князь

Ростовские поисковики восстановят речные танки Азовской флот

1 сообщение в этой теме

В Аксайском военно-историческом музее, где собрана богатая коллекция различной боевой техники, возможно появится уникальный экспонат - речной танк Азовской военной флотилии. Так в годы Великой Отечественной войны краснофлотцы называли бронекатера проекта 1125. Вторую жизнь военному катеру намерены подарить члены поискового отряда "Щит-Дон".

Кладбище затонувших бронекатеров

Кладбище затонувших военных катеров находится на Дону вблизи хуторов Арпачин и Сады Багаевского района. На глубине трех с половиной метров, завалившись на бок, лежит бронекатер длиной 22 метра. Его почти занесло песком. О боевом назначении судна свидетельствуют орудийная башня, боевая рубка, турели для зенитных пулеметов. Рядом с ним помощью эхолотов и гидролокатора поисковики отряда "Щит-Дон" нашли еще одно подобное судно. Затем на мониторах высветился корпус катера-тральщика, самоходной баржи и еще нескольких судов.

читайте также

Водолазы обследовали "Щуку", на которой служили ростовчане

- Проведя подводную разведку мы установили, что они не были потоплены вражеской артиллерией или самолетами. В корпусе отсутствуют характерные пробоины и повреждения, которые причиняют разрывы бомб и снарядов. Видимо краснофлотцы пошли по пути моряков с крейсера "Варяг" и сами затопили свои катера, чтобы техника не досталась наступающим немцам, - рассказал руководитель поискового отряда "Щит-Дон" Сергей Стельмашов.

Он также отметил, что боевые суда затоплены очень грамотно, чтобы противник не мог быстро их поднять и использовать против советских войск. Часть пушек и пулеметов перед затоплением была демонтирована, но некоторое оружие, патроны и снаряды в спешке военного времени видимо не удалось эвакуировать.

Цинками с артиллерийскими снарядами и патронами, по словам дайверов, оказались заполнены все трюмы. Их обезвреживанием пришлось заниматься водолазам Южного военного округа.

Саперы МЧС и Минобороны, погрузившись на дно реки, обследовали суда. Они установили, что поднимать на поверхность проржавевшие снаряды и патроны опасно. Боеприпасы могли с детонировать в любой момент, и тогда военные приняли решение: взорвать их тактическим подводным зарядом. А вот корпуса "речных танков" так и остались лежать на прежнем месте, занесенные песком.

Тут следует упомянуть, что в реках Донского бассейна подводные археологи находят много следов войны. Так в октябре прошлого года на дне Северского Донца водолазы обнаружили башню от танка Т-70 и 22 снаряда к орудию, а незадолго до этого, недалеко от поселка Манычстрой были найдены сразу 543 боеприпаса времен Великой Отечественной войны.

Бортовой номер вместо имени

Одновременно с подводными исследованиями поисковики решили идентифицировать свои находки, установить тип и происхождение катеров. Скрупулезно разбирая архивные документы Стельмашов и его помощник - водолаз Владимир Макаренко узнали, что затопленные на Дону корабли и суда принадлежали Азовской военной флотилии. И они действительно были подорваны собственными экипажами 27 июля 1942 года.

- Так как бронекатера по военным меркам были небольшими судами с малой осадкой, и строились в массовом количестве, то собственные имена, как большим кораблинм им давать не принято. Только наименование проекта и бортовой номер, причем номера по соображениям секретности часто менялись. Найденные катера в момент своей гибели имели номер БК-201 и БК-205, - рассказывает Владимир Макаренко.

Поисковики также выяснили, что "броняшки" прошли солидный боевой путь. Однотипные катера-близнецы были построены в 1938 году и вошли в состав Днепровской военной флотилии.

С помощью морского историка из Украины Сергея Гафарова удалось даже найти фрагмент кинохроники военно-морского парада в Киеве. На сохранившихся кадрах кинопленки видно, как бронекатер БК-201, тогда он ходил под №111, рассекает воды Днепра. На палубе судна стоят краснофлотцы, которые еще не знают какая судьба уготовлена их боевому товарищу. Вскоре бронекатер примет участие в походе Красной Армии в западную Украину и Белоруссию в 1939 году, а потом будет переведен на Дунай, где встретит начало Великой Отечественной войны.

- К сожалению, точных данных о боевых подвигах БК-201 и его экипажа нам установить пока не удалось, - рассказывает Сергей Стельмашов, - так как часть документов была утеряна в хаосе поражений 41-го года. Тем не менее известно, что БК-201 совместно с другими кораблинми Дунайской флотилии оказывал постоянную помощь нашим войскам на Дунае, Южном Буге, Днепре, в районе Тендры, а затем и в Керченском проливе.

Наши моряки воевали в неравных условиях. Неприятель имел значительное численное превосходство в мониторах и береговой артиллерии, а вес залпа румынской флотилии в два раза превышал аналогичный показатель советских кораблей. Уцелевшие в неравных боях корабли и суда осенью 1941 года вошли в состав формирующейся Азовской флотилии. Они были сведены в отдельный Донской отряд (речных) кораблей, куда и вошли катера-близнецы. Всего отряд насчитывал восемь бронекатеров и речных тральщиков.

Особенно отличились краснофлотцы при обороне Азова, когда вместе с пехотинцами уничтожили немецкий десант. Причем часть моряков сражалась на суше. Несмотря на героизм к исходу 23 июля 1942 года передовые части фашистов ворвались на северо-восточную окраину Ростова. Вскоре город был захвачен, а вслед за ним пал Азов.

- Таким образом часть катеров Донского отряда оказалась заперта на реке. Морякам надо было выбирать: сдаваться в плен или затопив катера по суше уйти с отступающими частями. Краснофлотцы выбрали свой путь. Они поднялись вверх по реке и возле хутора Арпачин взорвали и затопили свои суда, которые погибли, но как "Варяг" и "Кореец" не спустили перед врагом флаг, - рассказывает Стельмашов. - После этого забрав стрелковое оружие отряд моряков - более ста человек - добрался до Сальска. Там они наткнулись на местный госпиталь. Метались врачи и сестры. Враг рядом, а на их попечении 450 раненых, и никакого транспорта. Краснофлотцы тогда пригнали вагоны с подъездных путей, разыскали исправный паровоз. В созданную таким образом санитарную летучку погрузили раненых. Так моряки добрались до станции Кавказской, сдали раненых в госпитали и зашагали дальше. На этом следы отряда теряются.

Мы установили почти всех членов команды БК-201 и БК-205. Если верить архивам многие из них вышли из окружения и продолжили службу на флоте. Например, командир отделения комендоров БК-205 старшина 2 статьи Дмитрий Жидков в январе 1943 года получил свою первую награду - медаль "За отвагу" и благополучно прошел всю войну.

Однако не всем так повезло. Часть моряков пропала без вести. К сожалению, ничего не известно о судьбе командира бронекатера № 205 лейтенанта Самуила Нерославского и многих других матросов. Некоторые оказались в плену.

Всем миром

Спустя 70 лет члены поискового клуба "Щит-Дон" намерены не только установить судьбу всех моряков Донского отряда, найти их родных, но и поднять со дна реки катера.

- Найденный нами бронекатер представляет огромную историческую ценность, так как в нашей стране не сохранилось катеров, на которых были установлены башни от танков Т-28 и Т-35, - рассказывает Сергей Стельмашов. - Мощные на тот период орудия, правда, не во всем удовлетворяли моряков. Ведь танковой пушке приходится в основном стрелять прямой наводкой, а корабельной и с закрытых позиций. Для корабельных условий крайне малым оказался угол возвышения танкового орудия - всего 26 градусов. Последнее обстоятельство исключало и возможность ведения огня по самолетам противника, поэтому в дальнейшем на бронекатерах устанавливаю другие орудия, имевшие лучшие характеристики. Именно поэтому ростовские БК такие ценные…

Поисковики отряда "Щит-Дон" уже самостоятельно подготовили для подъема речных катеров водолазное снаряжение, надувные понтоны и прочее оборудование, но отсутствие средств не позволяет приступить к работам.

- Мы общественная организация и у нас нет 12 миллионов рублей, чтобы поднять и восстановить бронекатера. Мы обращались за помощью к местным властям, но отовсюду приходят стандартные ответы с визами: "Финансирование проекта из средств местного бюджета не предоставляется возможным". Остается надеяться только на то, что найдутся настоящие патриоты и всем миром мы поднимем и отреставрируем к 70-летию Победы речные танки, - заявил Стельмашов.

Справка "РГ"

Водоизмещение бронекатера "Проект 1125" составляло около 29 тонн, бронирование - 4-7 миллиметров. Осадка судна, созданного для боевых действий на реках, не превышала 56 сантиметров. Скорость хода - до 18 узлов. Дальность плавания - до 100 морских миль. Экипаж 10-12 человек. Вооружение: 76-мм пушка в танковой башне, от трех до пяти пулеметов ДШК. Некоторые катера несли реактивные установки "Катюша" и морские мины. Всего построено 140 бронекатеров.

http://www.rg.ru/2015/03/24/reg-ufo/kater.html

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу