Опубликовано: 14 февраля, 2010 (изменено) Решил выложить здесь поэтапное описание реставрации каски-халхинголки (СШ-36), может мой опыт для кого-то окажется нелишним. Каска попала ко мне с внешним налётом порошкообразной ржавчины (то есть, если первичная отчистка и производилась, то весьма грубо и поверхностно), с трещиной от задней клёпки до нижней кромки колпака. Для заварки трещины я отдал шлем знакомому сварщику. Вот она у сварщика на столе: 01 02 Ох, лучше бы не отдавал, а ЗАПАЯЛ БЫ, с активным кислотным флюсом, потому что качество шва оказалось таким, что сварной сам отказался от гонорара за работу: 03 04 Поэтому, впоследствии, была сильная "головная боль" скрыть этот шов под шпатлёвкой. 05 Ну вот, после получения каски с заваренным швом приступаю, помолясь, собственно к реставрации. Сначала прошёлся щёткой по металлу (обычной), до полного удаления всех налётов с поверхости металла. Но главное - это удалить порошкообразный налёт ржавчины из глубины раковин на металле. Малейший остаток приведёт к коррозии под шпатлёвкой, для этой работы у меня есть "удивительная щётка", называю её так, потому что в продаже нигде не видел - "отжал" целый ящик таких щёток при закрытии и расхабаривании одного завода: Щётка: Эта щётка интересна тем, что практически не трогая поверхности металла, очень эффективно удаляет все загрязнения из раковин. На последних фотографиях видно, что раковины блестят чистым белым металлом, а поверхность совершенно не тронута, даже, местами, сохранились следы оригинальной краски: 06 07 08 09 Далее начинается работа со шпатлёвкой. Сначала буквально промываем для обезжиривания предмет в ацетоне (ушло полторы бутылки по 1 литру), затем наносим эпоксидную шпатлёвку со стекловолокном, подмешав к ней для коррозийной устойчивости старый добрый сурик: 10 11 Каска покрывается полностью, с запасом. Если размазывать шпателем тонким слоем, то над особо глубокими раковинами слой шпатлёвки "просядет", и будет углубление - уже не в металле, а в шпатлёвке. После чего берём шлифовальную шкурку шероховатостью 120, водостойкую и поливая из крана водой стираем всё что намазали нафиг: 12 13 14 Шпатлёвка должна остаться только в раковинах металла! Это очень важно, если это условие выполнено, то держаться она будет "намертво". К сожалению, из-за грубого сварного шва, пришлось отступить от этого правила, чтобы максимально скрыть шов: 15 Далее наносим слой "выявляющей" грунтовки, который покажет хорошо ли спрятаны все углубления в металле: 16 Ну и окончательная окраска, по причине отсутствия аэрозольной матовой краски под нужный цвет и отсутствия у меня малярного компрессора, матирование осуществлялось затиранием шкуркой: 17 Не удовлетворившись качеством покрытия, матированного "затиранием", и пользуясь тем, что владелец не торопился её забрать, я арендовал у знакомого компрессор и приготовил матовую эмаль - просто добавил к краске нужного цвета (но чуть темнее) зубной порошок. Примерно 50/50 пропорция. Вот что получилось: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Кстати, вопрос к людям, державшим в руках "Халхинголку" в оригинальной окраске - попал ли в цвет? Изменено 14 февраля, 2010 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 февраля, 2010 ... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 февраля, 2010 Эпоксидная шпаклевка, да еще со стекловолокном для заполнения раковин зачем??? Всю покрыть, потом зачищать - адская работа, да и для другого эта шпаклевка предназначена, после зачистки в раковинах того стекловолокна не осталось, да и не нужно оно там. . . Обычной автошпаклевкой, лучше с алюмишкой, резиновым шпателем все прекрасно наноситься. Никакого сурика не надо, есть преобразователи ржавчины на ортофосфорной кислоте, ржу на машине тормозят, здесь тем более. Ну, разве сварной шов "волосянкой" шпаклевать (со стекловолокном), в расчете, что этой каской в футбол играть собираются. Ржа из раковин прекрасно убирается укусом, если для разового мероприятия лень электролиз собрать. А трещину элементарно латунью запаять, если полуавтомата нет. А потом руки тому сварщику поотрывать по колено, такую вещь испохабил.............. он что ее, автогеном варил? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 февраля, 2010 (изменено) Эпоксидная шпаклевка, да еще со стекловолокном для заполнения раковин зачем??? Всю покрыть, потом зачищать - адская работа, да и для другого эта шпаклевка предназначена, после зачистки в раковинах того стекловолокна не осталось, да и не нужно оно там. . . Обычной автошпаклевкой, лучше с алюмишкой, резиновым шпателем все прекрасно наноситься. Никакого сурика не надо, есть преобразователи ржавчины на ортофосфорной кислоте, ржу на машине тормозят, здесь тем более. Ну, разве сварной шов "волосянкой" шпаклевать (со стекловолокном), в расчете, что этой каской в футбол играть собираются. Ржа из раковин прекрасно убирается укусом, если для разового мероприятия лень электролиз собрать. А трещину элементарно латунью запаять, если полуавтомата нет. А потом руки тому сварщику поотрывать по колено, такую вещь испохабил.............. он что ее, автогеном варил? Автогеном, да. Горелка рядом с каской на первых снимках. В общем, это моя первая реставрация, не судите особо строго, ибо до всех технологических тонкостей доходил своим умом. Шпатлёвка и покупалась для "закрытия" сварного шва, чтобы гарантировано не отлетела, ибо заказчику нужна была каска не "на полку", а на реконструкцию. Не покупать же отдельно дешёвую шпатлёвку для раковин - дорогую для шва? -) Изменено 13 мая, 2015 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 февраля, 2010 Да я не сужу просто советую, чтоб на своих ошибках не учился. Стекловолокно применяют, как первый слой шпакли, если этот самый слой больше 2-х мм. Чтоб на трескалось. Потом его после затирки (грубой наждачкой) перекрывают тонким слоем финишной шпаклевки. Потом грунт и т.п. У автогена большой минус - широкая зона нагрева, и металл сильно ведет. Можно эту зону ограничить, мокрый брезент, медь, но здесь не тот случай. Металл крепкий, хорошо проварится электродом, обычной двоечкой. Если та же горелка была - латунью пропаять запросто. Бура и гильза латуневая, лучше проволока. А преобразователь под краску рекомендую, он дает стойкую пленку (пассивирование), останавливающую коррозию. Его на автомобилях пользуют, там требования к качеству гораздо выше. Можно оцинковать, но это для чистого металла, без ржавчины. Собственно, вариант пайки здесь. И вот такое решето (мелкие отверстия) стоит стекловолокном заделывать. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 февраля, 2010 Охренеть! А стоило ли делать вообще? Не проще ли было найти М-16 в лучшем сохране? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 февраля, 2010 Не перли под Сургутом горшки фошысские..... одна нефть.... А серьезно - сам пару горшков заимел, а знакомые иногда просили на сувениры сбацать, именно эту - просто притащили, валялась, зимними вечерами делать было нечего, а зима там длинная... и вот.... ЭТО, кстати, М 35 был. Почти готова 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 14 февраля, 2010 Они не "фашисты", они "нацисты" были... М-35? Козырёк в заблуждение ввёл, показалось что более "оттянутый"... Тогда тем более! Не такая редкая вещь. Ну разве что от "нечего делать" и от избытка свободного времени. Кстати, по цвету на моём предмете - попал в цвет "Хаки РККА"? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2010 Цвет по компьютеру обсуждать - дело неблагодарное, у каждого монитор на свою цветопередачу настроен. Я, когда хасанку делал, цвет подбирал по РГД 33,их довольно много в своем цвете. Хаки намешал сам (зеленая + желтая), чтобы глянец убрать, добавляешь в краску зубной порошок, будет матовая, потом пару пробных выкрасок - при высыхании обычно темнеет, и будет тебе счастье Кстати, а с лепестками крепления подшлема после покраски что делать будешь? Они целые остались? Сзади заклепки вроде нет, и лепестка тоже? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2010 Каску уже отдал хозяину. Насчёт крепления - сварщик "убийца" специально предупредил, чтобы не высверливали клёпку - ибо при сварке металл "перезакалился". Ну, изделие из листовой стали, собственная масса мизерная, а площадь контакта с воздухом огромна, вот и остывает почти как нормальная деталь в масляной ванне. А от горелки прокаливался колпак почти весь, во-всяком случае, задняя его часть до середины - была "красного свечения". Поэтому, когда сверло войдёт в металл и начнёт "распирать" отверстие под клёпку - может лопнуть опять, даже боковые отверстия. (сварной так сказал) Остаётся посадить лепестки на точечную сварку - но это уже проблемы NorthWind'a будут - его каска. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2010 Че-т зваршик тебе неправильный попался пол-каски раскалить еще стараться надо. Металл при остывании на воздухе отпуститься должен, каски и так каленые (кроме немца М42, гнется и правится нахолодную, эрзац, наверное).Насчет лопнет при сверлении - тоже глупость, отверстие не может быть концентратором напряжений, чтоб остановить ползущую трещину, в конце ее это отверстие и сверлят. Попробовать накернить строительным дюбелем, если кернится металл, а не тупится дюбель - сверлить без проблем. Сверло ничего не распирает, а срезает стружку (нормальное), можно начать твердосплавным, потом перейти на обычное. Сверлил быстрорез Р6М5 (со скрипом, правда) и то не лопнула пластина (2мм.), а тут горшок, да еще и до следующих клепок.... глупость какая.... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2010 Я же говорю, парень молодой, опыта и знаний мало, а амбиций много За всё берётся, но толком ничего сделать не может. Собственно, он имел ввиду, что при высверливании заклёпок сверло входит в заклёпку и как бы распирает её изнутри. Я так понял. А насчёт "раскалить" - правда, я при том присутствовал. До алого свечения была накалена от горелки. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 февраля, 2010 Ничего, научится по шву видно, что переборщил с кислородом - металл кипел, раковины. Для хорошего шва еще надо было зачистным кругом на болгарке по трещине пройтись, до чистого металла. И потом им же шов выровнять. Автогеновский шов - не электросварка, сверлится легче, он не перекаленный. При высверливании заклепки обычно убирается расклепаная часть или головка, заклепка потом сама вылетает или выбивается. Я их обычно той же болгаркой заподлицо стачиваю. Удачи 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 10 марта, 2010 Не перевелись еще Кулибины на Руси, готовые из г-на конфетку сделать. Браво! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах