7.62

ЯК-1 №0255 ? с мотором П 115-759

22 сообщения в этой теме

6.07.2014 сводная группа из состава ПО «Надежда» (Коломна) вместе с коллегами из Волоколамска и Москвы провели однодневный разведочный выезд на место падения истребителя ЯК-1 в р-не деревень Раково – Кондраково Зубцовского р-на Тверской области.

Место падения было найдено волоколамскими поисковиками осенью 2013г. по информации от местных жителей. Удлиненная воронка, уже потревоженная предыдущими копателями, около 1м глубиной, с водой, от которой уходит шлейф разброса обломков мотора и фрагментов обшивки, длиной около 50 метров.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Буквально через 5 минут после начала прочесывания местности, в паре метров от края воронки мне попадается крупная часть коленвала с шестеренкой и одним поршнем – значит, номер мотора у нас есть!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пока я стараюсь вычистить глину из замятого взрывом поршня в поисках номера, Анатолий приносит большой фрагмент нагнетателя – «улитки», на котором четко виден номер – П 115-759. Мне потребовалось около 15 минут, чтобы увидеть тот же номер на дне поршня - теперь мы полностью уверены, что это нужные для идентификации цифры.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Потихоньку все приносят найденные обломки в одно место – горка обрывков дюраля и ржавых агрегатов растет. На одном куске обшивке в голубой краске видно начало номера красной краской. Пока что предположу 1231 или 1281.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Метрах в 30 от воронки, среди обломков был обнаружен разорванный шлемофон летчика с одним динамиком. Полное вскрытие дерна и перекоп на несколько метров вокруг результата не дали – останки не обнаружены, только многочисленные обломки обшивки, гильзы и звенья вооружения, а также фрагменты ткани со стальными люверсами вдоль края.

По имеющимся у нас данным, близкий по номеру мотор был в составе 20 ИАП в феврале 1942г.

Прошу помочь с идентификацией данного самолета.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мотор П 115-759 не прослеживается. Есть ПА 115-759 - стоял на Як-1 № 2843. Эта машина убыла с завода в 236-й иап 05.12.41 г.

№ 0255 изначально с мотором ПА 121-354 убыл 12.03.42 г. в 188-й иап (по данным ЦАМО). В заводском журнале в ГАСО номера полков даны через дробь 188-й/605-й

№ 1281 по № мотора далековат во времени выпуска

1230 13-й иап

1231 161-й иап

1232 273-й иап

1233 23.10.41 сбит ВБ 11-й иап

1234 8-й иап

1235 до 1.3.42 передан 5-м утап Кал.Фр в 57-е сам

1236 16-й зиап

1237 516-й иап

1238 9-й ап ЧФ

1239 436-й иап

Кстати, может быть и не единичка спереди, а часть нолика. Тогда ИМХО может быть в 236-м иап 0232 , но этот самолет августовской 1941 г. поставки в полк: дОжил ли?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По 20-му иап есть самолеты №№ 1226, 1227, 1228, причем у последнего была авария, потребовавшая замены мотора.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сергей, разве были П и ПА с одинаковыми номерами 115-759?

Борис, мне не встречались ОДИНАКОВЫЕ номера с разницой в П и ПА.

Но 100% утверждать не берусь.

2 Сергей Кузнецов: из всех указанных полков у нас в 42-м работал только 519 ИАП, но там нет такого мотора...

Тогда и не знаю, за что нам еще зацепиться... Планшетку с документами или ордена искать...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сергей, разве были П и ПА с одинаковыми номерами 115-759?

Борис, мне не встречались ОДИНАКОВЫЕ номера с разницой в П и ПА.

Но 100% утверждать не берусь.

2 Сергей Кузнецов: из всех указанных полков у нас в 42-м работал только 519 ИАП, но там нет такого мотора...

Тогда и не знаю, за что нам еще зацепиться... Планшетку с документами или ордена искать...

По номерам П и ПА принципиальное нужно знание, а не опыт, не всегда репрезентативный.

Если одинаковых номеров в природе не было, то нужно тропить 115-759 из 236 иап.

Из этого полка мотор мог попасть на ремонт в какой-нибудь ПАМ, а потом в любой другой полк.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис, мои глазастые товарищи заметили, что 236 ИАП был в составе ВВС 5 Армии. наступавшей на Гжатск - т.е. недалеко от места находки относительно.

А с мая он вообще вошел в 201 ИАД, воевавшую именно на Погорельском направлении в августе.

Получается - абсолютно логично. А то, что мы в конце августа не прослеживаем Як-1 № 2843 может свидетельствовать о его более ранней потере или пробеле в документации.

Кстати, №4743 был тоже в составе 236 ИАП и списан в сентябре 42-го.

Отличный общий результат! Спасибо Борис и Сергей!

Значит - дорога в ф.236ИАП

Сергей, разве были П и ПА с одинаковыми номерами 115-759?

Борис, мне не встречались ОДИНАКОВЫЕ номера с разницой в П и ПА.

Но 100% утверждать не берусь.

2 Сергей Кузнецов: из всех указанных полков у нас в 42-м работал только 519 ИАП, но там нет такого мотора...

Тогда и не знаю, за что нам еще зацепиться... Планшетку с документами или ордена искать...

По номерам П и ПА принципиальное нужно знание, а не опыт, не всегда репрезентативный.

Если одинаковых номеров в природе не было, то нужно тропить 115-759 из 236 иап.

Из этого полка мотор мог попасть на ремонт в какой-нибудь ПАМ, а потом в любой другой полк.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Необоснованное предположение есть.

Район задания - подходит.

Александр Семенович Линченко

1922 - 18.08.1942 (НБЗ)

Место рождения:

Ростовская обл., Миллеровский р-н

236 иап

?÷18.08.42

Летчик

Сержант, летчик.

18.08.42 г. не вернулся с боевого задания из района Шаховский, Зубцовского р-на.

(материалы сайта Авиаторы В.Харина)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сергей, разве были П и ПА с одинаковыми номерами 115-759?

Мотор ПА у меня проходит аж по трем источникам: ГАСО ф.Р-1261 оп.4 д.331, ЦАМО ф.35 оп.11287 д.796 л.2-4, 198-206, д.941 л.41-50. Но все же не исключаю какой-то документальной ошибки, т.к. часто их путают в записях.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 Сергей Кузнецов: из всех указанных полков у нас в 42-м работал только 519 ИАП, но там нет такого мотора...

А как же тот же 236-й?

08.42 ЦАМО ф.201 иад оп.1 д.6 л.40-42 Оперсводки 201-й иад

07.08.1942 20.55 - из ВБ в районе Аржаники не вернулся сержант Чехунов, 236-й иап, с-т Як-1 № 0644 (вернулся позднее: отстал от группы из-за перегрева мотора, заблудился, восстановил ориентировку, прибыл на аэродром).

12.08.1942 старший сержант Колесниченко подбит в возд.бою, с-т Як-1 № 2481, совершил вынужденную посадку в районе Погорелое Городище.

18.08.1942 сержант Линченко, 236-й иап, сбит и погиб в районе Ядрово, с-т Як-1 № 4743 (предположительно сбит своей ЗА)

22.08.1942 н.в.з. сержант Коршак, с-т № 0471

9.9.42 ЦАМО ф.58 оп.818883 д.1562 л.9-9об Именой список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 201-й иад с 2 по 10 сентября 1942 г.

8.8.42 летчик 236-го иап сержант А.С.Линченко н.в.з. района Шаховский Зубцовского района

9.8.42 командир аэ 236-го иап капитан А.Л.Тарасов н.в.з. района Устиново Воскресенская у Зубцово

22.8.42 летчик 236-го иап сержант А.И.Коршак сбит в ВБ юго-восточнее г.Белев Тульской области

Начальник ОК 201-й иад майор Машутин

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, конечно, я упустил 236 ИАП, спасибо за уточнение.

Из перечисленных потерь 236 ИАП кап. Тарасов был найден нашими друзьями в конце 90-х...

Вероятно, и найденный нами самолет из него же.

2 Сергей Кузнецов: из всех указанных полков у нас в 42-м работал только 519 ИАП, но там нет такого мотора...

А как же тот же 236-й?

08.42 ЦАМО ф.201 иад оп.1 д.6 л.40-42 Оперсводки 201-й иад

07.08.1942 20.55 - из ВБ в районе Аржаники не вернулся сержант Чехунов, 236-й иап, с-т Як-1 № 0644 (вернулся позднее: отстал от группы из-за перегрева мотора, заблудился, восстановил ориентировку, прибыл на аэродром).

12.08.1942 старший сержант Колесниченко подбит в возд.бою, с-т Як-1 № 2481, совершил вынужденную посадку в районе Погорелое Городище.

18.08.1942 сержант Линченко, 236-й иап, сбит и погиб в районе Ядрово, с-т Як-1 № 4743 (предположительно сбит своей ЗА)

22.08.1942 н.в.з. сержант Коршак, с-т № 0471

9.9.42 ЦАМО ф.58 оп.818883 д.1562 л.9-9об Именой список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 201-й иад с 2 по 10 сентября 1942 г.

8.8.42 летчик 236-го иап сержант А.С.Линченко н.в.з. района Шаховский Зубцовского района

9.8.42 командир аэ 236-го иап капитан А.Л.Тарасов н.в.з. района Устиново Воскресенская у Зубцово

22.8.42 летчик 236-го иап сержант А.И.Коршак сбит в ВБ юго-восточнее г.Белев Тульской области

Начальник ОК 201-й иад майор Машутин

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, приветствую.

В записях по 20 иап попалась следующая информация: 

Максимов Юрий Иванович 11.08.1942 г. Прикрытие войск в районе Зубцова, подбит в в/б, ВП на а/э Чертаново, поломки, отремонтирован 12.08.1942 г.

Як-1 № 1281.

На следующий день введен в строй. Из известных потерь (без летчика) и кроме авиапроишествий в районе аэродромов 20-го полка после 11.08. проходит только одна: 10.12. - Иванчей В.А.

Может он?!

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 08.07.2014 в 00:19, 7.62 сказал:

Получается - абсолютно логично. А то, что мы в конце августа не прослеживаем Як-1 № 2843 может свидетельствовать о его более ранней потере или пробеле в документации.

Машина № 2843 обнаружилась в аварийных документах 144-й иад ПВО в 963-м иап (аэродром Разбойщина под Саратовом) от 14.01.1943 г. К сожалению, мотор указан как ПА без номера.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 07.07.2014 в 10:47, 7.62 сказал:

Потихоньку все приносят найденные обломки в одно место – горка обрывков дюраля и ржавых агрегатов растет. На одном куске обшивке в голубой краске видно начало номера красной краской. Пока что предположу 1231 или 1281.

Добрый вечер. Уже задавал вопрос ранее, а 1281 быть не может из 20 ИАП?!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу