виктор Дмитриевич http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74885480

стрелок 800 шап сержант Белоконный Антон Иванович http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61959127

Ведущий группы прикрытия 8-ки Як-7б 183-го иап майор Обозненко Андрей Александрович http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=433 ... ilManAward

летчик 183 иап ведомый майора Обозненко старший сержант Юрченко Алексей Федорович http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=195 ... ilManAward

летчик 183 иап ведущий мл.л-т Петрушкин Павел Григорьевич http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2524598

летчик 183 иап ведомый мл. л-та Петрушкина неизвестен, сел на вынужденную на своей территории.

летчик 183 иап ведущий л-т Литвиненко Владимир Пателеевич http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=137 ... ailManCard

летчик- стажер 183 иап ведомый ст. с-т Попов Николай Андреевич http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=171 ... ilManAward

летчик 183 иап ст. с-т Новиков Семен Иванович http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61959127

летчик 183 иап летавший в паре со ст. с-том Новиковым неизвестен, но по логике выходит ст. л-т Гриценко В.П.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу