Сергей Кузнецов

Як-1

33 сообщения в этой теме

Коллеги, приветствую!

Собираюсь на следующей неделе в Саратовский архив. Прошу добавить в эту тему у кого есть неопознанные Як-1 по № моторов или № оружия. Буду смотреть документы военпреда, если номера оружия в них попадутся, то хоть серийный номер машины можно будет точнее определить, т.к. оружие реже меняли, чем моторы.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Номера моторов по Як-1:

1. 315-2336, ШВАК № АС 407 (возможные номера самолета 28127; 18131), найден г. Крученая;

2. 3-548, найден Зеиная щель Маркотхский хребет;

3. ШВАК № 269, найден г. Совхозная.

Все три Яка найдены в районе Геленджика.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И мне и мне.....!!!!!

- Як-7б № 82041 мотор М-105пф № ПФ 3-2181, сбит в 1943г.;

- Як-7б № 3415357 (сокращенно: 3457) или А415333 (сокращенно: 433) мотор М-105пф № ПФ 4-1050, сбит 1943 или (09.42г.);

- Як-1 № 13113 мотор М-105 № 31-063, сбит 1942-1943;

- Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105па № ПА 135-82, сбит 1942-1943гг.;

- Як-7 № 2515339 мотор М-105 № 125-383 (12151), сбит 1942г.;

- Як (марка неизвестна) № 2149, сбит 1941-1942гг.;

- Як-7 № 2515325, сбит 1942-1943гг.;

- Як (марка неизвестна) № 31153126 (сокращенно: 31126), на бирке: выпущен в ноябре 1942 года;

- Як-9 № 2015325 (или 28153112 или 2615312) найдены три номера, погиб в после 5.1944г.;

- Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105п № 115-185, сбит в 1941 г.;

- Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105 № 115-463 или № ПА 125-184 (обнаружено два номера мотора) в 12.41г.;

- Як-9 (номер неизвестен) мотор М-105 № 221-41, сбит в период 06.-07.1944г.

Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А что за архив, при бывшем заводе №292 НКАП?

Государственный архив Саратовской области фонд Р-1261 Государственный союзный завод № 292. Фонд открыт, но требуется разрешение завода (уже бывшего т.к. введена процедура банкротства)

В этом фонде сохранились даже акты и удостоверения военпредов на выпущенную продукцию, кроме всего прочего.

По разговору с хранителем фонда документы завода вскоре передадут в бывший партархив.

И мне и мне.....!!!!! Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!!

Илья, по единичкам посмотрю, а по семеркам и девяткам - нужно в Новосибирский облархив залезать. Может и там по аналогии с Саратовом все сохранилось.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей! Даже и по единичкам если что будет, сразу сколько судем можно будет установить.... !!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А что за архив, при бывшем заводе №292 НКАП?

Государственный архив Саратовской области фонд Р-1261 Государственный союзный завод № 292. Фонд открыт, но требуется разрешение завода (уже бывшего т.к. введена процедура банкротства)

В этом фонде сохранились даже акты и удостоверения военпредов на выпущенную продукцию, кроме всего прочего.

По разговору с хранителем фонда документы завода вскоре передадут в бывший партархив.

И мне и мне.....!!!!! Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!!

Илья, по единичкам посмотрю, а по семеркам и девяткам - нужно в Новосибирский облархив залезать. Может и там по аналогии с Саратовом все сохранилось.

Да, слышал про тяжелые времена авиазавода. А музей у них еще живой?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Старый музей сгорел давно (не успел фото переснять :(( - были в витринах замурованы), а про тот, что воссоздали трудно сказать. Сейчас уже на месте половины корпусов пустырь - все разломали и вывезли мусор. Что было и что осталось здесь:

http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/co/145858.htm

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Як-1 № 13113 мотор М-105 № 31-063, сбит 1942-1943;

найден р-не Невского пятачка - Кировский р-н Ленобласти в 2004 г.

2. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105па № ПА 135-82, сбит 1942-1943гг.;

3. Як (марка неизвестна) № 2149, сбит 1941-1942гг.;

Як-1 № 2149 убыл 14.2.42 в 581-й иап с мотором М-105ПА 344-960

4. Як (марка неизвестна) № 31153126 (сокращенно: 31126), на бирке: выпущен в ноябре 1942 года;

Як-1 № 31126 на 13.5.42 в 787 иап 125-й иад ЦАМО ф.35 оп.11287 д.1653 л.68

5. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105п № 115-185, сбит в 1941 г.;

Найден с пилотом в Новгородской обл, Маревский р-н у н.п. Молвотицы № 0311

(судя по мотору) из довоенной партии, собранной в 123-м иап 19.6.41 г. и уничтоженный по документам при отходе

6. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105 № 115-463 или № ПА 125-184 (обнаружено два номера мотора) в 12.41г.;

Илья, я пока отложил поездку на неделю (у них в архиве последняя пятница месяца для работы выпадает - санитарный день в читальном зале). Можно будет номера оружия по этим машинам уточнить (если есть конечно)?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей, понял... Значит 31126 отпадает..., так как там бирка была найдена датированная ноябрем 1942 года... Обломки самолета найдены на "Невском Пятачке"... Кировский р-н Ленобласти...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Скорее всего тоже выпадает:

"...3. Як (марка неизвестна) № 2149, сбит 1941-1942гг.;

Як-1 № 2149 убыл 14.2.42 в 581-й иап с мотором М-105ПА 344-960...".

был найден на болоте Соколий Мох Киришский район... А этот полк действовал на юге... Значит это не Як-1...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"...2. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105па № ПА 135-82, сбит 1942-1943гг.;..."

найден в озере в Новгородской области, информации по вооружению нет...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"...6. Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105 № 115-463 или № ПА 125-184 (обнаружено два номера мотора) в 12.41г.;...".

Найден на болоте Соколий Мох Киришского района Ленобласти...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По этому самолету : "...1. Як-1 № 13113 мотор М-105 № 31-063, сбит 1942-1943;

найден р-не Невского пятачка - Кировский р-н Ленобласти в 2004 г...."

еще два номера было найдено на дюрале: 34111 и 0834.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
еще два номера было найдено на дюрале: 34111 и 0834.

0834 - сдан 8-му иап 1.9.41 г. М-105ПА № 135-183, но 8-й иап - это Юг (если только не остался каким-то образом в 8-м зиап и потом был передан кому еще).

34111 - 23.12.42 принят военпредом ВВС ВМФ мотор М-105ПФ4

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

34111 - 23.12.42 принят военпредом ВВС ВМФ мотор М-105ПФ4

А вот это теплее... может быть попал на КБФ ? Возможно 21 ИАП ВВС КБФ по январю 1943 года?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, Сергей! Я уже посмотрел... ни кто из них не подходит... скорее всего номера не те....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Некоторые итоги моего визита в Саратов.

Номера моторов по Як-1:

1. 315-2336, ШВАК № АС 407

По мотору - это Як-1б № 25134 убыл в 3-ю заб 21.4.43, попробовал пробить по пушке, но в тех делах, которые по описи были март-апрель 43-го года, ни этот серийный ни номер ШВАК не встретились.

(возможные номера самолета 28127;

С завода ушел с мотором М-105ПФ № 315-633

18131), найден г. Крученая;

С завода ушел с мотором М-105ПФ № 4-2918

2. 3-548, найден Змеиная щель Маркотхский хребет;

По мотору Як-1 № 3084 убыл 11.8.42 в УА ВМФ (посмотрю по своим записям из ЦВМА) Кстати, в архиве в общем списке по этой машине есть примечание, что по акту 71 цеха и по удостоверению значится мотор № 3-648.

71-й цех завода это аэродромный цех. По просмотренным записям такая нестыковка по различным видам отчетности и спискам на заводе частенько имелась. Как правило, машины передавались в полки и улетали с завода раньше, чем военпред подписывал акт приемки. Соответственно уточнить "по железу" разночтения в бумагах (из-за описок или нечетко поставленных рукописных цифр) после того, как они стекались в одно место, уже не оказывалось возможным.

3. ШВАК № НД-696, найден г. Совхозная.

По просмотренным документам март-апрель 43-го года этот номер ШВАК не встретился.

В архиве есть дела с общим наименованием "Внутренние описи документов на отправленные машины" В них на каждый № самолета приведены данные: номера пушки и пулеметов, номер прицела, номера синхронизаторов и, иногда, номер ствола к пушке. К сожалению эти документы не рассортированы по серийным номерам самолета, а подшивались вроде по датам отправки, но как-то странно на мой взгляд. Списки этих дел я выложу, чтобы можно было делать официальные запросы в ГАСО.

По этому самолету : "...1. Як-1 № 13113 мотор М-105 № 31-063, сбит 1942-1943; найден р-не Невского пятачка - Кировский р-н Ленобласти в 2004 г...."

На Як-1б № 13113 с завода ушел мотор М-105ПФ № 4-1700.

Предположил, что № 31-063 - это скорее № 3-1063, но такого тоже не обнаружил. Был № 121-1063 на Як-1 № 5061 отправленный в 106-ю иад 30.4.42 г. т.е. возможен 33-й иап.

еще два номера было найдено на дюрале: 34111

№ 34111 по данным архива ушел с завода с мотором М-105ПФ № 4-1245

Поискал по спискам мотор М-105ПФ № 4-918, который нашли в Зубцовском районе на Як-1. Самолет повторно не обнаружился.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А музей у них еще живой?

Музей живой. Встречался с его директором, смотрел экспозицию. После пожара восстановили многое. Сейчас вроде пробивают передачу музея в состав Краеведческого, но чтобы был полностью, как есть. ЭКИП продали кому-то в Черноголовку в музей.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А музей у них еще живой?

Музей живой. Встречался с его директором, смотрел экспозицию. После пожара восстановили многое. Сейчас вроде пробивают передачу музея в состав Краеведческого, но чтобы был полностью, как есть. ЭКИП продали кому-то в Черноголовку в музей.

Спасибо за хорошую весть. Давно собирался посмотреть там кое-что.

Кстати, просматривая старые газеты времен конца ВОВ выдел заметку о том, в Саратов возвратили второй именной самолет в музей. первый - Головатого. А вот где записал, не наду.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, в саратовский краеведческий музей передали оба именных самолета:

1. Первый приобретенный в складчину конкретно для В.И.Шишкина командира 581-го иап (Як-1б № 34104 -облегченный, без пулемета и с металлическим хвостовым оперением)

2. Первый приобретенный одним человеком Ф.П.Головатым конкретно для Б.Н.Еремина (Як-1б № 08110)

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Р-1261 Фонд государственного союзного завода № 292 в Государственном архиве Саратовской области. (для справки: в читальном зале всего 6 мест и живая очередь - по вторникам и средам, когда работают исследователи генеалогий, занимать очередь надо с 5:30, в другие дни для уверенности - с 7:00. Иначе будешь сидеть там и тупо ждать, пока место не освободится. Правда обещают в этом году передать архив завода в архив документов новейшей истории Саратовской области)

опись 3

1941 год

107 Внутренние описи на сопроводительные документы на отправленные машины (№ воор.) 294 л.

108 Внутренние описи на сопроводительные документы на отправленные машины (№ воор.) 249 л.

109 Внутренние описи на сопроводительные документы на отправленные машины (№ воор.) 350 л.

110 Внутренние описи на сопроводительные документы на отправленные машины (№ воор.) 298 л.

1942 год

315 Внутренние описи документов на отправленные машины 2.1-25.2.42 г. 356 л.

316 Внутренние описи документов на отправленные машины 5.3-27.4.42 г. 386 л.

317 Внутренние описи документов на отправленные машины 11.5-22.5.42 г. 360 л.

318 Внутренние описи документов на отправленные машины 22.5-20.6.42 г. 276 л.

319 Внутренние описи документов на отправленные машины 25.6-11.7.42 г. 319 л.

320 Внутренние описи документов на отправленные машины 14.7-25.10.42 г. 277 л.

321 Внутренние описи документов на отправленные машины 29.10-29.10.42 г. 459 л.

322 Внутренние описи документов на отправленные машины 1.12-31.12.42 г. 306 л.

1943 год

503 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 15.3-2.4.43 г. 284 л.

504 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 2.4.43 г. 246 л.

505 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 9.4.43 г.250 л.

506 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 14.5.43 г.285 л.

507 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 15.5-4.10.43 г.308 л.

508 Внутренние описи на документацию к готовым машинам 361 л.

Опись 4

Сводные данные по самолетам, моторам, датам приемки, отбытия с завода и куда (с августа 1942 г. основной приемщик - 3-я запасная авиабригада)

331 Книга учета сдачи-приема самолетов 1940-1942 г. (1-50 сер) 90 л.

332 Книга учета сдачи-приема самолетов 1942 г. (51-99 сер) 96 л.

342 Книга учета оформления Як-1 и группкомплектов1942-1943 (01100-22121 сер) 98 л.

343 Книга учета оформления удостоверений 43-44 г. (23121-43183 сер) 98 л.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И мне и мне.....!!!!!

- Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105п № 115-185, сбит в 1941 г.;

Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!!

Вчера в обсуждении вскрылась интересная деталь про машину, на которую ранее как-то не обратил внимания при поступлении очередной партии документов. Оказалось, что мотор проходит по аварийному акту от 31.8.41 г. в 13-м зап (резап) аэр.Кузнецк на машине Як-1 № 1411.

d762a4b8bbf1.jpg

Причем для этого самолета мотор не родной. С завода стоял М-105П № 115-182, а мотор 115-185 с завода ушел в 123-й иап на машине Як-1 № 0311. Получалась довольно невероятная версия, что один Як-1 из-под Бреста все-таки угнали в тыл.

Недавно на форуме МВФ родственник техника 123-го иап на мое предположение о снятии мотора с Як-1 № 0311 по неисправности рассказал такую историю (http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000055-0 ... 1386098364):

"Мотор не "сдал", если я ничего не путаю, самолет "клюнул" носом на земле при прогреве мотора. По крайней мере отец рассказывал, что такой случай в 123 иап был."

То есть мотор похоже все-таки сняли и успели еще до войны отправить в ремонт. Далее он после ремонта какими-то путями попал в 13-й зап. По аварийному акту машина № 1411 требовала заводского ремонта. К сожалению данных о том ремонтировалась или была списана (с снятием мотора и использованием его еще где) пока не найдено. Судя по дате аварии для боев в районе Молвотиц в 1941 году самолет вряд ли так быстро восстановили. Вполне возможно, что с аварийного самолета опять сняли мотор и заменили им неисправный на другой машине, которая пошла в бой...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В этом случаи, конечно стоит просмотреть фонд 13 ЗИАП и найти приказы о постановки и снятию с учета как самолета, так и мотора...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще информация к размышлению

1. По документам завода в июле-августе 1941 г. 13-й зап получил 20 Як-1 (кстати именуют полк по-разному: 13 зап, 13 зиап, 13 рап, 13 резап и даже 13 иап, поэтому документы могут найтись в разных фондах)

2. В 13 зап зафиксирована 23.8.41 г. катастрофа Як-1 161-го иап

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
И мне и мне.....!!!!!

- Як-1 (номер неизвестен) мотор М-105п № 115-185, сбит в 1941 г.;

Сергей, буду очень признателен, если хоть кто-то попадется!!!!!!

Вчера в обсуждении вскрылась интересная деталь про машину, на которую ранее как-то не обратил внимания при поступлении очередной партии документов. Оказалось, что мотор проходит по аварийному акту от 31.8.41 г. в 13-м зап (резап) аэр.Кузнецк на машине Як-1 № 1411.

d762a4b8bbf1.jpg

Причем для этого самолета мотор не родной. С завода стоял М-105П № 115-182, а мотор 115-185 с завода ушел в 123-й иап на машине Як-1 № 0311. Получалась довольно невероятная версия, что один Як-1 из-под Бреста все-таки угнали в тыл.

Недавно на форуме МВФ родственник техника 123-го иап на мое предположение о снятии мотора с Як-1 № 0311 по неисправности рассказал такую историю (http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000055-0 ... 1386098364):

"Мотор не "сдал", если я ничего не путаю, самолет "клюнул" носом на земле при прогреве мотора. По крайней мере отец рассказывал, что такой случай в 123 иап был."

То есть мотор похоже все-таки сняли и успели еще до войны отправить в ремонт. Далее он после ремонта какими-то путями попал в 13-й зап. По аварийному акту машина № 1411 требовала заводского ремонта. К сожалению данных о том ремонтировалась или была списана (с снятием мотора и использованием его еще где) пока не найдено. Судя по дате аварии для боев в районе Молвотиц в 1941 году самолет вряд ли так быстро восстановили. Вполне возможно, что с аварийного самолета опять сняли мотор и заменили им неисправный на другой машине, которая пошла в бой...

Может тогда по вооружению можно пробить эту машину, раз с мотором непонятно? Уж слишком долго она висит не опознанная, с 1997 года кажется. Этой осенью был на месте падения, может что пропущенное осталось, но ничего существенного не удалось отыскать...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу