von Hoffmann

Реставрация "Халхинголки".

14 сообщений в этой теме

Решил выложить здесь поэтапное описание реставрации каски-халхинголки (СШ-36), может мой опыт для кого-то окажется нелишним.

Каска попала ко мне с внешним налётом порошкообразной ржавчины (то есть, если первичная отчистка и производилась, то весьма грубо и поверхностно), с трещиной от задней клёпки до нижней кромки колпака.

Для заварки трещины я отдал шлем знакомому сварщику. Вот она у сварщика на столе:

01

f0cb28438935.jpg

02

066cbb69e700.jpg

Ох, лучше бы не отдавал, а ЗАПАЯЛ БЫ, с активным кислотным флюсом, потому что качество шва оказалось таким, что сварной сам отказался от гонорара за работу:

03

a7103a9f7106.jpg

04

74b16f387963.jpg

Поэтому, впоследствии, была сильная "головная боль" скрыть этот шов под шпатлёвкой.

05

def8e0038de9.jpg

Ну вот, после получения каски с заваренным швом приступаю, помолясь, собственно к реставрации.

Сначала прошёлся щёткой по металлу (обычной), до полного удаления всех налётов с поверхости металла. Но главное - это удалить порошкообразный налёт ржавчины из глубины раковин на металле.

Малейший остаток приведёт к коррозии под шпатлёвкой, для этой работы у меня есть "удивительная щётка", называю её так, потому что в продаже нигде не видел - "отжал" целый ящик таких щёток при закрытии и расхабаривании одного завода:

Щётка:

9afd87d597be.jpg

Эта щётка интересна тем, что практически не трогая поверхности металла, очень эффективно удаляет все загрязнения из раковин. На последних фотографиях видно, что раковины блестят чистым белым металлом, а поверхность совершенно не тронута, даже, местами, сохранились следы оригинальной краски:

06

e20dc49a5514.jpg

07

8c4c06d4820b.jpg

08

d17c7a4f2958.jpg

09

76117149905c.jpg

Далее начинается работа со шпатлёвкой. Сначала буквально промываем для обезжиривания предмет в ацетоне (ушло полторы бутылки по 1 литру), затем наносим эпоксидную шпатлёвку со стекловолокном, подмешав к ней для коррозийной устойчивости старый добрый сурик:

10

62384a8435c1.jpg

11

802b8eb3f0cd.jpg

Каска покрывается полностью, с запасом. Если размазывать шпателем тонким слоем, то над особо глубокими раковинами слой шпатлёвки "просядет", и будет углубление - уже не в металле, а в шпатлёвке.

После чего берём шлифовальную шкурку шероховатостью 120, водостойкую и поливая из крана водой стираем всё что намазали нафиг:

12

3171a1d53407.jpg

13

e4627bd1e3f2.jpg

14

a51465c7c858.jpg

Шпатлёвка должна остаться только в раковинах металла! Это очень важно, если это условие выполнено, то держаться она будет "намертво". К сожалению, из-за грубого сварного шва, пришлось отступить от этого правила, чтобы максимально скрыть шов:

15

dd3faaad4268.jpg

Далее наносим слой "выявляющей" грунтовки, который покажет хорошо ли спрятаны все углубления в металле:

16

5d786bbd0ff4.jpg

Ну и окончательная окраска, по причине отсутствия аэрозольной матовой краски под нужный цвет и отсутствия у меня малярного компрессора, матирование осуществлялось затиранием шкуркой:

17

b9f629505fd9.jpg

Не удовлетворившись качеством покрытия, матированного "затиранием", и пользуясь тем, что владелец не торопился её забрать, я арендовал у знакомого компрессор и приготовил матовую эмаль - просто добавил к краске нужного цвета (но чуть темнее) зубной порошок. Примерно 50/50 пропорция. Вот что получилось:

18

3d163c9f9c08.jpg

19

ccbac0b2d406.jpg

20

c306bf4579fa.jpg

21

62e7ec4da453.jpg

22

09bf8fcef93f.jpg

23

e2b22c8437a5.jpg

24

65e7df67da4d.jpg

25

f3e6f1b02f9c.jpg

26

92a200631fe2.jpg

Кстати, вопрос к людям, державшим в руках "Халхинголку" в оригинальной окраске - попал ли в цвет?

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эпоксидная шпаклевка, да еще со стекловолокном для заполнения раковин :shock: зачем??? Всю покрыть, потом зачищать - адская работа, да и для другого эта шпаклевка предназначена, после зачистки в раковинах того стекловолокна не осталось, да и не нужно оно там. . . Обычной автошпаклевкой, лучше с алюмишкой, резиновым шпателем все прекрасно наноситься. Никакого сурика не надо, есть преобразователи ржавчины на ортофосфорной кислоте, ржу на машине тормозят, здесь тем более. Ну, разве сварной шов "волосянкой" шпаклевать (со стекловолокном), в расчете, что этой каской в футбол играть собираются. Ржа из раковин прекрасно убирается укусом, если для разового мероприятия лень электролиз собрать. А трещину элементарно латунью запаять, если полуавтомата нет. А потом руки тому сварщику поотрывать по колено, такую вещь испохабил.............. :!: он что ее, автогеном варил?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эпоксидная шпаклевка, да еще со стекловолокном для заполнения раковин :shock: зачем??? Всю покрыть, потом зачищать - адская работа, да и для другого эта шпаклевка предназначена, после зачистки в раковинах того стекловолокна не осталось, да и не нужно оно там. . . Обычной автошпаклевкой, лучше с алюмишкой, резиновым шпателем все прекрасно наноситься. Никакого сурика не надо, есть преобразователи ржавчины на ортофосфорной кислоте, ржу на машине тормозят, здесь тем более. Ну, разве сварной шов "волосянкой" шпаклевать (со стекловолокном), в расчете, что этой каской в футбол играть собираются. Ржа из раковин прекрасно убирается укусом, если для разового мероприятия лень электролиз собрать. А трещину элементарно латунью запаять, если полуавтомата нет. А потом руки тому сварщику поотрывать по колено, такую вещь испохабил.............. :!: он что ее, автогеном варил?

Автогеном, да. Горелка рядом с каской на первых снимках. :cussing: В общем, это моя первая реставрация, не судите особо строго, ибо до всех технологических тонкостей доходил своим умом. :-o Шпатлёвка и покупалась для "закрытия" сварного шва, чтобы гарантировано не отлетела, ибо заказчику нужна была каска не "на полку", а на реконструкцию. Не покупать же отдельно дешёвую шпатлёвку для раковин - дорогую для шва? -)

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да я не сужу :-o просто советую, чтоб на своих ошибках не учился. Стекловолокно применяют, как первый слой шпакли, если этот самый слой больше 2-х мм. Чтоб на трескалось. Потом его после затирки (грубой наждачкой) перекрывают тонким слоем финишной шпаклевки.

Потом грунт и т.п.

У автогена большой минус - широкая зона нагрева, и металл сильно ведет. Можно эту зону ограничить, мокрый брезент, медь, но здесь не тот случай. Металл крепкий, хорошо проварится электродом, обычной двоечкой. Если та же горелка была - латунью пропаять запросто. Бура и гильза латуневая, лучше проволока.

А преобразователь под краску рекомендую, он дает стойкую пленку (пассивирование), останавливающую коррозию. Его на автомобилях пользуют, там требования к качеству гораздо выше. Можно оцинковать, но это для чистого металла, без ржавчины.

Собственно, вариант пайки здесь. И вот такое решето (мелкие отверстия) стоит стекловолокном заделывать.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не перли под Сургутом горшки фошысские..... :-o одна нефть....

А серьезно - сам пару горшков заимел, а знакомые иногда просили на сувениры сбацать, именно эту - просто притащили, валялась, зимними вечерами делать было нечего, а зима там длинная... и вот.... :-o

ЭТО, кстати, М 35 был.

Почти готова :-o

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Они не "фашисты", они "нацисты" были...

М-35? Козырёк в заблуждение ввёл, показалось что более "оттянутый"... Тогда тем более! Не такая редкая вещь. Ну разве что от "нечего делать" и от избытка свободного времени. Кстати, по цвету на моём предмете - попал в цвет "Хаки РККА"?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цвет по компьютеру обсуждать - дело неблагодарное, у каждого монитор на свою цветопередачу настроен. Я, когда хасанку делал, цвет подбирал по РГД 33,их довольно много в своем цвете. Хаки намешал сам (зеленая + желтая), чтобы глянец убрать, добавляешь в краску зубной порошок, будет матовая, потом пару пробных выкрасок - при высыхании обычно темнеет, и будет тебе счастье :-o

Кстати, а с лепестками крепления подшлема после покраски что делать будешь? Они целые остались? Сзади заклепки вроде нет, и лепестка тоже?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Каску уже отдал хозяину. Насчёт крепления - сварщик "убийца" специально предупредил, чтобы не высверливали клёпку - ибо при сварке металл "перезакалился". Ну, изделие из листовой стали, собственная масса мизерная, а площадь контакта с воздухом огромна, вот и остывает почти как нормальная деталь в масляной ванне. А от горелки прокаливался колпак почти весь, во-всяком случае, задняя его часть до середины - была "красного свечения". Поэтому, когда сверло войдёт в металл и начнёт "распирать" отверстие под клёпку - может лопнуть опять, даже боковые отверстия. (сварной так сказал) Остаётся посадить лепестки на точечную сварку - но это уже проблемы NorthWind'a будут - его каска. :-o

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Че-т зваршик тебе неправильный попался :-o пол-каски раскалить еще стараться надо. Металл при остывании на воздухе отпуститься должен, каски и так каленые (кроме немца М42, гнется и правится нахолодную, эрзац, наверное).Насчет лопнет при сверлении - тоже глупость, отверстие не может быть концентратором напряжений, чтоб остановить ползущую трещину, в конце ее это отверстие и сверлят. Попробовать накернить строительным дюбелем, если кернится металл, а не тупится дюбель - сверлить без проблем. Сверло ничего не распирает, а срезает стружку (нормальное), можно начать твердосплавным, потом перейти на обычное. Сверлил быстрорез Р6М5 (со скрипом, правда) и то не лопнула пластина (2мм.), а тут горшок, да еще и до следующих клепок.... :( глупость какая....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я же говорю, парень молодой, опыта и знаний мало, а амбиций много :( За всё берётся, но толком ничего сделать не может.

Собственно, он имел ввиду, что при высверливании заклёпок сверло входит в заклёпку и как бы распирает её изнутри. Я так понял. :-o А насчёт "раскалить" - правда, я при том присутствовал. До алого свечения была накалена от горелки.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ничего, научится :-o по шву видно, что переборщил с кислородом - металл кипел, раковины. Для хорошего шва еще надо было зачистным кругом на болгарке по трещине пройтись, до чистого металла. И потом им же шов выровнять. Автогеновский шов - не электросварка, сверлится легче, он не перекаленный.

При высверливании заклепки обычно убирается расклепаная часть или головка, заклепка потом сама вылетает или выбивается. Я их обычно той же болгаркой заподлицо стачиваю.

Удачи :-o

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу