Posted March 26, 2015 В Аксайском военно-историческом музее, где собрана богатая коллекция различной боевой техники, возможно появится уникальный экспонат - речной танк Азовской военной флотилии. Так в годы Великой Отечественной войны краснофлотцы называли бронекатера проекта 1125. Вторую жизнь военному катеру намерены подарить члены поискового отряда "Щит-Дон". Кладбище затонувших бронекатеров Кладбище затонувших военных катеров находится на Дону вблизи хуторов Арпачин и Сады Багаевского района. На глубине трех с половиной метров, завалившись на бок, лежит бронекатер длиной 22 метра. Его почти занесло песком. О боевом назначении судна свидетельствуют орудийная башня, боевая рубка, турели для зенитных пулеметов. Рядом с ним помощью эхолотов и гидролокатора поисковики отряда "Щит-Дон" нашли еще одно подобное судно. Затем на мониторах высветился корпус катера-тральщика, самоходной баржи и еще нескольких судов. читайте также Водолазы обследовали "Щуку", на которой служили ростовчане - Проведя подводную разведку мы установили, что они не были потоплены вражеской артиллерией или самолетами. В корпусе отсутствуют характерные пробоины и повреждения, которые причиняют разрывы бомб и снарядов. Видимо краснофлотцы пошли по пути моряков с крейсера "Варяг" и сами затопили свои катера, чтобы техника не досталась наступающим немцам, - рассказал руководитель поискового отряда "Щит-Дон" Сергей Стельмашов. Он также отметил, что боевые суда затоплены очень грамотно, чтобы противник не мог быстро их поднять и использовать против советских войск. Часть пушек и пулеметов перед затоплением была демонтирована, но некоторое оружие, патроны и снаряды в спешке военного времени видимо не удалось эвакуировать. Цинками с артиллерийскими снарядами и патронами, по словам дайверов, оказались заполнены все трюмы. Их обезвреживанием пришлось заниматься водолазам Южного военного округа. Саперы МЧС и Минобороны, погрузившись на дно реки, обследовали суда. Они установили, что поднимать на поверхность проржавевшие снаряды и патроны опасно. Боеприпасы могли с детонировать в любой момент, и тогда военные приняли решение: взорвать их тактическим подводным зарядом. А вот корпуса "речных танков" так и остались лежать на прежнем месте, занесенные песком. Тут следует упомянуть, что в реках Донского бассейна подводные археологи находят много следов войны. Так в октябре прошлого года на дне Северского Донца водолазы обнаружили башню от танка Т-70 и 22 снаряда к орудию, а незадолго до этого, недалеко от поселка Манычстрой были найдены сразу 543 боеприпаса времен Великой Отечественной войны. Бортовой номер вместо имени Одновременно с подводными исследованиями поисковики решили идентифицировать свои находки, установить тип и происхождение катеров. Скрупулезно разбирая архивные документы Стельмашов и его помощник - водолаз Владимир Макаренко узнали, что затопленные на Дону корабли и суда принадлежали Азовской военной флотилии. И они действительно были подорваны собственными экипажами 27 июля 1942 года. - Так как бронекатера по военным меркам были небольшими судами с малой осадкой, и строились в массовом количестве, то собственные имена, как большим кораблинм им давать не принято. Только наименование проекта и бортовой номер, причем номера по соображениям секретности часто менялись. Найденные катера в момент своей гибели имели номер БК-201 и БК-205, - рассказывает Владимир Макаренко. Поисковики также выяснили, что "броняшки" прошли солидный боевой путь. Однотипные катера-близнецы были построены в 1938 году и вошли в состав Днепровской военной флотилии. С помощью морского историка из Украины Сергея Гафарова удалось даже найти фрагмент кинохроники военно-морского парада в Киеве. На сохранившихся кадрах кинопленки видно, как бронекатер БК-201, тогда он ходил под №111, рассекает воды Днепра. На палубе судна стоят краснофлотцы, которые еще не знают какая судьба уготовлена их боевому товарищу. Вскоре бронекатер примет участие в походе Красной Армии в западную Украину и Белоруссию в 1939 году, а потом будет переведен на Дунай, где встретит начало Великой Отечественной войны. - К сожалению, точных данных о боевых подвигах БК-201 и его экипажа нам установить пока не удалось, - рассказывает Сергей Стельмашов, - так как часть документов была утеряна в хаосе поражений 41-го года. Тем не менее известно, что БК-201 совместно с другими кораблинми Дунайской флотилии оказывал постоянную помощь нашим войскам на Дунае, Южном Буге, Днепре, в районе Тендры, а затем и в Керченском проливе. Наши моряки воевали в неравных условиях. Неприятель имел значительное численное превосходство в мониторах и береговой артиллерии, а вес залпа румынской флотилии в два раза превышал аналогичный показатель советских кораблей. Уцелевшие в неравных боях корабли и суда осенью 1941 года вошли в состав формирующейся Азовской флотилии. Они были сведены в отдельный Донской отряд (речных) кораблей, куда и вошли катера-близнецы. Всего отряд насчитывал восемь бронекатеров и речных тральщиков. Особенно отличились краснофлотцы при обороне Азова, когда вместе с пехотинцами уничтожили немецкий десант. Причем часть моряков сражалась на суше. Несмотря на героизм к исходу 23 июля 1942 года передовые части фашистов ворвались на северо-восточную окраину Ростова. Вскоре город был захвачен, а вслед за ним пал Азов. - Таким образом часть катеров Донского отряда оказалась заперта на реке. Морякам надо было выбирать: сдаваться в плен или затопив катера по суше уйти с отступающими частями. Краснофлотцы выбрали свой путь. Они поднялись вверх по реке и возле хутора Арпачин взорвали и затопили свои суда, которые погибли, но как "Варяг" и "Кореец" не спустили перед врагом флаг, - рассказывает Стельмашов. - После этого забрав стрелковое оружие отряд моряков - более ста человек - добрался до Сальска. Там они наткнулись на местный госпиталь. Метались врачи и сестры. Враг рядом, а на их попечении 450 раненых, и никакого транспорта. Краснофлотцы тогда пригнали вагоны с подъездных путей, разыскали исправный паровоз. В созданную таким образом санитарную летучку погрузили раненых. Так моряки добрались до станции Кавказской, сдали раненых в госпитали и зашагали дальше. На этом следы отряда теряются. Мы установили почти всех членов команды БК-201 и БК-205. Если верить архивам многие из них вышли из окружения и продолжили службу на флоте. Например, командир отделения комендоров БК-205 старшина 2 статьи Дмитрий Жидков в январе 1943 года получил свою первую награду - медаль "За отвагу" и благополучно прошел всю войну. Однако не всем так повезло. Часть моряков пропала без вести. К сожалению, ничего не известно о судьбе командира бронекатера № 205 лейтенанта Самуила Нерославского и многих других матросов. Некоторые оказались в плену. Всем миром Спустя 70 лет члены поискового клуба "Щит-Дон" намерены не только установить судьбу всех моряков Донского отряда, найти их родных, но и поднять со дна реки катера. - Найденный нами бронекатер представляет огромную историческую ценность, так как в нашей стране не сохранилось катеров, на которых были установлены башни от танков Т-28 и Т-35, - рассказывает Сергей Стельмашов. - Мощные на тот период орудия, правда, не во всем удовлетворяли моряков. Ведь танковой пушке приходится в основном стрелять прямой наводкой, а корабельной и с закрытых позиций. Для корабельных условий крайне малым оказался угол возвышения танкового орудия - всего 26 градусов. Последнее обстоятельство исключало и возможность ведения огня по самолетам противника, поэтому в дальнейшем на бронекатерах устанавливаю другие орудия, имевшие лучшие характеристики. Именно поэтому ростовские БК такие ценные… Поисковики отряда "Щит-Дон" уже самостоятельно подготовили для подъема речных катеров водолазное снаряжение, надувные понтоны и прочее оборудование, но отсутствие средств не позволяет приступить к работам. - Мы общественная организация и у нас нет 12 миллионов рублей, чтобы поднять и восстановить бронекатера. Мы обращались за помощью к местным властям, но отовсюду приходят стандартные ответы с визами: "Финансирование проекта из средств местного бюджета не предоставляется возможным". Остается надеяться только на то, что найдутся настоящие патриоты и всем миром мы поднимем и отреставрируем к 70-летию Победы речные танки, - заявил Стельмашов. Справка "РГ" Водоизмещение бронекатера "Проект 1125" составляло около 29 тонн, бронирование - 4-7 миллиметров. Осадка судна, созданного для боевых действий на реках, не превышала 56 сантиметров. Скорость хода - до 18 узлов. Дальность плавания - до 100 морских миль. Экипаж 10-12 человек. Вооружение: 76-мм пушка в танковой башне, от трех до пяти пулеметов ДШК. Некоторые катера несли реактивные установки "Катюша" и морские мины. Всего построено 140 бронекатеров. http://www.rg.ru/2015/03/24/reg-ufo/kater.html 0 Insert Nick Share this post Link to post Share on other sites