Posted May 27, 2015 (edited) Утро доброе! Побывали в Наро-Фоминском районе на месте падения истребителя. Раскоп старый. Яма, стойки, немного трубок, педали. Важных находок две: номер мотора ПА 135-117, и лючок с нацарапанным "15 ПР". Что с лётчиком - непонятно пока. Это Як-7 или Лагг-3? Может быть есть у кого данные на эту машину? [attachment=7]IMG_3841 - копия.JPG[/attachment] [attachment=6]IMG_3842 - копия.JPG[/attachment] [attachment=5]IMG_3847 - копия.JPG[/attachment] [attachment=4]IMG_3849 - копия.JPG[/attachment] [attachment=3]IMG_3858 - копия.JPG[/attachment] [attachment=2]IMG_3866 - копия.JPG[/attachment] [attachment=1]номер мотора.JPG[/attachment] [attachment=0]лючок - копия.jpg[/attachment] Edited May 28, 2015 by 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 Стойка шасси от ЛаГГ-3. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 Стойка шасси от ЛаГГ-3. В чём отличие от "семёрки"? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 Игорь, а там в номере после 117 еще одной цифры не может быть? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 Это Як-7б поздний 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 После 117 больше цифр нет. Когда перемывал обломки, нашёлся ещё обломок. Номер тот же. [attachment=1]IMG_3894 - копия.JPG[/attachment] [attachment=0]IMG_3894 - копия-2.jpg[/attachment] 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 Это Як-7б поздний Спасибо, Михаил! Поздний - это какие даты к рассмотрению? 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 Это Як-7б поздний Спасибо, Михаил! Поздний - это какие даты к рассмотрению? Это у Сергея Кузнецова нужно уточнить,стойка шасси у него такая же как на девятках,я на семерках такую еще не видел 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 Это Як-7б поздний Это Як - очень много характерных кусков фермы плюс остатки Яковской силовой нервюры на узле навески шасси. Но это не поздний Як-7Б. Я бы сказал, наоборот, это один из ранних, причем учебных или боевых завода № 301 или самых первых завода № 153, т.к. на стойке шасси есть ушко для буксировки, а такие сняли с 15-й серии Як-7А. Учитывая это и место обнаружения, вполне может быть машина 12-го гиап ПВО (один из двух "Новосибирских комсомольцев" 14-й серии 1415335, 1415336). Потеря может быть после августа 1942 г. для № 14-36 и после октября 1942 г. для № 14-35. Еще пара Як-7А 13-03 и 13-08 172-го иап столкнулись в воздухе 18.10.41 г. при перелете из Химок в Каширу и № 13-09 н.в.з. Если брать по мотору, то самый близкий мне известный с ПА 135-111 - это Як-7 учебный двухместный № 07-13 август 1941 г. выпуска. Лючок - это от шасси, который закрывал узел навески. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 По номеру двигателя (соответственно времени его выпуска) он мог успеть быть установлен на самолет в самом конце 41 года. Концы надо искать в 42 году. Хотя, если через ремонт его прогоняли, мог и до 43 г. дожить. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 27, 2015 Мотор сей сделали в начале где-нибудь в июле 1941 года. За полгода могли и на самолет поставить и на фронт отправить и потерять. У меня есть близкие номера на ЛаГГ-3 потери сентября 1941 года. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 28, 2015 Это Як-7б поздний Это Як - очень много характерных кусков фермы плюс остатки Яковской силовой нервюры на узле навески шасси. Но это не поздний Як-7Б. Я бы сказал, наоборот, это один из ранних, причем учебных или боевых завода № 301 или самых первых завода № 153, т.к. на стойке шасси есть ушко для буксировки, а такие сняли с 15-й серии Як-7А... Спасибо всем! Сергею - отдельное спасибо за обстоятельный ответ! В итоге, имеем Як-7А до 15-й серии, с ПА 135-117. Есть фрагмент лопасти. В нём сквозная пробоина. Плюс пара деталек с цифрами. [attachment=1]лопасть прострел.JPG[/attachment] [attachment=2]лопасть прострел 1.JPG[/attachment] [attachment=0]IMG_3892.JPG[/attachment] Насколько информация из сети достоверна? "...В соответствии с приказом по НКАП от 4.03.1941, авиазавод № 301 в Москве должен приступить к изготовлению учебных самолетов, получивших обозначение Як-7 УТИ. Московские заводы выпускали Яки-7 УТИ с апреля по сентябрь 1941 года, т.е. до момента эвакуации, затем производство было возобновлено на заводе № 153 в Новосибирске. В сентябре 1941 года Константин Синельщиков предложил переделать учебно-тренировочный самолет в полноценный истребитель... В январе 1942 года после выпуска 62 экземпляров самолет подвергся некоторым усовершенствованиям... Эта модификация была названа Як-7А... Январь-май 1942 выпущено 277 машин." 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 28, 2015 172 иап 18.03.42-го теряет Як-7 с лётчиком. Пилот - старшина Латышев Дмитрий Иванович. В р-не станции Мятлевская группа обстреляна своей ЗА, и одновременно атакована 5 Ме-109. Дословно так: "После первой атаки неизвестно куда делся на Як-7 старшина Лытышев". До осмотренного места падения - около 80 км. Номеров этой машины у меня нет. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 28, 2015 172-й иап имел в т.ч. Як-7А № 1209 (если пофантазировать насчет номерков) О боевом Як-7 "Идея перевооружения Як-7, вероятно, появилась практически сразу после начала войны. Это следует из постановления ГКО № 185сс от 17 июля 1941 г. (дублирующий приказ НКАП № 716сс от 19.7.41 г.), по которому завод № 81 в Тушино в объединении с московским заводом № 156 должен был произвести подготовку и начать выпуск истребителя Як-3 с неразъемным деревянным крылом (после эвакуации в г.Омск на завод № 166 и параллельно с постановкой там производства бомбардировщика "103" А.Н. Туполева). Такое изменение конструкции, при тех же что и у истребителя Як-1 вооружении и моторе (с 13 мая на серийных Як-3 разрешили устанавливать обычный мотор М-105П), несомненно, подтолкнуло проектировщиков пойти дальше по пути упрощения производства истребителя, и вместо пристыковки к фюзеляжу Як-3 крыла от Як-7 использовать планер последнего целиком, произведя минимальные доработки. По распоряжению А.С. Яковлева, как заместителя наркома авиапромышленности, в июле 1941 года завод № 301 переоборудовал одну из учебных машин (№ 0411) в вариант истребителя, установив на самолет мотор-пушку с боекомплектом и бронеспинку в передней кабине. Машина оказалась удачной, и, согласно постановлению ГКО № 482сс от 14.8.41 г. (дублирующий приказ НКАП № 863сс от 15.8.41 г.), на выпуск истребителя Як-1 (с отъемной моторамой, увеличенным диаметром колес и с радиостанцией, т.е. в варианте Як-7), параллельно с выпуском истребителей ЛаГГ-3, нацелили завод № 153 в г.Новосибирске. По государственному заданию этот завод, носящий имя В.П. Чкалова, должен был выпустить в 1941 году 20 истребителей Яковлева (пять в ноябре и 15 в декабре) и довести их количественный выпуск к апрелю 1942 года до шести самолетов в сутки. При этом программа ЛаГГов в четвертом квартале 1941 г. увеличивалась до 383 машин, и к концу декабря заводу следовало обеспечить суточный выпуск 7 самолетов данного типа. Кроме увеличения производственного задания постановление ГКО наметило пути решения транспортной проблемы завода № 153, организовав реконструкцию шоссе и линии трамвая (строительством второго пути) из города до завода. Девятью днями позже постановлением ГКО № 567сс от 23.8.41 г. (дублирующий приказ НКАП № 913сс от 26.8.41 г.) завод № 153 обязали увеличить выпуск самолетов типа Як-1 до 100 штук в 1941 году за счет сокращения программы ЛаГГ-3. Этими же документами заводу № 301 поставили задачу прекратить с 15 сентября выпуск учебных самолетов, перейдя на производство Як-7 только в боевом варианте. Выпустив в сентябре и октябре 1941 года 52 боевые машины Як-7, завод в Химках 10 октября начал демонтаж, вывоз и погрузку оборудования, а 11 октября в Новосибирск отправился первый эшелон. Благодаря усилиям военной приемки, возглавляемой военинженером 3-го ранга А.П. Федосеевым, порой уговорами мастеров и рабочих, к имеющимся на аэродроме 23-м удалось прибавить еще 12 машин Як-7, находившихся на момент выхода приказа об эвакуации в сборочном цехе в разных степенях готовности. К 16 октября завод № 301, за исключением рембазы, полностью эвакуировали. Оставшиеся на заводе 35 самолетов Як-7 (в том числе 15 оформленных) персонал военной приемки и рембазы опробовал гонкой моторов на земле и до 1 ноября отправил в части ВВС КА. Из этого числа 12 боевых Як-7 передали в 172-й иап и два в 12-й иап, остальные учебные отправили в 22-й зап (Кинешма), авиашколы в Красном Куте и Энгельсе и в учебные центры ВВС в Аджи-Кабуле, Вологде и Череповце. Наименование боевого варианта Як-7, внедряемого на заводе № 153, изменялось достаточно часто. Первоначально машину именовали как Як-1 в варианте Як-7 (в документах ГКО и НКАП второй половины 1941 года словосочетание "в варианте Як-7" опускалось, а учебный вариант машины, несмотря на переобозначение в декабре 1940 г., именовался по-прежнему – УТИ-26). В декабре 1941 года официальными наименованиями стали: Як-7 – учебный вариант и Як-3 – боевой вариант машины (наименование Як-3 в заводской документации появилось с 20 января 1942 г.). После отработки на заводе № 153 эталонов серии 1942 года самолетов № 1415311 (с пулеметами ШКАС), № 1415313 (с пулеметами БС) и № 1515340 (учебного варианта с неубирающимся шасси) с февраля 1942 г. эти типы машин обозначили на заводе как Як-7б, Як-7бс и Як-7 соответственно. В приказе заместителя наркома авиапромышленности А.С. Яковлева № 12 от 21 февраля 1942 г. о премировании работников завода № 115 за создание и внедрение новых улучшенных образцов Як-7 эти машины уже поименованы как Як-7А, Як-7Б и Як-7В. С середины марта 1942 года наименования ОКБ получили статус официальных обозначений модификаций Як-7 " http://eksmo.ru/catalog/book/yak-7-istr ... ID1676128/ 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 29, 2015 Уважаемый Дьяк! Латышев Дмитрий Иванович мой прадед. Пропал без вести 18.03.1942 г. Летал на ЯК-7. Откуда у Вас информация о бое? Хотелось бы узнать больше о месте гибели прадеда. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted May 31, 2015 172 иап 18.03.42-го теряет Як-7 с лётчиком. Пилот - старшина Латышев Дмитрий Иванович.В р-не станции Мятлевская группа обстреляна своей ЗА, и одновременно атакована 5 Ме-109. Дословно так: "После первой атаки неизвестно куда делся на Як-7 старшина Лытышев". До осмотренного места падения - около 80 км. Номеров этой машины у меня нет. Дьяк, добрый день. Не могу написать Вам личное сообщение, т.к у меня нет рейтинга. Скажите, пожалуйста, откуда у Вас эта информация и как с Вами можно связаться. Очень хочется найти место гибели прадеда. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 1, 2015 ....Скажите, пожалуйста, откуда у Вас эта информация и как с Вами можно связаться... Дмитрий, смотрите в личке. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 18, 2015 Добрый вечер, уважаемые коллеги. Случайно нашел эту тему, очень рад объединить усилия. Наро-Фоминским поисковым отрядом "Бумеранг" работа по этому самолету ведется уже третий год. Перекапываем верхний слой в поисках номерных фрагментов и деталей, в саму яму лезть пока не стали, сейчас покупаем мотопомпу и тогда форсируем ее. За годы работы собрана сотня обломков деталей, приборов, почти на всех технологические клейма и тп. Из важных деталей есть шильда с четырехзначным номером через дефис, (подозреваем, что это номер самолета и серия, хотя таких номеров не встречал ), находилась на раме, был притянут хомутом. Фрагмент с нанесенным трафаретом номером, фрагмент прибора с номером. Сейчас идет пробивка через архив всех данных. Не уверены с версией по поводу летчика Латышева, Мятлевская станция - это Износкинский район Калужской области, далековато очень. Сейчас отрабатываем точные данные в архиве по этому номеру, надеемся узнать информацию о пилоте и его судьбе. На следующей неделе надеюсь будет готов результат, обязательно сообщим и выложим все фото и информацию. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Сейчас отрабатываем точные данные в архиве по этому номеру, надеемся узнать информацию о пилоте и его судьбе. На следующей неделе надеюсь будет готов результат, обязательно сообщим и выложим все фото и информацию. Номер подскажите и/или фото шильдика выложите, пожалуйста, может вашему поиску чем поможем. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Добрый вечер, уважаемые коллеги. Случайно нашел эту тему, очень рад объединить усилия.Наро-Фоминским поисковым отрядом "Бумеранг" работа по этому самолету ведется уже третий год. Перекапываем верхний слой в поисках номерных фрагментов и деталей, в саму яму лезть пока не стали, сейчас покупаем мотопомпу и тогда форсируем ее. За годы работы собрана сотня обломков деталей, приборов, почти на всех технологические клейма и тп. Из важных деталей есть шильда с четырехзначным номером через дефис, (подозреваем, что это номер самолета и серия, хотя таких номеров не встречал ), находилась на раме, был притянут хомутом. Фрагмент с нанесенным трафаретом номером, фрагмент прибора с номером. Сейчас идет пробивка через архив всех данных. Не уверены с версией по поводу летчика Латышева, Мятлевская станция - это Износкинский район Калужской области, далековато очень. Сейчас отрабатываем точные данные в архиве по этому номеру, надеемся узнать информацию о пилоте и его судьбе. На следующей неделе надеюсь будет готов результат, обязательно сообщим и выложим все фото и информацию. Вот фрагмент с номером нанесенным через трафарет это и есть номер самолета 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 (edited) Да за фрагмент с номером то и зацепились в общем то. Остальные детали и номера не давали никакого намека. Была надежда на лючки, но как назло - никаких номеров. Были другие номера, но только путали. Сейчас отмываю еще несколько деталей для более точного определения. Проскочила аналогия цифр с шильдика с номером на трафарете. По нему сейчас и идет пробивка в архиве. Надеюсь эпопея этих лет закончится положительно. Фотографии и информацию выложу в течении дня. Edited June 19, 2015 by 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Предварительно... Найдена шильда с номером "12-13" или "12-15". Я её пока не видел, но думаю, что скорее всего - это "12-15", так как совпадает с "15 ПР" на лючке. На всякий случай, нужно отработать на принадлежность обе машины. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Вот переслали мне мои фото, сейчас все выложу. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Фрагмент номера. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Лючек к сожалению информации не дал, аккуратно мыл его, номера трафаретного не оказалось, на самом лючке никаких номеров, кроме технологических. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Остальные фото с номерами, которые пытались пробивать смогу выложить на следующей неделе только, по приезду, если интересно, но это все не то, никакого результата, чисто технологические клейма. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Предварительно... Найдена шильда с номером "12-13" или "12-15". Я её пока не видел, но думаю, что скорее всего - это "12-15", так как совпадает с "15 ПР" на лючке. На всякий случай, нужно отработать на принадлежность обе машины. Так же отрабатываем обе версии и с 12 - 13 и 12 - 15, но я больше склоняюсь к 12 - 13. Всю новую информацию выложу, Вы тоже выкладывайте, если что прояснится. Непонятки с номерами машины, возможно связаны со смешанной сборкой из общих конструктивных деталей и узлов, которые готовились для разных серий машин. Либо перед эвакуацией завода 301, либо в начале работы завода 153. Возможно какие то узлы были перевезены в Новосибирск. Все таки сложный переходный период. Серийный номер эталонного экземпляра Як-7Б с двигателем М-105ПА 14-13, что наводит на мысль что это либо какая то опытная или переходная модель. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 По совокупности данных это боевой Як-7А с 2ШКАС+ШВАК 12-й серии выпуска завода № 301. Увы, ни по 1213, ни по 1215 у меня данных нет. Или 12-й или 172-й иап. Может еще 562-й. Часть попала в 22-й зап (а из него куда данных нет). Может и остались, т.к. были с двойным управлением (педали на фото похоже из задней кабины). Данных за 41-й год по 301-му заводу очень мало - приходится восстанавливать по полковым документам. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Вот фото педалей с других ракурсов, может поможет как нибудь. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites
Posted June 19, 2015 Собранная из осколков бронеспинка. 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites