NSL

97 сбап, 74 шап

21 сообщение в этой теме

помогите узнать даты и места боевых действий, а также боевые потери:

97 сбап - с 23 июня по 1 августа 1941 года (22 июня дислоцировался на аэродроме Бобруйск,

потом 35 Су-2 перелетели на аэродром Миньки);

74 шап - с 1 июля по 15 августа 1941 года (на начало войны дислоцировался где-то рядом с Бобруйском, 10 августа - аэродром Богодухов)

nsl_3@mail.ru

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

97 бап -самолеты су-2 .1941 год 22.06. базировался -юго восточнее Бобруйска аэ-м Миньки .На 26.07.1941 г. потеряно 10 машин су-2. 14 летчиков пропали без вести .Противник бф-109 ф JG-53 . Основное направление вылетов Береза-картуз . Ивацевичи . По основной дороге Брест-Москва .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отчет о боевой работе 74 ШАП за период БД В борбе с фашизмом с 10.7.41 по 13.11.41г

1.За йказанный период полк произвел 558 боевых вылетов на самолете ил-2 ,с налетом 773 часа 44 минуты.

2.Полк особенно интенсивно действовал по авто-мото-мех колоннам,танкам и живой силе противника на шоссе ЖИТОМИР-КИЕВ_,на отрезках дороги КОРОСТОШЕВ-ЮРОВ,ЮРОВСКИЙ-Киевский УР,на шоссейных и грунтовых дорогах в районе ст.Попельная,Васильков,Трипил-Чернигов,Мценска,Тула;по переправам на реках Днепр,Здвиж,Десна,по аэродромам Брусилов,Орел.

Отдельными самолетами полк производил боевую разведку в масштабе 5 армии и фронта.

3В результате БД полком уничтожено:330 танков,178 бронемашин,1233 автомашины,123 орудия разного калибра,50 мотоциклов,19 цистерн с горючим,возникло 98 пожаров,34 взрыва с боеприпасми,уничтожено до 3 полков пехоты противника,разрушено 3 моста через р.Днепр у м.Окуниново.

Разгромлен крупный немецкий штаб,размещавшийся в совхозе Волков,что южнее Мценска 5 км.,уничтожено 70 самолетов противника разного типа,из них 59 самолетов уничтожено на аэродромах противника Белая Церковь,Брусилов,Орел и 11 самолетов сбито в воздушных боях,из них:по типам один самолет ме-110,четыре самолета ме-109,один самолет хе-113,один самолет фоке-вульф,три самолета типа ПВС,один самолет ДУГЛАС с грузом………………………………………………………………………………………………

5.За весь период войны силами технического состава полка при помощи ПАРМ-1 произведено 387 самолето-ремонтов,из них 310 мелкого ремонта,57 средне-полевого ремонта и 20 капитального ремонта.

1(Полегли 9 лучших героев-летчиков )-скор. Я.

1.Командир 74 ШАП-капитан Сентемов Степан Егорович пал смертью храбрых при защите города Тула,выполняя боевую разведку на самолете ил-2,имея восемь боевых вылетов с налетом 14 часов.(на самом деле разбился,из-за плохих метеоусловий и разворота с потерей скорости 20.10.41 в 13-30,аэродром станция Волово,задача разведка погоды-я).

ф.22164 оп.184637,д.2.стр.1-2

отчет о боевой деятельности с 10.7.1941 по 13.11.1941 г.

1.Полк за указанный период имел в своем составе 48 человек летного состава летающих на самолете ил-2,из них погибло в Б ЗА Родину 10 летчиков,не возвратились с бз по неизвестным причинам 15 летчиков,переведено в другие авиационные части 13 летчиков,в госпитале на лечении 3 летчика,на лицо в полку 9 летчиков.

2.Полком получено от военного завода №18 г.Воронеж 63 самолета ил-2.В результате БД 31 самолет был сбит ЗА противника над полем боя,16 самолетов не возвратилось с БЗ по неизвестным причинам,9 самолетов отправлены на завод,7 самолетов переданы в другие части.

4 За весь период полк произвел 558 боевых вылетов на самолете ил-2 с боевым налетом 773 ч .44 мин.

Стр.3 там же

Краткая история 74 ШАП

74 ШАП сформировался в конце мая 1938 года из личного состава бывшей 7-й Штурмовой Авиационной эскадрильи,базировавшейся в г.Гомель/БССР/,получил первоначальное наименование 14-ШАП,вооруженного самолетами ДИ-6

В 1940 году,в мае месяце приказом НКО наименование полка было изменено на 74 ШАП,вооруженный самолетами и-15 бис и вошел в состав 10сад.Командир полка дважды орденаносец майор Васильев БорисМихайлович,комиссар полка батальонный коммисар Журавлев Яков Иванович.

К началу Отечественной войны 74 шап базировался в лагерях/Малые взводы/ в 7-8 км восточнее Высоко-Литовск/Зап.Белоруссия/в 12-15 км от Гос.гр.

Полк в своем составе имел:18 самолетов и-15 бис,4 самолета ил-2 полученные за 2 дня до начала ВОВ с завода №18 г.Воронеж.На самолетах ил-2 самостоятельно летало 9 человек летчиков из кадрового состава,остальной состав в совершенстве владел полетами на самолетах и-15 бис,10 человек технического состава к этому времени освоили материальную часть и эксплаутацию самолета ил-2.

Стр 1 фонд 22164,опись 143522,д1.

Далее кратко я.

22.06.41 аэродром атаковали до 30 самолетов типа ме-109 ,ме-110.

Вся материальная часть полка уничтожена.При попытке взлететь ,было убито 4 человека(тип не уточнен самолетов).

К вечеру 22 оставшийся без матчасти полк вышел из окружения.При выходе понес потери до 10% ЛС .Сам командир полка пропал безвести.

К 22 9 человек полка(ком.звеньев и ком .ЭСК) находились в Воронеже.

Эта группа вылетела 23.6.41 в составе 7 самолетов на фронт.Произвели посадку в Бобруйскеи за неимением бп командывание использовало самолеты для прикрытия Гомеля.2 самолета под командыванием ком.звена Ивахненко приозвели 2 бв по мехколоннам противника на Слуцком шоссе.

Всего группой произведено 15 бв за 5 дней работы,потом отбыли в Воронеж для переучивания молодого летного состава.-я

«26.6.41 г весь личный состав был собран в районе г.Бобруйск ,но ввиду отсутствия командира полка майора Васильева по своей личной инициативе командир эскадрилии Сентимов Степан Егорович принял командывание полком»

стр 1 там же

10.7.41БЗ: атака мех колонны на шоссе Корыстшев-Юров голова колонны Юров

Фактически:с бреющего волета высота 50-75 метров в районе Носовка-Осещина атаковали колонну длинною 2-3 км,сделано 3 захода с разных направлений,наблюдали прямые попадания.

Расход рс-132-72 шт,фаб-70М2-54 шт,снарядов швак-3200,патронов 9200.

Летало 9 самолетов(в общем).Над целью ЗА до 8-12 пушек.Атакованны звено ме-109 с хвоста.

Результат:возникло 9 пажаров,уничтожно 18 танков,30 автомашин.

Время вылета в 14-55,атака в 15-40,посадка в 14-20

Аэродром Веркиевка

6 самолетов село в Веркиевке,2 самолета Бравары,1 самолет Макаров

Летчики Попов,Кетов,Лоза,Гладуш,Цыплухин,Сенько,Мошинец,Астрах,Пудрин 2АЭ

10.7.41 район тот же

9 самолетов 1 АЭ Летчики Емельянов ,Сурилов,Дорохин,Кащеев,Гаврилекононенко,Жуков,Иванов,Рамоненко,Карцевский

Атака с высоты 50 метров.

Уничтожено 80-90 автомашини танков.Командир 1 АЭ капитан Попов сбил в воздухе ме-109 снарядами швак и РС

Зентитная артилеррия вела заград огонь среднюкалибра.звено ме-109 во время атаки над целью противодействовало

Время вылета в 15-30,атака в 16-45,посадка в 17-25.

Село 6 самолетов в Веркиевке,1 самолет Хмельное

Стр 2 опись 184637 дело 3

23.7.1941

3АЭ Кетов,Остраховский

.2 самолета ,БЗ:уничтожить мото-мех- колонну в районе Белой Церкови

На дороге Белая Церковь внезапно атаковал мотто.мех. колонну до 70 штук машин крытых брезентом.Н-25-300 м.Отмеченно много прямых попаданий.Уничтожено до 25 автомашин.1/3 колонны(по докладу экипажей).Атаковали зенит-арт. батарею в районе Зап.Окраина Сполочи.Огонь был подавлен.

Расход:рс-132 8 ш тук,9 бомб АО-25,400 шт. Швак.

Время вылета 10-25,атаки 11-10,посадка 12.30

Аэродром Хибаловка

Стр 9.

25.7.1941

74 ШАП продолжает восстанавливать мат.часть используя весь личный состав приказ за №027 16 АД

Созданы три бригады по восстановлению матчасти.Инженер Киреченко.На аэродромах:Обухов,Остров,(не разборчиво остальное).Состав команд до 35 человек тех.состава.стр10

26.7.41

74 шап продолжает восстанавливать мат.часть приказ №028 16 АД

стр.10

27.7.1941-29.7.1941 продолжали восст.мат.части и исправными самолетами находились в готовности №2.Вылетов не производили.

Стр.11

30.7.1941 2АЭ летчики Сурилов,Кононенко

БЗ:74 шап звеном ил-2-уничтожать заправочные средства,горючее,понтоны,танки и мотомех.части в районе Езерна,?Виногород?,Лисянка,Богуелов,Ракитно приказ №033 штаб 16 АД

Фактический маршрут:

Ягатин-Германовка,цель Ягатин(или Яготин).Н-бреющий,атака Н-от 25 до 300 метров

Высота и результат бомбомет:

Атаковали мотто-мех-колонну 70-80 машин в движении на дороге Винцетовка-Караныш?.Отмеченны прямые попадания по всей длинне колонны.Атака произведена с хвоста Н 250-300 метров,стрельба с Н-25 метров.Над головной частью сброшено 4 АО-25.

Расход:10 шт АО-25,11 РС-132,200 швак,500 патронов шкас.

Время вылета 11-05,атаки 11-35,посадки 12-15.

Аэародром Ягошин

Противодействия противника не было.уничтоженно 5 бронемашин,8 автомобилей

Стр 12.

31.7.1941

2АЭ летчики ВОРОНОВ,Емельянов.Летали 2 самолетами

БЗ:74 шап штурмовыми действиямимуничтожать наступающего противника перед фронтом 64 СК в районе Козимировка,Гермоновка(или Германовка),Розалеевка(или Фозалеевка).приказ №034 штаба 16АД

Результат:атакована арт.колонна до 30 орудий и 10-12 танков.Произведенно 4 атаки отмечены прямые попадания.Бомбометания с высоты 300 метров,обстрел с бреющего.

Расход:ФАБ-50-12 шт.,РС(тип не указан)-16 шт.,швак-800,шкас-3000

Время вылета в 17-00,атака в 17-30,посадка в 18-10

Аэродром Яготин

Уничтожено 4 танка,15-20 орудий.По подтверждению сопровождавших истребителей бомбометание было точно в цель

Стр12

3.8.41

Перебазирование с аэродрома Яготин на аэродром Хибаловка

Восстановление мат.части,в районах Озеры,Буча,Гнедынь,Козелец,Ревнов,Яготин

Стр 16

4.8.14 вылетов не производил.восстанавливал матчасть,находясь в резерве ЮЗФ,перелет 10 самолетов ил-2 из Воронежа на аэродром Хибаловка.

Стр16

11.8.41

3АЭ

Воронов,Халевицкий

БЗ:уничтожать автомашины,конницу,живую силу и ЗА в районе ?Янковичи?,Хотов,Будаевка,Почтовая Вета.

Фактически:15.20 атаковали автомашины с красными крестами до 12-15 штук на дороге Янковичи-Хотов до 50 всадников обстреляны пулеметно-пушечным огнем,4РС,сброшены 2 касеты бомб АО-25.Несколько автомашин загорелось,количество неизвестно.Атаковали до 10 точек ЗА мелкого калибра на высоте ю-з. Хотов 1 км.

Расход АО-25-6шт.,АО-2,2-144 шт,РС-15 шт,Швак-700 шт.,Шкас-2500

Время вылета 14.55,атаки 15.20,посадка 16.15

Аэродром Хибаловка

Стр.25

11.8.1941

3 АЭ

Савченко,Кетов,Перепеленко,Олейник(стоит крестик),Герман,Цыплухин

Вылетевших 5

БЗ:Уничтожать танки,артиллерию,и пехоту в районах Будаевка,Глеваха

19.15-19.30 5 ил-2 произведенна атака по скоплению танков,арт и пехоты…. Будаевка-Глеваха.Отмеченны прямые попадания по арт,танкам и пехоте.Лес запружен войсками.Боеприпасы израсходованы с большим эффектом.Во время атак были атакованы 9 ме-109.В результате боя 1 ме-109 был сожжен командиром 3 АЭ капитаном Савченко.Сопровождающие самолеты в бой не вступали,как неравные силы.Атаки производились с бреющего полета .

время вылета 18.45,время атаки 19.15-19.30,время посадки 20.30.

аэродром Хибаловка 4 самолета.1 самолет разбит в районе Борисполь,летчик Цыплухин отправлен в больницу.

В результате боя сожжен ме-109 капитаном Савченко.Сбитый ме-109 упал горящим на восточном берегу Днепра ,южнее д.?О...карки.Будаевка-Глевиха возникли большие пожары

Стр.25

10.7.41 прибыли на аэродром Веркиевка в составе 33 самолетов и через 1 час вылетили на БЗ

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 74 шап был Оробинский Юрий Сергеевич 1916гр .21.07.41 он откуда то - куда то вылетел и пропал без вести. В ОБД есть запись.

Прошу помощи в поиске.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте. Собираю информацию по 74 шап. Нужна помощь форума.

Может кто знает № в\ч или ппс ШАПа?

...и ещё...

Нашлись родственники Оробинского Юрия Сергеевича 1916, л-т, ком.звена. Пропал без вести 21.07.41. Не вернулся с боевого задания на сам.Ил-2. Они ищут место захоронения.

Заранее благодарю за помощь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

10.07.41г. не вернулся Зинченко Н.Г. (без вести)

11.07.41г. не вернулись Кориевский А.Д. и Сенько А.Г. (без вести)

17.07.41г. сбит ЗА Попов В.И.

21.07.41г. не вернулись на свой аэродром Оробинский Ю.С. и Лоза Д.К. Пропали без вести.

22.07.41г. не вернулся Шестопалов П.Д. Пропал без вести

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот такая интересная статья о действиях 74 шап в 1941г. под Киевом.

Отважный сокол Родины

«Чуден Днепр при тихой погоде…»,- так воспевал Великую реку выдающийся русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Только в тот жаркий августовский день 1941года Днепр выглядел совсем иначе… непрерывным потоком, зловеще лязгая гусеницами, колонны фашистских танков двигались к мосту через широкую реку Днепр у, оставляя за собой сожженные деревни, кровавые слезы зловещих расправ над беспомощными стариками, женщинами и детишками.

Командование Юго-Западного фронта отлично понимало стратегическое значение этой переправы и посему поставило перед авиаторами задачу на её уничтожение.

Выполнить эту нелёгкую задачу должны были бесстрашные и опытные летчики. Командир 74 штурмового авиационного полка вызвал к себе лейтенанта Сергея Колыбина. Разговор был коротким. Достав из планшета карту района, он быстро нанес задачу: уничтожить мост через р. Днепр у Окуниново и скопление войск противника в районе Корниловская Гута.

Сергей был опытным летчиком, имеющим за плечами много боевых вылетов. Поэтому он отлично понимал сложность и ответственность этого боевого задания. Рассудительная решительность понравилась командиру и он спросил: «Кого возьмете в пару?» «Лейтенанта Олейника»,- не задумываясь ответил Сергей. Они были старыми друзьями, прекрасно понимали друг друга в воздухе, не раз смотрели смерти в глаза.

И ещё их объединяло общее чувство, чувство мести за поруганную землю, за невинно страдающих людей, за детские слёзы.

Командир по-отцовски обнял Сергея, тем самым дав понять, что с гордостью, как за родного сына, доверяет ему столь опасную и ответственную задачу. Сергей взволнованно ответил: «Я- коммунист и задание выполню!»

,,,Два краснозвездных «ИЛа», плавно оторвавшись от земли, стали быстро набирать высоту. …Вот уже внизу видна голубая лента величественного Днепра. А вот и мост! ..Но что это? Немецкие танки уже перешли на левый берег и уверенно и нахально выдвигаются по своему маршруту! Это зрелище возбудило в летчиках негодование и злобу. …Выйдя на цель, они атаковали колонну. С удовлетворением увидели внизу несколько горящих танков, смятение и замешательство врага, его нарушенную колонну.

…Ещё атака – и от реактивных снарядов вспыхнуло ещё несколько танков! …Движение остановилось. Образовалась пробка, началась паника. Захлебываясь, вела огонь зенитная батарея врага, посылая вверх смертоносные трассы.

С третьей атаки загорелся мост, но в этот момент самолет тряхнуло, яркая вспышка на мгновенье осветила Калыбина, но он продолжал сжимать ручку управления. Огненные трассы всё ещё взметались ввысь. И самолет, оставляя густой черный шлейф дыма, с рёвом и воем, пошел вниз. Чувство ненависти переполнило душу летчика. Вот уже языки пламени лижут его руки, машина наполнена дымом, стремительно приближается земля…! Но он не думал о спасении – он думал о выполнении задания командования…

«Я- коммунист и фашисты дорого заплатят за мою гибель»,-с гневом процедил он сквозь зубы – и направил свою смертельно раненную машину, на подходившую к горящему мосту колонну немецких танков…

…Раздался оглушительный взрыв!..

…Вечером этого же дня собрался весь личный состав 74 штурмового авиационного полка на митинг, посвященный подвигу бесстрашного летчика – штурмовика лейтенанта Колыбина. Выступивший на митинге майор Савченко, как клятву произнес слова А.М. Горького: «Пускай ты умер!

Но в песнях смелых и сильных духом

Всегда ты будешь живым примером!..»

Жене Сергея – Зине однополчане послали письмо, в котором написали: «…Сережа был один из преданейших сынов нашей Родины. Защищая столицу Украины, Сережа отдал все сове умение, способности и даже жизнь за нашу любимую Социалистическую Родину. В трудный и критический момент, он, не теряя присутствия духа, направил горящий самолет на цель и совершил героический подвиг, подобный капитану Гастелло.

Мост был взорван, задача выполнена. Вот как закончилось биться сердце большевика – патриота Социалистической Родины.

Мы обещаем бить врага до последнего фрица, не пожалеем ни сил, ни жизни за Родину. Враг будет разбит!» 29 июля 1942 года.

…Но не погиб отважный сокол Родины! В момент удара его выбросило из развалившегося самолета. Весь израненный, обгоревший с переломанными ногами, лежал он в бессознательном состоянии. Подобрали его наши военнопленные. Они несли изувеченного летчика на руках, восхищаясь его мужеством и героизмом.

…Так он попал в фашистскую неволю. Состояние его было безнадежно, началась газовая гангрена. Но военнопленные врачи – патриоты спасли жизнь Сергею.

…Регенсбург, Флессенбург… не сломили волю мужественного коммуниста!

Едва оправившись и, встав на костыли, он стал активно работать в подпольной группе военнопленных. По его заданию они засоряли топливную систему самолетов. Выводили из строя двигатели, нарушали работу электрооборудования, тем самым срывая сроки ремонта самолетов.

Все это время Сергея не покидала мысль о побеге из концлагеря. И вот однажды, когда их, в количестве семисот человек, конвоировали из лагеря на работу, он отбился от колонны и, выбрав момент, метнулся в кустарник. Так он оказался на свободе!

…После возвращения на Родину он долго лечился. Врачи сделали невозможное и поставили его на ноги, дав возможность вновь быть полезным Родине.

И ныне Колыбин в строю. Он трудится инженером – экономистом в одном из московских институтов.

Каждый год, в День победы,… Сергей Иванович надевает свои боевые многочисленные боевые награды, свидетельствующие о его мужестве – и идет на площадь к могиле Неизвестного солдата, чтобы почтить память воинов, погибших за свободу и независимость нашей Родины!

Великое это счастье – жить и трудиться на свободной земле, радоваться чистому, безоблачному небу! Именно во имя этого 37 лет назад совершил свой героический подвиг коммунист С. Колыбин!

И сколько бы не прошло времени и сколько бы не утекло воды, ничто не ослабит величия подвига, совершенного во имя мира на земле!

1978 год. Автор: гвардии старший лейтенант 9 танковой роты войсковой части 610452.

....от себя добавлю:

Колыбин Сергей Иванович Х 1912 Горьковская обл. г.Урень л-т ком.звена 22.06.1941 плен 24.08.41 жив сбит при атаке Окуниловского моста через Днепр(24.08.41.), вернулся в часть, в\ч 35860 (21.10.46)- проходил проверку.

После демобилизации работал в Москве инженером одного из НИИ. Скончался в 197...г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
документы и воспоминания

Previous Entry

ПОБЕДИВШИЙ СМЕРТЬ

  • Mar. 16th, 2015 at 8:04 AM
32173786

                                      ЗАДАНИЕ

Самолёт, оставляя в ясном летнем небе огненный след, стремительно нёсся к мосту через Днепр, по которому, словно живая змея, двигалась колонна фашистской техники...

...Это случилось 24 августа 1941 года. Лейтенант Колыбин внимательно смотрел на исчёрканную вдоль и поперёк разно­цветными карандашами карту. Командир дивизии генерал- майор Шевченко провёл паль­цем вдоль голубой извилистой линии:

- Это Днепр. А вот местеч­ко Окуниново. По мосту через реку фашисты переправляют технику. Сапёрам и морякам Днепровской флотилии взорвать его не удалось. А надо - это приказ штаба Юго-Запад­ного фронта...

390px-КолыбинС.И

Взлетели в 17.15. Высоту на­бирать не стали, пошли брею­щим - так точнее можно было выйти на цель, да и от зениток врага укрыться.

«ИЛ» напарника Олейника летел ря­дом, буквально крыло к крылу с колыбинской машиной.

Сергей взглянул на карту. До цели оставалось километ­ров пять - шесть. Знаками он показал Василию, чтобы тот несколько отстал и взял чуть повыше. А вот и Карпиловская Гута. Сверху её дома казались игрушечными кубиками. Потом показался плавный изгиб Днеп­ра.

«Сейчас будет Окунино­во,— подумал Колыбин.— Где- то здесь должен быть мост».

И тут же он увидел мост, ползущие по нему похожие на больших жуков тупорылые немецкие машины, танки, само­ходки, мощные тягачи с длин­ноствольными пушками.

Махнув крылом ведомому: «Внимание!», Колыбин стал вы­водить самолёт на цель. И вдруг заговорили вражеские зенитки. «ИЛ» словно вздрог­нул от сильного удара, яркая вспышка ослепила Колыбина. Кабина наполнилась едким ды­мом, запахом горелого масла, жжёной резины.

- Угодили в мотор, мгно­венная догадка пронеслась в голове Сергея.

Он рванул на­зад фонарь кабины, перекрыл кран подачи горючего, чтобы самолёт не взорвался, и авто­матически стал отстёгивать ремни сиденья - прыгать! «А задание... Оно должно быть выполнено...»

С трудом выровняв машину, Сергей направил её прямо в середину моста. Чуть не доле­тев до цели и сделав поправку на ветер, он нажал рычаг сброса бомб.

«Все, прыгать поздно, да и высоты нет,— успел подумать он. Теперь колонна...».

Объятая пламенем машина, словно смерч, пронеслась над головами обезумевших от ужа­са фашистов и врезалась в ко­лонну. Раздался страшный взрыв...

Уже на заходе солнца на по­левой аэродром опустился весь изрешечённый «ИЛ-2» лейтеанта Олейника. Он, с трудом разлепив запёкшиеся губы, доложил:

- Задача выполнена. Мост взорван. Командир звена лейтенант Колыбин погиб, смертью героя, направив горящий само­лёт в колонну техники.

КОЛЫБИН ИЗВЕЩ.

 

                         ЖИЗНЬ  - ЭТО БОРЬБА

Очнулся он от страшной боли, буквально разламывавшей все тело. Открыл глаза и увидел склонившихся над ним лю­дей в матросской форме: «Свои!»

- Где я? - еле шевеля раз­битыми губами, спросил Сер­гей.

- Молчи, браток, - ответил ему один из моряков. - В пле­ну мы....

В плену! Эти слова, словно молнией, пронзили Колыбина. Он попытался вскочить, но, потеряв сознание, рухнул снова на землю.

...Случилось так, что в момент взрыва самолёта Сергея Колыбина выбросило из каби­ны на несколько десятков мет­ров в густой кустарник. Здесь его и заметили пленные моря­ки Днепровско-Бугской флотилии. Воспользовавшись тем, что внимание фашистов было отвлечено пожаром и взрывами на шоссе, моряки подняли и укрыли в середине колонны искалеченного лётчика, только что на их глазах совершившего подвиг.

Так смерть обошла Ко­лыбина во второй раз.

По концлагерю в Страхо­лесье слух о нем распростра­нился быстро: лётчик разбом­бил мост и на горящем самолёте врезался в колонну фашист­ских танков. Ему, несли, кто что мог - одежду, кусок хлеба, несколько ложек жидкой ба­ланды. А потом пленных по­гнали дальше. Моряки несли Колыбина, положив на где-то раздобытую небольшую дере­вянную лестницу...

Резкий толчок вывел Сер­гея из полудремоты. Эшелон стоял. С лязгом отодвинулись двери вагона, раздались лаю­щие команды фашистов:

- Шнель! Шнель!

Пленные выходили из ваго­нов. А Сергей не мог даже са­мостоятельно двинуться - пра­вые нога и рука не слушались. За стеной раздались автомат­ные очереди. Колыбин понял: не выйдет из вагона - охрана пристрелит. Превозмогая боль, он подполз к дверям, и здесь силы оставили его. И вдруг Колыбин увидел внизу, на рельсах, Петра Галагуру, однополчанина, старого друга, про­павшего без вести в первые дни войны. В полку его счита­ли погибшим.

- Петро... - прошептал Сер­гей.

Тот обернулся и замер, с трудом узнавая в этом исхуда­лом и почерневшем человеке Колыбина. Взяв Сергея на ру­ки, он бережно опустил его на землю, потом подозвал товарищей и вместе с ними отнёс в барак. Так Колыбин оказался в Брестском пересыльном лагере.

С каждым днём ему становилось все хуже и хуже. На но­ге начиналась гангрена. Нуж­на была срочная операция. Однажды он увидел склонив­шихся над собой незнакомого мужчину в очках и Петра Га­лагуру.

- Кто это? - спросил Колы­бин.

- Не волнуйся, Серёга, все будет хорошо, - ответил Пётр.- Это доктор.

Да, это действительно был врач Степан Михайлович Жиглинский. Оказавшись в страшных условиях плена, он и здесь остался верен своему долгу. Колыбину была сделана операция, раны промыты и перевязаны, сломанная нога за­гипсована...

Затем был новый лагерь в Ченстохове. Здесь ему выдали полосатую одежду и отняли имя. Не стало больше Сергея Колыбина, а был просто зак­лючённый № 15714.

Однажды в лагере стали от­бирать группу пленных для ра­боты. Колыбину удалось скрыть свои недуги и в числе двухсот других заключённых его перевезли в небольшой го­родок Регенсбург, что в Юж­ной Баварии. Здесь, в окрест­ностях, находился один из за­водов Мессершмитта. Но по­пасть туда Сергею сразу не удалось. Увидев его, немец-ин­женер заорал:

- Почему с палкой? В ар­байтлагерь!

Колыбина направили в коман­ду, обслуживавшую лагерь. Он разносил в больших желез­ных баках баланду, которой никогда не хватало на всех. Как-то вечером к нему загля­нул молодой парень. Посмот­рел на него, а потом вдруг вы­палил:

- Слушай, земляк, я к тебе по делу. За консультацией.

- Это ещё за какой - такой консультацией?

- Да мы же знаем, что ты лётчик. Вот и подскажи, как фрицам моторы из строя выво­дить?

В тот раз Сергей отмолчался, побоялся, что это провокация. Но постепенно он убедился, что Гриша Булгаков действи­тельно член подпольной орга­низации лагеря. И тогда Колы­бин подсказал, как надо дейст­вовать.

- Ты знаешь, где на моторе свеча?

- Ну, знаю,— недоуменно ответил Григорий.

- Так вот, отверни её, а в отверстие опусти какую-нибудь железку. Ну, скажем, болтик небольшой или гайку. А потом свечу на место заверни. Такой мотор долго не протянет.

Подпольный партийный ко­митет устроил перевод Сергея разносчиком обеда в цехи. За­дача была одна: узнать луч­ше устройство нового самолё­та.

Гремя бидонами и мисками, он бродил по громадным це­хам завода, внимательно присматриваясь к новеньким «мес­сершмиттам". Старался запом­нить расположение приборов управления самолётом, порядок их включения. Созрела дерзкая мысль - бежать из ла­геря на самолёте.

Подпольная организация ре­шила совершить побег в канун 26-й годовщины Красной Армии. Лететь могли трое -Дмитрий Увдовенко, Леонид Горбатенко и Сергей Колыбин. Лётчики наметили маршрут полета - Регенсбург - район Львова и ждали, ждали подходящего момента. Кому-то из троих должно было повезти.

Как-то, приехав утром на ра­боту, Увдовенко заметил гото­вый «МЕ-109». Он должен был вот-вот улететь на испытатель­ный аэродром, но лётчиков ещё не было. Другого тако­го шанса могло и не предста­виться. Увдовенко показал гла­зами на самолёт стоявшему ря­дом Василию Ярышеву. Тот мгновенно все понял и кивнул головой в знак согласия. Ещё секунда – и они в кабине само­лёта. Взлетели со второй по­пытки, но самолёт вдруг резко «клюнул» вниз, задел крылом землю и упал.

Со всех сторон к машине мчались ничего не понимающие фашисты. Открыв кабину, они увидели двух окровавленных людей в полосатой форме. Че­тыре дня их пытали, но ни одного слова вырвать не смогли. А потом расстреляли.

В лагере начались поиски лётчиков, организаторов побе­га. Однажды всех пленных построили на аппельплаце.

- Номер 15714!

Колыбин вздрогнул: это был его номер. Сделал шаг вперёд и тут же от удара дубинкой свалился на землю. Его схва­тили и потащили в комендату­ру. Снова били и пытали. Один из гитлеровцев, наступив ко­ваным сапогом на раненую но­гу, кричал:

- Мы знаем, что ты лётчик. Кто готовил побег? Ты?

Боль была страшной, но на все вопросы он, сжав зубы, от­вечал: «Нет!», «Не знаю!» Его бросили в карцер.

 

                          КОНЦЛАГЕРЬ ФЛОССЕНБУРГ

Не добившись от Колыбина признания, фашисты перевели его в концентрационный лагерь Флоссенбург. Пленные называ­ли этот лагерь комбинатом смерти.

Здесь Сергея упрятали в бе­тонный влажный карцер. На какие сутки он потерял созна­ние, Сергей не помнит. Очнул­ся от холода на штабеле тру­пов во дворе. Очевидно, его приняли за мертвеца и выбро­сили из карцера. Было темно. Колыбин скатился со штабеля на припорошённую снегом зем­лю и пополз в сторону бараков.

Сил хватило только на то, чтобы поцарапаться в дверь. Она открылась, пахнуло тёп­лым воздухом, и Сергей поте­рял сознание. Смерть снова, в который уже раз, обошла сто­роной Колыбина. Его подобра­ли врачи из лагерного ревира чехи Богдан Шмагель и Новак. Переодев в другую одежду, с другим лагерным номером, они поместили его в лазарет.

...Сергей медленно поправлял­ся. Здоровья и сил прибавляло ещё и то обстоятельство, что с каждым днём с востока все яв­ственнее слышались далёкие раскаты артиллерийской канонады. А значит, рядом была и свобода.

Но однажды лагерь вдруг подняли по тревоге. Построили заключённых, вывели за воро­та, погнали по дороге к старым заброшенным каменоломням. Сергей на костылях шёл в самом конце колонны. Пот зали­вал глаза, каждый шаг давался с трудом, особенно когда пошли по железнодорожному по­лотну. Здесь он окончательно выбился из сил и опустился на землю.

- Абшис! - скомандовал один из конвоиров, тот, кто, видимо, был старшим. Приказ этот никому из пленных пере­водить не требовалось: «При­стрели!»

Конвоир подхватил Колыби­на с земли и отвёл его за гу­стые кусты, разросшиеся по обе стороны дороги. Затем вскинул винтовку. Раздался выстрел...

 

                                  ВОЗВРАЩЕНИЕ

И снова вагон поезда. Только на этот раз он мчится на во­сток, а колеса его радостно выстукивают на стыках рельсов одно слово: «Домой! Домой!». На дворе зима, в тамбуре ваго­на было холодно, но Сергей не замечал этого. Он курил одну самокрутку за другой и вспо­минал...

Тогда, в апреле 45-го, конво­ир-чех выстрелил в воздух. А потом махнул рукой в сторо­ну канонады: иди, мол, туда. Добравшись до какого-то заб­рошенного пристанционного са­рая, Сергей двое суток прятал­ся в нем. А потом пришли свои...

В Москве Колыбин несколь­ко дней ждал, пока придёт от­вет на его запрос о месте жительства жены и дочки. Нако­нец адрес получен, и, хотя Сергея должны были положить в госпиталь, он выехал в Горь­кий. Всю дорогу его била нерв­ная дрожь. Неужели не дождалась?

Поздним зимним вечером он долго плутал на костылях по прихваченным морозом троту­арам города, пока не добрел до маленького, почти по крышу вросшего в землю домика. За­дыхаясь от волнения, долго не мог поднять руку, чтобы по­стучать. Наконец справился с собой. Казалось, целую веч­ность никто не отвечал на стук. Наконец за дверью раз­дался такой знакомый, такой родной голос:

- Кто там?

- Зина, открой! Это я, Сер­гей!

- Какой ещё Сергей? - спросила Зина, а у самой серд­це оборвалось. Сколько она пи­сала во все инстанции, и ото­всюду один ответ: «Погиб, вы­полняя задание». Не хотела она этому верить, не хотела, но ведь Вася Олейник своими гла­зами видел, как горящий само­лёт врезался в колонну фаши­стов.

- Какой ещё Сергей? — повторила вопрос Зина.

- Колыбин. Твой муж.

- У меня нет мужа. Он по­гиб...

Колыбин похолодел. Ноги у него подогнулись, и он даже не сел, а буквально рухнул на обледенелое крыльцо.

«Вот и все»,- подумал в от­чаянии Сергей.

И, тут за его спиной раздался скрип двери, он обернулся и в узкой полоске света увидел Зину. Белая, как мел, она не могла произнести ни слова и только тянула к Сергею дрожащие руки:

- Серёжа!..

img586-КОЛЫБИН С.И. (Копировать)

 

В этой истории все имена, фамилии, события подлинны. Полтора года пролежал лётчик Сергей Колыбин в госпитале. Зажили его раны. Но с авиа­цией пришлось расстаться навсегда. И тогда Сергей Ивано­вич стал строителем. Сначала мастером, потом прорабом, инженером отдела ка­питального строительства «Мос­хлебторга».

Подвиг Ко­лыбина высоко оценён: он удостоен высшей награды Ро­дины - ордена Ленина.

orden-lenina-250

Подготовка к публикации - проект “Неизвестная война”
архив Мирослава Хопёрского.

 

https://unknown-war.livejournal.com/23755.html

Изменено пользователем Dunaev
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

БЕЛОМОРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА

МБУК "Беломорская ЦБС"

 

Герои-земляки. С. И. Колыбин.

4061.jpg

  Ни одна армия мира не может похвастаться таким количеством подвигов, совершённых во имя Родины: советским авиаторам в воздушных боях таранными ударами удалось уничтожить 635 вражеских самолётов. Около 350 пилотов направили подбитые и объятые пламенем машины на скопление войск противника. Идя на акт самопожертвования, мало кто из советских воинов думал о сохранении своей жизни, когда в порыве отчаяния направляли горящий самолёт на вражескую колонну танков. Но даже в таких , казалось, безвыходных ситуациях случалось чудо и смерть отступала. Среди таких героев был и наш земляк. Колыбин Сергей Иванович, лётчик, лейтенант. Именно в Сороке (ныне Беломорск) прошло его детство и юность, здесь он начал свою трудовую деятельность на Беломорском лесозаводе, затем учёба в Петрозаводске, где «заболел небом». Начал заниматься парашютным спортом, поступил в аэроклуб. В 1934 году по комсомольской путёвке его направляют в военное авиационное училище. Проходил службу в разных лётных частях. В июне 1941 года лейтенант Колыбин служил лётчиком в 74-м штурмовом авиаполку в Брестской области. 10 июля 1941 года полк после переформирования и переобучения вошёл в состав 16-й смешанной авиадивизии под командованием Героя Советского Союза генерал-майора авиации В. И. Шевченко. Лейтенант Колыбин принимал активное участие в боевых вылетах при обороне Киева, нанося удары по живой силе и технике противника, за что ему обьявлена благодарность командованием авиации. Летал Сергей Колыбин на Ил-2. Он вспоминал: «Каждый день наш полк в небе: мы помогали нашим отступавшим войскам, налетали на немецкие колонны, на аэродромы…На Украине под Фастовом меня подбили, удалось дотянуть до своего аэродрома. В июле я стал командиром звена». За один только летний месяц 1941 года лейтенант Колыбин совершил более двух десятков боевых вылетов, за что был представлен к ордену Красного Знамени. 24 августа 1941 года он получил от командира авиадивизии боевое задание на уничтожение моста через Днепр в 70 км от Киева. Начали бомбить немецкие колонны. И вдруг - взрыв. Самолёт рвануло, начал падать. И тогда лётчик Колыбин направил горящий самолёт на немецкую колонну. Но случилось чудо! Лейтенант Колыбин, всем смертям назло, остался жив. Во время взрыва вместе с кабиной самолёта его отбросило на десятки метров. В бессознательном состоянии, с переломами ног и рук он был взят в плен, прошёл все круги ада концентрационных лагерей. В апреле 1945 года совершил побег, в декабре 1945 года вернулся на Родину. После долгого лечения в госпитале, продолжил службу, затем стал инженером- строителем, обосновался в Москве. Вёл большую военно-патриотическую работу. Входил в состав агитбригады ЦК Комсомола, вместе с которой часто ездил  по стране и выступал перед школьниками и студентами с воспоминаниями о пережитом. Часто приезжал в город Беломорск. В 1965 году,  к 20-летию Победы, за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, С. И. Колыбин был награждён орденом Ленина. Его подвигу посвящён стенд в Центральном музее Вооружённых сил СССР в Москве, а также в зале музее Боевой и Трудовой славы Беломорской ЦРБ. О его встречах с беломорчанами писала в 70-х-80-х г.г. прошлого века «Беломорская трибуна». Пионерская дружина средней школы №1 г. Беломорска носила его имя. В 2015 году вышла книга Бортаковского Т. В. «Остаться в живых!», где в том числе повествуется о подвиге нашего земляка Колыбина С. И. В 2017 году в июле ему исполнилось бы 105 лет со дня рождения. Умер Сергей Иванович в 1983 году, похоронен в г. Москве.

Л. В. Романова. Зал Боевой и Трудовой Славы

http://belomorsklib.karelia.ru/resursy/o_belomopske_i_belomorskom_rajone/13215305741/n_site786/n_site789/

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А есть ли у кого информация о боевых действиях 74 шап 11.07.1941 г.?

Очень нужна!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 10.05.2019 в 00:40, Тимошенко Виталий сказал:

Такое у меня есть.

14 ШАП, 74 ШАП, 70 ГвШАП.xls

В  указанной таблице внесите изменения - мл.л-нт   летчик  Кориевский - не верно ---- верно - Корцевский - летчик  33 иап - куплин - пружаны - после  22.06.41 первых вылетов на истребителе   воевал на ил 2 в 74 шап  пропал без вести  11.07.41. - вернулся - служил во  2 м  запасном авиаполку   декабрь 42 г. не вернулся с вылета .

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 12.08.2019 в 13:44, Vladimirbrest сказал:

В  указанной таблице внесите изменения - мл.л-нт   летчик  Кориевский - не верно ---- верно - Корцевский - летчик  33 иап - куплин - пружаны - после  22.06.41 первых вылетов на истребителе   воевал на ил 2 в 74 шап  пропал без вести  11.07.41. - вернулся - служил во  2 м  запасном авиаполку   декабрь 42 г. не вернулся с вылета .

Большое спасибо, исправил.

С уважением Виталий.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добавлю  - капитан Ткаченко- сбит в воздушном бою -    http://xn----7sbafcvrbs2bkrjfp.xn--90ais/74-ш-а-п-22-06-1941-г-капитан-ткаченко-ф-п/

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу