aquadnepr

Як-1б из Днепра

97 сообщений в этой теме

День добрый, уважаемые форумчане и гости форума.

Обращаюсь к Вам с просьбой о помощи в установлении личности летчика погибшего в конце 1943 при форсировании Днепра. В ходе поисковой экспедиции в районе с. Бородаевка, Верхнеднепровского р-на, Днепропетровской области, были обнаружены останки самолета и его пилота.. По совету коллег определили самолет – Як-1б, который по словам специалистов (Сергей Кузнецов) был произведен на Саратовском авиазаводе №292 (приблизительно конец 1942).

Помогите установить по номеру мотора – номер самолета?

Если нет, то подскажите варианты решения, пожалуйста.

Известно:

Номер двигателя М-105ПФ № 4-86

Номер ШВАК УТ 437

Есть еще номер пулемета УБС № ШК-605 и номер часов С-7182.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолет однозначно Як-1Б. Мотор М-105ПФ № 4-86, а вот № 03126 скорее всего заводской номер самолета: 126 серия, 03 самолет в серии. В каждой серии 50 самолетов. У меня в базе по боям на Кубани есть 20 самолетов Як-1Б из 126 серии, в том числе такие близкие по номерам как 02126, 04126, 05126, 06126. По состоянию на лето 1943 года все они числились в составе 287 ИАД.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По инфо сайта

http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ss ... iad287.dat 287 ИАд был на другом участке

"В конце апреля 1943 г. передана в состав 4 ВА. 127.07.43 г. обращена на формирование 11 сак"

В составе 5-й ВА на осенью 1943 было две дивизии на "Яках" - в 1 ШАК воевала 203 ИАД (позднее 12 ГИАД) - 247 (156 Гв), 270 (152 Гв) и 516 (153 Гв) ИАП

и в 4 ИАК воевала 294 ИАД (позднее 13 ГИАД) - 6 (149 Гв), 183 (150 Гв) и 427 (151 Гв) ИАП

Есть ли списки "мотор - номер самолета"?

И что может значить 10117 на коленвале (встречается несколько раз).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приветствую! На вскидку: 265 ИАД (402, 812, 291 ИАПы) была на Як-1 в конце 1943 года - Украина... и еще 85 гв.ИАП 6 гв.ИАД

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но ведь это ж не корысти ради - вернуть из небытия имя героя. Или там все засекречено. Просто мне как жителю теперь "иностранного" государства это сделать тяжеловато как я понял с инета.

Может какие-то сертифицированные специалисты или в конце концов за деньги.

Просто хотелось сделать экспозицию в городской музей к 9 мая.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мужики, если есть выход на местную администрацию или военкомат, делайте официальный запрос от них в ЦАМО... Ответят, правда не скоро, но ответят, т.к., запрос будет уже от сопредельного государства и от органа власти...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Самолет однозначно Як-1Б. Мотор М-105ПФ № 4-86, а вот № 03126 скорее всего заводской номер самолета: 126 серия, 03 самолет в серии. В каждой серии 50 самолетов. У меня в базе по боям на Кубани есть 20 самолетов Як-1Б из 126 серии, в том числе такие близкие по номерам как 02126, 04126, 05126, 06126. По состоянию на лето 1943 года все они числились в составе 287 ИАД.

Сижу сейчас в архиве, смотрю списки 2 ВА за 1943 год. На всякий случай выписал номера этого самолета из Днепра.

В марте 1943 года в 183 ИАП не вернулся с БЗ Як-7б с двигателем пф 4-86. Самолета 31153117. Двигатель номер тот же? Или нумерация разная или нашли и на другой самолет поставили, хотя бы частично?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да??? Стойка шасси, точно от Як-1... у семерки совсем другая была....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Номер повторяется в разных документах несколько раз.

Первое упоминание в этом деле, что на 27.3.1943 он числился в 183 ИАП. НА 1.4.1943 он уже считался невернувшимся с БЗ. Но в списках на 1.5. он опять есть с тем же самолетом.

Вероятно, он в конце марта сел на вынужденную и вернулся в полк уже после отправки сводки.

В следующем деле, в списках на 1.6.43, уже раздельных для самолетов и моторов, самолет не упоминается, а мотор этот есть. На 1.7.1943 этот мотор опять упоминался.

Можно с уверенностью предположить, что самолет списали, а мотор поставили на другой самолет или он был в реморганах 2 ВА. К сожалению, в этих отдельных списках не заполнена обязательная графа, какой части принадлежит самолет/мотор.

Теперь главный вопрос. Скажите, могли ли ставить один и тот же М-105 пф 4-86 и на Як-1б и на Як-7б? Или были различия для разных моторов. Если можно ставить, то мотор могли установить на Як-1б, как в полку, где якобы были и Як-1б (проверю!) или в реморганах и передать в другую часть.

Я бегу ужинать, ниже выдержки о АП И АД с известного сайта. Пока не проверил, подходят ли географически и по времени.

183 ИАП с 11.02.43 г. до конца войны действовал в составе 294 иад -> 13 гиад на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. На вооружении, наряду с Як-1, с марта 1943 г. начал получать Як-7, с 1944 г. - еще и Як-9.

294 ИАД до 08.12.43 г. действовала на Воронежском фронте.

Входила в состав 4 иак -> 3 гиак.

24.09.43 г. за отличия в боях за Полтаву дивизии было присвоено почетное наименование Полтавской.

В начале октября 1943 г. с расширением плацдарма на правом берегу Днепра управление дивизии было переброшено в Пятихатку.

В конце октября 1943 г. за отличия в боях за Днепр дивизии было присвоено почетное наименование Александрийской.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис! Мотор М-105 мог быть установлен и на Як-1 и на Як-7...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

в конце 2009 года, в том районе был найден мл. лейтенант Кириллов А.Н. из 427 ИАП.

Мл. лейтенант, летчик 427 иап 294 иад. Не вернулся с боевого задания 10.10.1943 г.

на август 43-го там точно были як-1б.

так же в 42-м на вооружение поступили и як-7

как время будет, попробую еще посмотреть по полкам...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вполне возможно, что это тот самый моторчик!

Там в архивном деле дальше шли уже данные только о приходе-расходе самолетов и моторов и я не очень внимательно просматривал.

Вопрос к топик-стартеру. В какое время в этом районе были потери самолетов? По какие месяцы смотреть?

А по географии дивизия подходит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

там плацдарм был. бои велись соответственно очень тяжелые. тот же 427-ой там потерял не одну машину.

причем как я понял, с техникой у них в тот момент была явная напряженка.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

302 ИАД - исключаем. там три полка и все на Ла летали.

по 294 ИАД:

183-ий ИАП - выше linnet уже писал - и як-1 и як-7.

6-й ИАП - як-1 + як-7б (насколько я понял, работал в основном в направлении Харькова)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
302 ИАД - исключаем. там три полка и все на Ла летали.

по 294 ИАД:

183-ий ИАП - выше linnet уже писал - и як-1 и як-7.

6-й ИАП - як-1 + як-7б (насколько я понял, работал в основном в направлении Харькова)

Похоже, надо заняться 183 ИАП и 294 ИАД...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

427-ой тоже надо смотреть... они над плацдармом там в основном и крутились.

но для начала да, 183-ий ИАП смотреть надо.

247 ИАП (205 ИАД) - як-1 , так же работали в сторону Бородаевки...

вообще имеет смысл смотреть полки, не имеющие у себя мешанины як1-як7?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброй ночи Всем! Спасибо за такую активность по теме!

Итак по порядку:

В районе Бородаевки пик воздушных боёв был с конца сентября по конец ноября 1943.

Проанализировав сайт http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ss ... /p_iap.dat

можно выделить такие полки 294 ИАД:

515 иап

09.07.43 - 08.12.43 Як-7, Як-1

183 иап -> 150 гиап

На вооружении, наряду с Як-1, с марта 1943 г. начал получать Як-7, с 1944 г. - еще и Як-9

427 иап -> 151 гиап

С 08.05.43 г. до конца войны входил в состав 294 иад -> 13 гиад. На вооружении полка в разное время были самолеты Як-1, Як-7, Як-9, Як-3.

А так же 203 ИАД 1-го ШАК, в которой во всех полках были Яки: 247 ИАП, 270 ИАП и 516 ИАП.

Приоритетные 183 и 427 ИАПы.

Выкачал файлы из ОБД по 4 ИАКу. За октябрь и ноябрь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

совершенно верно. 203 ИАД. у меня в посте опечатка про 205.

еще по полкам в этой дивизии:

247 ИАП - уже выше упомянул. в основном занимались сопровождением.

516 ИАП - Мишурин Рог, Новая Прага, Знаменка... т.е. как понимаю, больше всего в направлении на Кировоград.

270 ИАП - сентябрь-октябрь. район Бородаевки, Соколовка, Мишурин Рог - вообщем весь район. в основном сопровождение.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В делах 2 ВА нашел, что мотор пф 4-86 убыл не позднее 24.07.1943 в 1 ШАК. 1 ШАК был как раз до 20.03.1943 в составе 2 ВА Воронежского фронта, а потом в 5 ВА Степного/2 Украинского фронтов. В составе 1 ШАК была 203 ИАД, которую упоминали коллеги. На упомянутом сайте по 270 и 516 ИАПам сказано, что у них были Яки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

linnet, если не секрет, где вы просматриваете дела 2ВА? И как теперь дальше продолжить поиск?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
linnet, если не секрет, где вы просматриваете дела 2ВА? И как теперь дальше продолжить поиск?

В ЦАМО, конечно. Я заказал на след. неделю списки самолетов/моторов по 5 ВА, а также дела по 183 ИАП и 294 ИАД. С учетом вероятности, что мотор попал в 203 ИАД, в 183 и 294 вряд ли что-то будет окончательное, только по движению мотора.

Если смогу выбраться на след. неделе в ЦАМО, то посмотрю.

Но надеяться особо не стоит, боюсь самолет и мотор старые, пошли на запчасти к другим аппаратам и проходят по потерям уже под другими номерами.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
linnet, если не секрет, где вы просматриваете дела 2ВА? И как теперь дальше продолжить поиск?

В ЦАМО, конечно. Я заказал на след. неделю списки самолетов/моторов по 5 ВА, а также дела по 183 ИАП и 294 ИАД. С учетом вероятности, что мотор попал в 203 ИАД, в 183 и 294 вряд ли что-то будет окончательное, только по движению мотора.

Если смогу выбраться на след. неделе в ЦАМО, то посмотрю.

Но надеяться особо не стоит, боюсь самолет и мотор старые, пошли на запчасти к другим аппаратам и проходят по потерям уже под другими номерами.

Борис! Судя по тому. что основные номера ребата нашли на колене, то скорее всего под этим номером он и был списан...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

5 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ

4 ИАК

294 ИАД:515 ИАП 6 ИАП 183 ИАП 427 ИАП (Яки)

302 ИАД: 193 ИАП 240 ИАП 297 ИАП (Кожедубовцы на Лашках)

1 ШАК

203 ИАД: 247 ИАП 270 ИАП 516 ИАП (Яки)

7 ИАК С 02.10.1942

205 ИАД: 27 ИАП 438 ИАП 508 ИАП

304 ИАД: 9 ИАП 10 ИАП 38 ИАП

7 ИАК восновном был перевооружен на Р-39, но наши ребята находили инфу что они и на Яках летали в том районе.

Так же промелькнули 233 ИАП и 897 ИАП, но по базе авиасайта нестыковки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
огромное спасибо за Вашу работу!

На soldate.ru увидел фотоотчеты по поискам, а там Як-1 и номер на шестиренке, проверил нашу -ТОЧНО ЕСТЬ!!! Ф4-86, как и на коленвале.

Фото для авиаопределителя. Если какие еще фото деталей, сделаем.

Отдельное спасибо linnet за архивные поиски.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Фото для авиаопределителя. Если какие еще фото деталей, сделаем.

Спасибо!

Интересуют в первую очередь номерные детали и характерные для данного двигателя и самолёта

Выложенные добавлю

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу