Дьяк

ПА 135-117. Як-7 или Лагг?

41 posts in this topic

Утро доброе!

Побывали в Наро-Фоминском районе на месте падения истребителя. Раскоп старый. Яма, стойки, немного трубок, педали. Важных находок две: номер мотора ПА 135-117, и лючок с нацарапанным "15 ПР".

Что с лётчиком - непонятно пока.

Это Як-7 или Лагг-3?

Может быть есть у кого данные на эту машину?

[attachment=7]IMG_3841 - копия.JPG[/attachment]

[attachment=6]IMG_3842 - копия.JPG[/attachment]

[attachment=5]IMG_3847 - копия.JPG[/attachment]

[attachment=4]IMG_3849 - копия.JPG[/attachment]

[attachment=3]IMG_3858 - копия.JPG[/attachment]

[attachment=2]IMG_3866 - копия.JPG[/attachment]

[attachment=1]номер мотора.JPG[/attachment]

[attachment=0]лючок - копия.jpg[/attachment]

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Стойка шасси от ЛаГГ-3.

В чём отличие от "семёрки"?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Игорь, а там в номере после 117 еще одной цифры не может быть?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это Як-7б поздний

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

После 117 больше цифр нет.

Когда перемывал обломки, нашёлся ещё обломок. Номер тот же.

[attachment=1]IMG_3894 - копия.JPG[/attachment]

[attachment=0]IMG_3894 - копия-2.jpg[/attachment]

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Это Як-7б поздний

Спасибо, Михаил!

Поздний - это какие даты к рассмотрению?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Это Як-7б поздний

Спасибо, Михаил!

Поздний - это какие даты к рассмотрению?

Это у Сергея Кузнецова нужно уточнить,стойка шасси у него такая же как на девятках,я на семерках такую еще не видел

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Это Як-7б поздний

Это Як - очень много характерных кусков фермы плюс остатки Яковской силовой нервюры на узле навески шасси. Но это не поздний Як-7Б. Я бы сказал, наоборот, это один из ранних, причем учебных или боевых завода № 301 или самых первых завода № 153, т.к. на стойке шасси есть ушко для буксировки, а такие сняли с 15-й серии Як-7А.

Учитывая это и место обнаружения, вполне может быть машина 12-го гиап ПВО (один из двух "Новосибирских комсомольцев" 14-й серии 1415335, 1415336). Потеря может быть после августа 1942 г. для № 14-36 и после октября 1942 г. для № 14-35.

Еще пара Як-7А 13-03 и 13-08 172-го иап столкнулись в воздухе 18.10.41 г. при перелете из Химок в Каширу и № 13-09 н.в.з.

Если брать по мотору, то самый близкий мне известный с ПА 135-111 - это Як-7 учебный двухместный № 07-13 август 1941 г. выпуска.

Лючок - это от шасси, который закрывал узел навески.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По номеру двигателя (соответственно времени его выпуска) он мог успеть быть установлен на самолет в самом конце 41 года. Концы надо искать в 42 году. Хотя, если через ремонт его прогоняли, мог и до 43 г. дожить.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мотор сей сделали в начале где-нибудь в июле 1941 года. За полгода могли и на самолет поставить и на фронт отправить и потерять. У меня есть близкие номера на ЛаГГ-3 потери сентября 1941 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Это Як-7б поздний

Это Як - очень много характерных кусков фермы плюс остатки Яковской силовой нервюры на узле навески шасси. Но это не поздний Як-7Б. Я бы сказал, наоборот, это один из ранних, причем учебных или боевых завода № 301 или самых первых завода № 153, т.к. на стойке шасси есть ушко для буксировки, а такие сняли с 15-й серии Як-7А...

Спасибо всем! Сергею - отдельное спасибо за обстоятельный ответ!

В итоге, имеем Як-7А до 15-й серии, с ПА 135-117.

Есть фрагмент лопасти. В нём сквозная пробоина. Плюс пара деталек с цифрами.

[attachment=1]лопасть прострел.JPG[/attachment]

[attachment=2]лопасть прострел 1.JPG[/attachment]

[attachment=0]IMG_3892.JPG[/attachment]

Насколько информация из сети достоверна?

"...В соответствии с приказом по НКАП от 4.03.1941, авиазавод № 301 в Москве должен приступить к изготовлению учебных самолетов, получивших обозначение Як-7 УТИ. Московские заводы выпускали Яки-7 УТИ с апреля по сентябрь 1941 года, т.е. до момента эвакуации, затем производство было возобновлено на заводе № 153 в Новосибирске.

В сентябре 1941 года Константин Синельщиков предложил переделать учебно-тренировочный самолет в полноценный истребитель... В январе 1942 года после выпуска 62 экземпляров самолет подвергся некоторым усовершенствованиям... Эта модификация была названа Як-7А... Январь-май 1942 выпущено 277 машин."

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

172 иап 18.03.42-го теряет Як-7 с лётчиком. Пилот - старшина Латышев Дмитрий Иванович.

В р-не станции Мятлевская группа обстреляна своей ЗА, и одновременно атакована 5 Ме-109. Дословно так:

"После первой атаки неизвестно куда делся на Як-7 старшина Лытышев".

До осмотренного места падения - около 80 км. Номеров этой машины у меня нет.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

172-й иап имел в т.ч. Як-7А № 1209 (если пофантазировать насчет номерков)

О боевом Як-7

"Идея перевооружения Як-7, вероятно, появилась практически сразу после начала войны. Это следует из постановления ГКО № 185сс от 17 июля 1941 г. (дублирующий приказ НКАП № 716сс от 19.7.41 г.), по которому завод № 81 в Тушино в объединении с московским заводом № 156 должен был произвести подготовку и начать выпуск истребителя Як-3 с неразъемным деревянным крылом (после эвакуации в г.Омск на завод № 166 и параллельно с постановкой там производства бомбардировщика "103" А.Н. Туполева). Такое изменение конструкции, при тех же что и у истребителя Як-1 вооружении и моторе (с 13 мая на серийных Як-3 разрешили устанавливать обычный мотор М-105П), несомненно, подтолкнуло проектировщиков пойти дальше по пути упрощения производства истребителя, и вместо пристыковки к фюзеляжу Як-3 крыла от Як-7 использовать планер последнего целиком, произведя минимальные доработки. По распоряжению А.С. Яковлева, как заместителя наркома авиапромышленности, в июле 1941 года завод № 301 переоборудовал одну из учебных машин (№ 0411) в вариант истребителя, установив на самолет мотор-пушку с боекомплектом и бронеспинку в передней кабине.

Машина оказалась удачной, и, согласно постановлению ГКО № 482сс от 14.8.41 г. (дублирующий приказ НКАП № 863сс от 15.8.41 г.), на выпуск истребителя Як-1 (с отъемной моторамой, увеличенным диаметром колес и с радиостанцией, т.е. в варианте Як-7), параллельно с выпуском истребителей ЛаГГ-3, нацелили завод № 153 в г.Новосибирске. По государственному заданию этот завод, носящий имя В.П. Чкалова, должен был выпустить в 1941 году 20 истребителей Яковлева (пять в ноябре и 15 в декабре) и довести их количественный выпуск к апрелю 1942 года до шести самолетов в сутки. При этом программа ЛаГГов в четвертом квартале 1941 г. увеличивалась до 383 машин, и к концу декабря заводу следовало обеспечить суточный выпуск 7 самолетов данного типа. Кроме увеличения производственного задания постановление ГКО наметило пути решения транспортной проблемы завода № 153, организовав реконструкцию шоссе и линии трамвая (строительством второго пути) из города до завода. Девятью днями позже постановлением ГКО № 567сс от 23.8.41 г. (дублирующий приказ НКАП № 913сс от 26.8.41 г.) завод № 153 обязали увеличить выпуск самолетов типа Як-1 до 100 штук в 1941 году за счет сокращения программы ЛаГГ-3. Этими же документами заводу № 301 поставили задачу прекратить с 15 сентября выпуск учебных самолетов, перейдя на производство Як-7 только в боевом варианте.

Выпустив в сентябре и октябре 1941 года 52 боевые машины Як-7, завод в Химках 10 октября начал демонтаж, вывоз и погрузку оборудования, а 11 октября в Новосибирск отправился первый эшелон. Благодаря усилиям военной приемки, возглавляемой военинженером 3-го ранга А.П. Федосеевым, порой уговорами мастеров и рабочих, к имеющимся на аэродроме 23-м удалось прибавить еще 12 машин Як-7, находившихся на момент выхода приказа об эвакуации в сборочном цехе в разных степенях готовности. К 16 октября завод № 301, за исключением рембазы, полностью эвакуировали. Оставшиеся на заводе 35 самолетов Як-7 (в том числе 15 оформленных) персонал военной приемки и рембазы опробовал гонкой моторов на земле и до 1 ноября отправил в части ВВС КА. Из этого числа 12 боевых Як-7 передали в 172-й иап и два в 12-й иап, остальные учебные отправили в 22-й зап (Кинешма), авиашколы в Красном Куте и Энгельсе и в учебные центры ВВС в Аджи-Кабуле, Вологде и Череповце.

Наименование боевого варианта Як-7, внедряемого на заводе № 153, изменялось достаточно часто. Первоначально машину именовали как Як-1 в варианте Як-7 (в документах ГКО и НКАП второй половины 1941 года словосочетание "в варианте Як-7" опускалось, а учебный вариант машины, несмотря на переобозначение в декабре 1940 г., именовался по-прежнему – УТИ-26). В декабре 1941 года официальными наименованиями стали: Як-7 – учебный вариант и Як-3 – боевой вариант машины (наименование Як-3 в заводской документации появилось с 20 января 1942 г.). После отработки на заводе № 153 эталонов серии 1942 года самолетов № 1415311 (с пулеметами ШКАС), № 1415313 (с пулеметами БС) и № 1515340 (учебного варианта с неубирающимся шасси) с февраля 1942 г. эти типы машин обозначили на заводе как Як-7б, Як-7бс и Як-7 соответственно. В приказе заместителя наркома авиапромышленности А.С. Яковлева № 12 от 21 февраля 1942 г. о премировании работников завода № 115 за создание и внедрение новых улучшенных образцов Як-7 эти машины уже поименованы как Як-7А, Як-7Б и Як-7В. С середины марта 1942 года наименования ОКБ получили статус официальных обозначений модификаций Як-7 "

http://eksmo.ru/catalog/book/yak-7-istr ... ID1676128/

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Дьяк!

Латышев Дмитрий Иванович мой прадед. Пропал без вести 18.03.1942 г.

Летал на ЯК-7.

Откуда у Вас информация о бое?

Хотелось бы узнать больше о месте гибели прадеда.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
172 иап 18.03.42-го теряет Як-7 с лётчиком. Пилот - старшина Латышев Дмитрий Иванович.

В р-не станции Мятлевская группа обстреляна своей ЗА, и одновременно атакована 5 Ме-109. Дословно так:

"После первой атаки неизвестно куда делся на Як-7 старшина Лытышев".

До осмотренного места падения - около 80 км. Номеров этой машины у меня нет.

Дьяк, добрый день. Не могу написать Вам личное сообщение, т.к у меня нет рейтинга.

Скажите, пожалуйста, откуда у Вас эта информация и как с Вами можно связаться.

Очень хочется найти место гибели прадеда.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
....Скажите, пожалуйста, откуда у Вас эта информация и как с Вами можно связаться...

Дмитрий, смотрите в личке.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Случайно нашел эту тему, очень рад объединить усилия.

Наро-Фоминским поисковым отрядом "Бумеранг" работа по этому самолету ведется уже третий год. Перекапываем верхний слой в поисках номерных фрагментов и деталей, в саму яму лезть пока не стали, сейчас покупаем мотопомпу и тогда форсируем ее. За годы работы собрана сотня обломков деталей, приборов, почти на всех технологические клейма и тп.

Из важных деталей есть шильда с четырехзначным номером через дефис, (подозреваем, что это номер самолета и серия, хотя таких номеров не встречал ), находилась на раме, был притянут хомутом. Фрагмент с нанесенным трафаретом номером, фрагмент прибора с номером. Сейчас идет пробивка через архив всех данных.

Не уверены с версией по поводу летчика Латышева, Мятлевская станция - это Износкинский район Калужской области, далековато очень.

Сейчас отрабатываем точные данные в архиве по этому номеру, надеемся узнать информацию о пилоте и его судьбе. На следующей неделе надеюсь будет готов результат, обязательно сообщим и выложим все фото и информацию.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сейчас отрабатываем точные данные в архиве по этому номеру, надеемся узнать информацию о пилоте и его судьбе. На следующей неделе надеюсь будет готов результат, обязательно сообщим и выложим все фото и информацию.

Номер подскажите и/или фото шильдика выложите, пожалуйста, может вашему поиску чем поможем.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Случайно нашел эту тему, очень рад объединить усилия.

Наро-Фоминским поисковым отрядом "Бумеранг" работа по этому самолету ведется уже третий год. Перекапываем верхний слой в поисках номерных фрагментов и деталей, в саму яму лезть пока не стали, сейчас покупаем мотопомпу и тогда форсируем ее. За годы работы собрана сотня обломков деталей, приборов, почти на всех технологические клейма и тп.

Из важных деталей есть шильда с четырехзначным номером через дефис, (подозреваем, что это номер самолета и серия, хотя таких номеров не встречал ), находилась на раме, был притянут хомутом. Фрагмент с нанесенным трафаретом номером, фрагмент прибора с номером. Сейчас идет пробивка через архив всех данных.

Не уверены с версией по поводу летчика Латышева, Мятлевская станция - это Износкинский район Калужской области, далековато очень.

Сейчас отрабатываем точные данные в архиве по этому номеру, надеемся узнать информацию о пилоте и его судьбе. На следующей неделе надеюсь будет готов результат, обязательно сообщим и выложим все фото и информацию.

Вот фрагмент с номером нанесенным через трафарет это и есть номер самолета
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да за фрагмент с номером то и зацепились в общем то. Остальные детали и номера не давали никакого намека. Была надежда на лючки, но как назло - никаких номеров. Были другие номера, но только путали. Сейчас отмываю еще несколько деталей для более точного определения. Проскочила аналогия цифр с шильдика с номером на трафарете. По нему сейчас и идет пробивка в архиве. Надеюсь эпопея этих лет закончится положительно.

Фотографии и информацию выложу в течении дня.

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Предварительно... Найдена шильда с номером "12-13" или "12-15".

Я её пока не видел, но думаю, что скорее всего - это "12-15", так как совпадает с "15 ПР" на лючке.

На всякий случай, нужно отработать на принадлежность обе машины.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот переслали мне мои фото, сейчас все выложу.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лючек к сожалению информации не дал, аккуратно мыл его, номера трафаретного не оказалось, на самом лючке никаких номеров, кроме технологических.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Остальные фото с номерами, которые пытались пробивать смогу выложить на следующей неделе только, по приезду, если интересно, но это все не то, никакого результата, чисто технологические клейма.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
Предварительно... Найдена шильда с номером "12-13" или "12-15".

Я её пока не видел, но думаю, что скорее всего - это "12-15", так как совпадает с "15 ПР" на лючке.

На всякий случай, нужно отработать на принадлежность обе машины.

Так же отрабатываем обе версии и с 12 - 13 и 12 - 15, но я больше склоняюсь к 12 - 13. Всю новую информацию выложу, Вы тоже выкладывайте, если что прояснится.

Непонятки с номерами машины, возможно связаны со смешанной сборкой из общих конструктивных деталей и узлов, которые готовились для разных серий машин. Либо перед эвакуацией завода 301, либо в начале работы завода 153. Возможно какие то узлы были перевезены в Новосибирск. Все таки сложный переходный период.

Серийный номер эталонного экземпляра Як-7Б с двигателем М-105ПА 14-13, что наводит на мысль что это либо какая то опытная или переходная модель.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

По совокупности данных это боевой Як-7А с 2ШКАС+ШВАК 12-й серии выпуска завода № 301. Увы, ни по 1213, ни по 1215 у меня данных нет. Или 12-й или 172-й иап. Может еще 562-й. Часть попала в 22-й зап (а из него куда данных нет). Может и остались, т.к. были с двойным управлением (педали на фото похоже из задней кабины). Данных за 41-й год по 301-му заводу очень мало - приходится восстанавливать по полковым документам.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот фото педалей с других ракурсов, может поможет как нибудь.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Собранная из осколков бронеспинка.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.