Краеведъ (FotosergS)

Карельский вал (VT линия)

6 posts in this topic

VT линия (Vammelsuu — Taipale), или "Карельский вал" — цепь оборонительных сооружений, построенная финнами в 1942-44 годах, протянувшаяся от Ладоги до Финского залива.

Линия шла от Ваммелсуу (ныне Серово) через Куутерселькя (ныне - Лебяжье) и Кивеннапа (ныне - Первомайское) вдоль реки Бурной до Тайпале (ныне - Соловьёво). Пересекала железную дорогу Санкт-Петербург - Выборг возле Сахакюля (ныне - Мухино, платформа 63-й километр), а железную дорогу Санкт-Петербург - Хийтола в районе нынешней платформы 69-й километр.

1942-44 - даты ограничивающие сроки существования и строительства VT-линии. Она так и не была закончена - в лесах Перешейка до сих пор встречаются окаменевшие мешки с цементом, арматура, котлованы под ДОСы.

Эта крепость представляла из себя почти непрерывную линию траншей (иногда 2-3 ряда) с легкого типа бетонными укрытиями на 15-20 человек, бетонными КП и НП, бетонированными (защита против осколков) пулемётными позициями, а также пулемётными и орудийными ДОТами, сгруппированными в немногочисленные узлы обороны на особо опасных направлениях и господствующих возвышенностях.

Траншеи были прикрыты 2-3-рядными проволочными заграждениями на деревянных столбах и 2-4 рядами противотанковых надолбов, в качестве которых служили глыбы гранита до 1.5 м размером. Надолбы иногда находились во рвах, глубиною до 1 м. с невысоким бруствером в сторону противника (опыт Зимней войны). Глубины линия, как правило, не имела, за исключением участков Kivennapa и Kuuterselkä.

По некоторым сообщениям (Н.Барышников) линия имела более 900-сот различных долговременных сооружений. Также сообщается о специально построенной финнами узкоколейной ж/дороге вдоль линии для маневрирования резервами (А.Новиков), обширных минных полях, бронированных ОТ в траншеях и пр.

Утром 9 июня 1944 года началось общее наступление советской армии на Карельском перешейке. Наступлению предшествовала артподготовка, раскаты которой доносились до Миккели (ставка Маннергейма). Советские войска (21 и 23 армии) имели 7500 орудий и миномётов, 1000 самолётов, 630 танков и САУ и около 260 тысяч солдат. Превосходство было подавляющим, к тому же финны были захвачены врасплох.

10 июня первая линия финской обороны (10 пд) была прорвана у Valkeasaari (Белоостров). 12 июня советские войска вышли на VT-линию в районе Kivennapa (Первомайское) и Siiranmäki. Финны (11 пп 3 пд, 7 и 49 пп 2 пд, 6 пп 18 пд, а также эстонские добровольцы из 200 пп) сопротивлялись ожесточённо и советские части (30 гв.ск и 98 ск) понесли значительные потери.

14 июня, после перегруппировки и введения резервов (108 ск), ударили в районе Kuuterselkä (Лебяжье) - Sahakylä (Мухино - ж/д на Выборг), и оттеснили финнов (части 53 и 48 пп) на несколько километров. В прорыв были введены танки, с целью отрезать обороняющиеся финские части. Чтобы выправить положение, финны 15 июля предприняли отчаянную контратаку у Kuuterselkä при поддержке батальона Sturmgeschutz III своей единственной танковой дивизии (Panssaridivisioona). Успеха не имели. К 17 июля советские войска вышли к тыловой полосе обороны Карельского вала у бывшей Линии Маннергейма.

17 июня финским войскам было приказано оставить VT-линию и отходить на линию VKT (Viipuri-Kuparsaari-Taipale), что они и сделали в течении всего одной недели. Отход сопровождался ожесточёнными арьергардными боями.

20 июня после короткого боя пал Выборг (в результате чего командир финской 20-й бригады, оборонявшей город, попал под трибунал), 25-го - начались кровопролитные бои в районе Tali-Ihantala и попытки советских войск переправиться через Выборгский залив. 4 июля - наступление у Vuosalmi, которое прекратилось 14 июля. 4 сентября 07.00 - прекращение огня, 19 сентября в Москве - перемирие, и наконец 10 февраля 1948 в Париже - мирный договор СССР-Финляндия.

В конце 40-х годов все сооружения VT линии были взорваны советскими сапёрами. Нынешнее её состояние: всё забыто и разрушено, густо заросло лесом и кустарником…

По сравнению с КаУРом, Линией Маннергейма или Сальпа-линией - вроде ничего особенного. Траншеи, надолбы, ржавая колючка, обломки бетона... Но всё это тянется почти непрерывной полосой от Ладоги до Финского залива. Огромное количество разнообразных бетонных сооружений - укрытий (главным образом), дотов, НП... И всё взорвано. Тщательно, методично и до основания. Остались нетронутыми буквально единицы.

Впечатление, что всё это не могло быть основной линией обороны, но только промежуточным рубежом. Бетон в большинстве построек плохой, перекрытия тонкие.

Некоторые места просто непроходимы без топора. Но есть ещё хуже - садоводства (Лебяжье, Мухино и т.д.). Причём, как правило, именно на полях битв. Заборы, грядки, сарайчики жилые...

Фотографии в альбоме «Карельский вал (VT-linja)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

0_5642e_62afebe9_M.jpg 0_5642c_f0682c6f_M.jpg 0_5642b_85f5d00e_M.jpg 0_7ff5c_39cfa9db_M.jpg 0_7ff5b_d0d0a676_M.jpg 0_7ff58_df1ad19e_M.jpg 0_7ff57_a147aa15_M.jpg 0_7ff55_ec5bdd27_M.jpg 0_7ff53_b78cdeee_M.jpg 0_7ff52_6e99ca3c_M.jpg 0_7ff51_a91b8199_M.jpg 0_7ff50_d6d67b01_M.jpg 0_7ff4e_9e5365e4_M.jpg 0_7ff4c_1f212cdc_M.jpg 0_7ff4b_8f192d77_M.jpg 0_7ff47_83773d4_M.jpg 0_7ff46_86802560_M.jpg 0_7ff45_1d76e16e_M.jpg 0_7ff44_3619d616_M.jpg 0_7ff42_2f945850_M.jpg 0_7ff41_257101d6_M.jpg 0_7ff40_f8404394_M.jpg 0_7ff34_b6dec05c_M.jpg 0_7ff32_98e744f5_M.jpg 0_7ff31_63610380_M.jpg 0_7ff30_2759864f_M.jpg 0_7ff2f_8dda9203_M.jpg 0_7ff2e_4fc43ef3_M.jpg 0_7ff2d_412fb107_M.jpg 0_7ff2c_fde30995_M.jpg 0_7ff2b_81ebb181_M.jpg 0_7ff28_72ae4f87_M.jpg 0_7ff25_10ee8645_M.jpg 0_7ff24_761eebae_M.jpg 0_7ff22_8ae60371_M.jpg 0_7ff21_fd0914e1_M.jpg 0_7ff1e_b1eeebf4_M.jpg 0_7ff1d_563b6c73_M.jpg 0_7ff1c_f3f1270f_M.jpg 0_7ff1b_c5f2c82e_M.jpg 0_7ff19_1f73ab67_M.jpg 0_7ff18_91d431ee_M.jpg 0_7ff17_5f80b604_M.jpg 0_7fef3_285d9615_M.jpg 0_7feef_dfe1c0e9_M.jpg 0_7feee_4afb96da_M.jpg 0_7feec_657e4551_M.jpg 0_7feeb_f2a21743_M.jpg 0_7feea_9f5318b_M.jpg 0_5642a_5c909ba9_M.jpg 0_66654_5b9135ac_M.jpg 0_66653_b45d445e_M.jpg 0_56427_c9043c1f_M.jpg 0_66652_f0dced07_M.jpg 0_56426_90cbd5ea_M.jpg 0_66651_d7f0fc0b_M.jpg 0_56425_4e8c0260_M.jpg 0_66650_bf38be68_M.jpg 0_6664f_e213d11e_M.jpg 0_6664e_5c591263_M.jpg 0_6664d_d5cdea98_M.jpg 0_6664c_d227deb5_M.jpg 0_6664b_19e575ce_M.jpg 0_6664a_2eac354d_M.jpg 0_66649_d8e8e3cb_M.jpg 0_66648_190ae415_M.jpg 0_66647_8d547697_M.jpg 0_5641e_974878e8_M.jpg 0_66646_f438888e_M.jpg 0_5641d_92abd948_M.jpg 0_5641c_638dfd32_M.jpg 0_5641a_6200ec12_M.jpg 0_56418_e1fb96c6_M.jpg 0_56417_a5d0aa60_M.jpg 0_7ff16_c3db2c33_M.jpg 0_7ff15_558bc5c5_M.jpg 0_7ff13_352a70d3_M.jpg 0_7ff12_16055199_M.jpg 0_7ff10_5313603f_M.jpg 0_7ff0f_4f65c9d8_M.jpg 0_7ff0d_4e835e59_M.jpg 0_7ff0c_539809d8_M.jpg 0_7ff0b_27bb7d50_M.jpg 0_7ff07_83a613df_M.jpg 0_7ff04_80d8ac8b_M.jpg 0_7ff03_ba22daa2_M.jpg 0_7ff02_6e610189_M.jpg 0_7ff01_b3d26bc7_M.jpg 0_7feff_1a312fda_M.jpg 0_7fefd_e4c72bea_M.jpg 0_7fefa_5fc128a5_M.jpg 0_7fef8_491c6de9_M.jpg 0_7fef7_fead3daa_M.jpg 0_95a77_74687006_M.jpg 0_95a76_bbc005c0_M.jpg 0_95a75_3c68456e_M.jpg 0_95a74_5e498472_M.jpg 0_95a73_7a3240b_M.jpg 0_95a72_341b192_M.jpg 0_95a71_b72a07c_M.jpg 0_95a70_528f0c32_M.jpg 0_95a6e_5182b2db_M.jpg 0_95a6d_73fc8a99_M.jpg 0_95a6c_ae945c9b_M.jpg

Edited by
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

0_7ff1e_b1eeebf4_L.jpg

Через несколько дней после праздника Победы неизвестные разрушили памятник на высоте Сииранмяки на Карельском перешейке. В 1944 году бойцы Красной армии штурмовали укрепленный узел финской обороны - высоту Сииранмяки удалось взять ценой огромных потерь. От этого боя зависел успех операции по окончательному снятию блокады Ленинграда. Памятник в Сииранмяки появился в 2004 году, причем по инициативе Финляндии. Три камня, на которых по-русски и по-фински написано "Слава героям" - он стал символом примирения бывших врагов.

Специальный материал "Петербургских Вестей":

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

0_7ff44_3619d616_L.jpg

1942 год- начало строительства VT-линии.

Судя по великолепному качеству исполнения герба (нигде подобного не встречал), укрытие предназначалось для высшего командного состава.

Для сравнения, Линия Харпарског (Hanko):

http://fotki.yandex.ru/users/fotosergs/ ... 565?page=0

Финские оборонительные сооружения 1942-1944 гг.

Карельский вал (VT-linja, Vammelsuu - Taipale).

Ленинградская область.

Май 2013 года.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Инспекция Маннергейма строительства Линии ВТ.

Карельский вал (VT-linja, Vammelsuu-Taipale).

Сектор обороны Ваммелсуу (Vammelsuu).

14 октября 1942 года.

Это место в наши дни (март 2015 года).

Фотографии в альбоме «Карельский вал (VT-linja)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

0_95a6b_a99420db_M.jpg 0_95a6a_6881b847_M.jpg 0_95a69_5f747cd5_M.jpg 0_95a6f_7a0ca1cf_M.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Укрытие для пехоты.

Карельский вал (VT-linja, Vammelsuu - Taipale).

Первомайское (до 1948 Кивеннапа, Kivennapa).

Ленинградская область.

Май 1944 года- Сентябрь 2010 года.

Фотографии в альбоме «Карельский вал (VT-linja)», автор Краеведъ (FotosergS) на Яндекс.Фотках

0_82c2c_8ede089c_M.jpg0_82c2b_9f928a6b_M.jpg 0_56426_90cbd5ea_M.jpg 0_66651_d7f0fc0b_M.jpg

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.