Прокофьев Илья

Могила неизвестных летчиков и их самолет

22 сообщения в этой теме

Можно сказать, что именно так начинаются поисковые истории!

Информация о месте падения самолета поступала руководителю поискового отряда «Высота» (г. Гатчина) Брюквину Эдуарду Николаевичу постоянно, в разное время и от разных людей, в течение продолжительного времени, но проводника, который мог бы отвести к месту гибели самолета - не находилось. Место падения самолета было показано местными жителями осенью 2009 года поисковикам отряда «Памяти павших» (руководитель Михаил Макаров, пос. Елизаветино). Со слов местных жителей, в 50-е – 60-е годы из воронки торчал почти целый хвост самолета и останки двух летчиков были захоронены, как неизвестные на воинском захоронении в поселке Дружная Горка. В поселке Дружная Горка на воинском захоронении действительно есть одиночная могила, на которой установлена лопасть от самолета и на могиле есть табличка: «Здесь захоронены неизвестные два советских летчика погибшие в годы Великой Отечественной войны». Во время обследования места падения самолета было установлено, что несколько лет назад местные мужики из поселка Дружная Горка копали воронку на месте падения и весь дюраль и алюминий сдали в металлолом. Воронка залита водой, рядом разбросаны фрагменты брони от самолета Ил-2. Одну стойку шасси поисковики вывезли в музей поискового движения Гатчинского района.

22 ноября 2009 года место падения было дополнительно обследовано представителями поисковых отрядов: «Памяти павших» (п. Елизаветино, руководитель Михаил Макаров), «Поиск» (п. Кобрино, руководитель Виктор Блудов), «Высота» (г. Гатчина, руководитель Эдуард Брюквин), Прокофьевым И.Г. и Михайловым Н.А. Во время обследования были обнаружены: гильзы от ШКАС, ШВАК 1942 года выпуска, БС 1941 и 1942 годов выпуска, направляющие для РС 82 мм и 132 мм и их хвостовые части, осколок от авиабомбы. На обломках левой части приборной доски обнаружен выбитый номер: 2157. Найден один оторванный поршень, который от взрыва деформирован в гильзе охлаждения. Судя по сильно деформированным обломкам брони, самолет взорвался при падении. Окрас дюраля зеленый. Модификация самолета: двухместный. Погиб скорее всего в 1943 году.

К сожалению, номер 2157 не проходит по компьютерной базе данных, что составлена нами за последние годы, на основе архивных документов! Также, можно предположить, что это сборочный номер (или технологический), а не заводской номер самолета Ил-2. Но есть надежда, что распилив гильзу и освободив поршень мы завтра узнаем номер мотора самолета!

О новостях буду сообщать участникам нашего Форума! А сейчас небольшой фото-отчет о поездке:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья, приветствую! Это хорошо, что вам удалось найти гильзу с поршнем; дай Бог, чтобы номер двигателя был "засвечен" в вашей базе или в архивах, чтобы удалось вернуть из небытия имена погибших пилотов. "Болгаркой" гильза режется за 10 минут :-o Удачи вам :?: С уважением, Альберт.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Альберт, спасибо... Жду информацию от товарищей, которые сегодня будут освобождать поршень из гильзы....

С уважением, Илья.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приветствую, уважаемых коллег! Распилили гильзу, поршень от динамического удара весь разбит на мелькие кусочки, в том числе и место где дублировался номер мотора АМ-38.

Николай Михайлов, попытался сложить "мозаику" и вот что удалось прочесть: 4584646.

Сразу открываю компьютерную базу учета номеров и читаю:

- 13 ВА 943 шап 277 шад, Ил-2 № 302145, АМ-38 № 4584646, прибыл с завода, приказ 277 шад от 20.05.43г.;

- 13 ВА 943 шап 277 шад, Ил-2 № 302145, АМ-38 № 4584646, дата потери 22.06.43г., списать, приказ 277 шад от 05.07.43г., приказ полка от 28.06.43г.,не вернулся с б\з.

По проведенной исследовательской работе с базой данных установлено, становится ясно, что мы нашли погибший самолет Ил-2 из состава 943-го штурмового авиаполка 277 ШАД, который пропал без вести 22 июня 1943 года. К сожалению, в приказе 943-го штурмового авиаполка самолеты Ил-2 потерянные в этот день записаны общим списком, и сказать конкретно, какой экипаж погиб на обнаруженном самолете пока не представлялось возможным.

Начинаю поднимать документы ЦАМО, которые несколько лет назад выписаны в архивные тетради.

Документы ЦАМО: Донесение 943-го штурмового авиаполка от 22 июня 1943 года: «…4 самолета разбито, погибло 8 человек:

- майор Мартынов Георгий Гаврилович – штурман полка;

- старший техник-лейтенант Чиров Василий Андреевич – инженер по вооружению;

- капитан Симонов Сергей Павлович – командир эскадрильи;

- старший сержант Кишеневский Илья Миронович – механик вооружения.

На остальные экипажи, данные не имеем, находились в нашем полку в качестве стажеров для приобретения боевого опыта. Старший лейтенант Клименко в качестве ведомого летал на БШУ аэродрома Сиворицы, задание выполнил отлично…».

Донесение 943-го штурмового авиаполка: «…22 июня 1943 года в 12.50 с аэродрома Павлово 6 Ил-2 под прикрытием не 6-и, а 4-х «Киттихауков» вылетели на выполнение боевого задания. Цель аэродром Городец находилась на предельном радиусе действия самолетов Ил-2. Два Ил-2 пройдя вместе с группой линию фронта на высоте 2300 метров из района города Пушкин, вернулись из-за неисправности матчасти. В районе юго-восточнее Красногвардейск 15-20 км, на основании доклада одного истребителя прикрытия вернувшегося из данного района, вся группа была атакована более 4 ФВ-190, где завязался воздушный бой. По дополнительному расследованию истребителей блокировочных групп было установлено, что при проходе нашей группы ж\д участка станция Ново-Лисино-Красногвардейск, с аэродрома Красногвардейск поднялось более 10 ФВ-190. Можно предположить, что группа в районе озера Вялье была атакована истребителями ФВ-190, три «Киттихаука» были скованы и сбиты по одиночке, а самолеты Ил-2 имея большую высоту встав в круг, не успели снизиться до бреющего и также по одиночке были сбиты. Ни один не вернулся…».

Начинаю анализировать потери дивизии за этот день.

Всего 277-я штурмовая авиадивизия 22 июня 1943 года потеряла 7 самолетов Ил-2 из состава: 15-й гв.ШАП – 3 самолета, 943-й ШАП – 4 самолета, причем на последних погибли два экипажа из состава, вновь прибывшего на фронт 999 ШАП.

По проведенной исследовательской работе в ЦАМО Константином Москвиным и Сергеем Сердюком (в период 2006-2008 годов) были частично установлены обстоятельства потерь нескольких самолетов. Так, все три самолета 15-го гвардейского штурмового авиаполка имели номера: 301843, 1878837, 30785. Кроме того, два самолета были потеряны в другом районе: экипаж гв.капитана Колдырманова – гв.мл.сержанта Бублика был сбит в районе Тосно - Новолисино, а экипаж гв.мл.лейтенанта Фадеева – гв.ст.сержант Огорельцева сбитым врезался в землю в районе станции Тосно. Только экипаж гв.ст.лейтенанта Лученко – гв.старшины Карпычева совершил вынужденную посадку на лес в районе Дружная Горка – Новинка, но как говорилось выше самолеты 15 гв.ШАП имели другие номера. Кроме того, гвардии старший лейтенант Аркадий Лученко попал в плен и вернулся на Родину только после окончания войны.

Остались четыре самолета Ил-2 из состава 943-го ШАП погибшие в этот день, и которые имели следующие заводские номера: 301693, 301816, 301988, 302145. В числе этих самолетов был и тот, чьи обломки были обнаружены. Как говорилось выше, на двух самолетах из 943-го ШАП погибли два экипажа из соседнего 999-го ШАП.

Экипажи 943-го и 999-го ШАПов, не вернувшиеся с боевого вылета 22 июня 1943 года:

1-й самолет:

- старший летчик 999 ШАП старший сержант Дрижак Трофим Иванович, 1918 г.р., уроженец: УССР Черниговская обл., Пригородная полоса д. Шестовицы, жена Теременко Валентина Михайловна проживала: Красноярский край город Канск, Военный городок, корпус 6, кв.2. Мобилизован Полтавским РВК.

- воздушный стрелок 999 ШАП младший сержант Злобин Михаил Алексеевич, 1919 г.р., уроженец: РСФСР Кировская обл., Вятско-Полянский район Слуцкий с\с д. Мариновщина, мать Ольга Назаровна. Мобилизован Малмыжским РВК Кировская области. Экипаж значился не вернувшимся с боевого задания при налете на вражеский аэродром Городец, сбит в районе Вырица. По дополнительной работе с документами ЦАМО было установлено, что воздушный стрелок самолета Михаил Злобин остался жив, на это указывала запись за 1996 год.

2-й самолет:

- командир АЭ 999 ШАП лейтенант Клименко Петр Иванович, 1915 г.р., уроженец: РСФСР Саратовская область Ершовский район д. Ганновка, жена Татьяна Васильевна проживала: Красноярский край город Канск, Военный городок д.10 кв.12. Мобилизован Ершовским РВК.

- воздушный стрелок 999 ШАП сержант Мамаев Амурзак Тимранович, 1922 г.р., уроженец: Казахская ССР Западно-Казахстанская область Урдинский район д. Сайхия, мать Ульфан Ашгареевна проживала: РСФСР Сталинградская область Палассовский район д. Савинка. Мобилизован Палассовским РВК Сталинградская обл. Экипаж значился не вернувшимся с боевого задания при налете на вражеский аэродром Городец. По дополнительной работе с документами ЦАМО было установлено, что летчик самолета лейтенант Клименко остался жив и вернулся в полк.

3-й самолет:

- командир АЭ 943 ШАП капитан Симанов (по другим документам Симонов) Сергей Павлович, 1907 г.р., уроженец: РСФСР Курская область Рыльский район д. Ивановское, мать Прасковья Павловна. Мобилизован Рыльским РВК.

- механик авиавооружения (летал воздушным стрелком) 943 ШАП старший сержант Кишиневский (по другим документам Кашиневский) Илья Миронович, 1910 г.р., Уроженец: Молдавская ССР город Терасполь, Миростапольский район д. Дубовара, жена Кишиневская, проживала: УССР город Одесса ул.Воровского д.49 кв.24. Мобилизован Кагановическим РВК г. Одесса. Экипаж значился не вернувшимся с боевого задания при налете на вражеский аэродром Городец, сбит в районе Вырица.

4-й самолет:

- штурман 943 ШАП майор Мартынов Георгий Гаврилович, 1908 г.р., уроженец: РСФСР Ростовская область город Новочеркасск, жена Евдокия Иосифовна проживала: город Ашхабад пос. Актине (Актепа), корпус № 57. Мобилизован Ростовским ГВК.

- заместитель инженера 943 ШАП по вооружению (летал воздушным стрелком) старший техник-лейтенант Чиров Василий Андреевич, 1915 г.р., уроженец: РСФСР Смоленская область Вяземский район с.Панфилово, жена Лариса Николаевна проживала: РСФСР город Кострома, Пятницкая ул., д.39 кв.2. Призван в РККА добровольно из 2 ЛВАТУ г. Ленинград. Экипаж значился не вернувшимся с боевого задания при налете на вражеский аэродром Городец, сбит в районе Вырица – Сусаннино. По дополнительной работе с документами ЦАМО (ОБД Мемориал) было установлено, что экипаж самолета остался в живых, летчики попали в плен и смогли вернуться на Родину только после окончания войны.

Подведем итоги: при изучении архивных документов было установлено, что из состава экипажей четырех не вернувшихся самолетов Ил-2 в двух экипажах погибло по одному человеку (это экипажи 999-го штурмового авиаполка) и один экипаж 943- штурмового авиаполка попал в плен. Так как по легенде рассказанной местными жителями и согласно надписи на мраморной плите на могиле в поселке Дружная Горка в обломках самолета были обнаружены и похоронены останки двух летчиков, то из вышесказанного можно сделать вывод, что в могиле покоится прах экипажа 943-го штурмового авиаполка в составе капитана Симанова – старшего сержанта Кишиневского.

- командир АЭ 943 ШАП капитан Симанов Сергей Павлович, 1907 г.р., уроженец: РСФСР Курская область Рыльский район д. Ивановское, мать Прасковья Павловна. Мобилизован Рыльским РВК.

- механик авиавооружения (летал воздушным стрелком) 943 ШАП старший сержант Кишиневский Илья Миронович, 1910 г.р., Уроженец: Молдавская ССР город Терасполь, Миростапольский район д. Дубовара, жена Кишиневская, проживала: УССР город Одесса ул.Воровского д.49 кв.24. Мобилизован Кагановическим РВК г. Одесса

Ну, чтоеще дополнить? Согласно архивных документов известно, что также в этом бою погибли три летчика истребителя и один скончался от ран полученных в этом бою. Вот их имена: 22 июня 1943 года из состава 191-го ИАП погибли:

- Азарков Николай Васильевич, мл. лейтенант, летчик, не вернулся с боевого задания

22.06.43г., сбит ИА в р-не Сиверской, похоронен в одиночной могиле д.Ст.Поддубье Гатчинского р-на Лен.об.;

- Матвиенко Анатолий Николаевич, лейтенант, командир звена, не вернулся с боевого задания 22.06.43г., прикрытие удара Ил-2 по аэр. Городец;

- Микелев Петр Иванович, капитан командир АЭ умер от ран полученных при выполнении б\з, (ОБД: умер 24.06.43г.) 22.06.43г. в р-не Ново-Лисино, пох.на кл-ще в с-в части городка д. Сельцы Всеволожский район Ленобласти

- Толпыгин Николай Филиппович, ст.лейтенант зам.командира АЭ, он же штурман АЭ не вернулся с боевого задания 22.06.43г. прикрытие удара Ил-2 по аэр. Городец.

Вечная Память!

С уважением, Илья.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тему увидел случайно.... Просто искал любую информацию о своих дедах. Награды сохранились,а вот как и за что награждали неизвестно. Вот так и попал сюда,на форум...Сколько лет прошло,нашли один самолёт и двух павших героев установили! Молодцы ребята! Дело в том,что я внук одного из пилотов сбитого тогда ИЛ-2,а именно штурмана 943 ШАП майора Мартынова Георгия Гавриловича, 1908 г.р., он и его стрелок действительно были сбиты в том бою и попали в плен (сидел в лагере ЛЮФТВАФФЕ-2,потому наверно и пережил 2 года плена). Освобождены были СОЮЗНИКАМИ и возвратились на Родину в мае 1945г. У деда была интересная судьба,в красной армии был смолоду,в войну служил в группе войск введённых в ИРАН,ну а потом фронт и бои и плен ну тут подробней могла бы рассказать его дочь,она здравствует и многое бы вспомнила,фото остались,ещё когда дед был кавалеристом (до аэроклуба). Жаль самого деда не расспросить, скончался в 1991г.

Ещё раз,большое вас спасибо,за ваше мужество и стойкость в деле поиска пропавших ГЕРОЕВ ВОЙНЫ!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за отзыв! Мы общались с родными Георгий Гавриловича (писала внучка Алена): http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.ph ... B0#p171604

Буду Вам очень признателен, если также расскажите о судьбе Георгия Гавриловича!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я знаю,Алёна говорила ,что нашла информацию на деда,на каком то сайте авиаторов ,право там было написано что :"Вылет был за зону ДАЛЬНОСТИ ПОЛЁТА ШТУРМОВИКА" и я понял,что их возвращение НА СВОЙ АЭРОДРОМ НЕ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ и дед рассказывал что когда их проверял особый отдел (они после возвращения из плена седели в каком то лагере ,они нашли гранату - не знаю уж где и под угрозой подрыва(тоесть ЧП в лагере) их дело было рассмотрено ,деду вернули награды и он дослуживал в Советской армии и был из неё уволен на пенсию.Вот и хотелось бы спросить, МОЖЕТ ПОДСКАЖИТЕ,где можно узнать (может есть какие то ещё архивы или сайты),за что он был награждён до плена и что это за группа войск в ИРАНЕ? Кроме информации в мемориале (о плене и депортации в СССР после войны) и общий инфы о самом полёте и обстоятельствах его трагического окончания ( был сбит самолёт) ничего найти не удалось. С ув. Вячеслав

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вячеслав! Добрый день! По наградам надо искать в архивах (на Подвиге Народа еще не все наградные размещены) по довоенным в РГВА, по военным и послевоенным в ЦАМО... По Ирану, сейчас куча информации в инете, летом 1941 года туда были введены наши части, чтобы не дать возможность использовать Иран как пладцарм для нападения на СССР, кроме того были введены и войска союзников (англичане)...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 23.11.2009 в 13:24, Прокофьев Илья сказал:

4-й самолет:

- штурман 943 ШАП майор Мартынов Георгий Гаврилович, 1908 г.р., уроженец: РСФСР Ростовская область город Новочеркасск, жена Евдокия Иосифовна проживала: город Ашхабад пос. Актине (Актепа), корпус № 57. Мобилизован Ростовским ГВК.

- заместитель инженера 943 ШАП по вооружению (летал воздушным стрелком) старший техник-лейтенант Чиров Василий Андреевич, 1915 г.р., уроженец: РСФСР Смоленская область Вяземский район с.Панфилово, жена Лариса Николаевна проживала: РСФСР город Кострома, Пятницкая ул., д.39 кв.2. Призван в РККА добровольно из 2 ЛВАТУ г. Ленинград. Экипаж значился не вернувшимся с боевого задания при налете на вражеский аэродром Городец, сбит в районе Вырица – Сусаннино. По дополнительной работе с документами ЦАМО (ОБД Мемориал) было установлено, что экипаж самолета остался в живых, летчики попали в плен и смогли вернуться на Родину только после окончания войны.

 

Написано это было здесь на форуме 11,5 лет назад... А позавчера вот здесь - http://рф-поиск.рф/news/10427/ - появилась такая новость - привожу текст полностью:

"Поисковики Санкт-Петербурга установили судьбу экипажа советского штурмовика Ил-2

Поисковики Санкт-Петербурга установили судьбу экипажа советского штурмовика Ил-2
 13.04.2021
  •  
  •  
  •  

Осенью 2019 года «Рейд» совместно с поисковым отрядом «Искра» (г. Гатчина) проводил поисковые работы на месте крушения советского штурмовика Ил-2. 

По найденным гильзам от пушки ШВАК 42-го выпуска и пулемета УБ-12.7 было понятно, что катастрофа произошла не ранее 1942 года. 

Поиски заветного номера продолжались более года. 11 апреля, на месте падения бойцами отряда «Рейд» был найден крупный обломок двигателя АМ-38, на котором продублирован семизначный номер мотора. По нему удалось установить судьбу экипажа.

1. МАРТЫНОВ ГЕОРГИЙ ГАВРИЛОВИЧ, 1908 г.р., майор, штурман 943 штурмового авиаполка. В экипаже - пилот самолета Ил-2. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». 

2. ЧИРОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ, 1915 г.р. старший техник-лейтенант, заместитель старшего инженера по вооружению 943 штурмового авиаполка. В экипаже - стрелок самолета Ил-2. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Ленинграда».

СПРАВКА:

22 июня 1943 года 6 самолетов Ил-2 под прикрытием истребителей «Киттихаук» вылетели на выполнение боевой задачи на предельный радиус действия штурмовиков в район аэродрома Городец в Лужском районе. Два штурмовика из-за неисправной матчасти вернулись на аэродром базирования так и не выполнив задачи. В районе 15-20 километров юго-восточнее г. Красногвардейск (Гатчина) группа штурмовиков была атакована немецкими истребителями FW-190, завязался воздушный бой. 

Самолет Ил-2 № 301988 с мотором АМ-38 № 4584521 был сбит и совершил вынужденную посадку на краю деревни, занятой противником. Экипаж взят в плен 22.06.1943 года и репатриирован в июне 1945 года.

Поисковики выражают благодарность отряду спец-поиска «Крылья Родины» и лично Константину Тарасову за установление судьбы экипажа".

 

В общем, форум (и эту его тему в частности) читают, "и это хорошо" (с). 

А вот здесь - https://vk.com/rfpoisk?w=wall-59603073_38351 - больше фотографий по теме.

Изменено пользователем Бортстрелок
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Quote

Для справки. Из Заявления Н.К. Лошакова*, адресованного начальнику ГУК «СМЕРШ», следует, что Г.Г. Мартынов в немецком плену был его солагерником:  

«Находясь два с половиной месяца в плену, я все искал случая побега из плена на Родину. При допросах немцами мне было предложено вступить в создававшуюся 1 эскадрилью РОА. Посоветовавшись с товарищами, пленными летчиками, майором Банщиковым, майором Мартыновым, инженер-капитаном Свечниковым и ст. лейт. Лученко А., я дал свое согласие на вступление, с той целью, чтобы бежать на Родину.

10.9.1943 г.»**.
*


** Семенов В. Н. Холодное небо : (Авиация в освоении российского Севера и Арктики. Ухта и авиаторы системы ГУЛАГ). Исторические хроники и жизнеописания. - С-Пб : ААНИИ, 2016. - 415 с. - С. 289.
 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу