Опубликовано: 1 июля, 2009 Приветствую всех! Побывал снова на месте падения этого самолёта в верховьях реки Титовка. Пешка №392014 выпуска московского завода №39 принадлежала 95 ИАП и была потеряна 26 апреля 1942 года во время БШУ по аэродрому Хебуктен (в том вылете было сбито пять пешек) . В ноябре 2001 года мы делали по нему запрос в ЦВМА, ответ пришёл в январе 2002 года. Описание боевого вылета, во время которого он был сбит, есть в известном "Expertenstaffel за Полярным кругом" Юрия Рыбина и тут: http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/soviet.html в статье "Пе-3 над морем". По данным ОБД Мемориал экипаж в составе Шишкин-Садовниченко похоронен в Североморске. По данным потерь ВВС СФ с сайта Eismeerfront экипаж Стариков-Пеньковский похоронен в г. Кола, по Рыбину Стариков-Глушков, а Пеньковский летал с Туликовым. Вот такая неразбериха. На месте падения останков экипажа не обнаружено, но надо ещё смотреть, т.к. самолёт разнесло метров на 200... Рядом проходит тягачная дорога, обломки постепенно растаскиваются, и конечно хотелось бы поставить памятник, чтобы люди знали, кто тут погиб...Подскажите, есть ли смысл по прошествии лет снова давать запрос в Гатчину, чтобы узнать фамилии экипажа? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2009 Альберт, пока могу сказать следующие! Судя по ответу ЦВМА, где они ссылаются на 12 фонд, присланные Вам сведения взяты из актов расследования летных боевых происшествий... Так, что они более верны, чем другие источники, т.к., в них даже нет ссылок откуда была взята данная информация.... С уважением, Илья. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2009 Илья, то есть в актах расследования лётных происшествий не указывается кто на каком самолёте летел? Интересно, однако А вообще такие данные существуют в природе? Или всё же "по материалам архива выяснить не удалось"? С уважением, Альберт. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2009 Альбер, как раз наоборот... в актах указывается экипажность, а вот номера самолетов и моторов не всегда.... С уважением, Илья. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2009 Значит в данном случае установить экипаж невозможно. Жаль конечно. С уважением, Альберт. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2009 Почему? Надо внимательно отработать доки полка и дивизии... возможно будут приказы в которых будет указано, кто на каком самолете... Если установить, кто из летчиков был на каком самолете, то стрелки-бомбардиры, как раз станут понятны... С уважением, Илья. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2009 Альберт! Внимательно посмотрел, все указанные Вами источники, и пришел к выводу, что более достоверный всеже: с сайта Eismeerfront! Из документа ЦВМА видно, что в этот список лечиков не попал экипаж Шишкин - Садовниченко, т.к., архивисты сами пишут, что один экипаж был найден еще тогда, в годы войны... далее они "надергали" из актов расследований фамилии тех, кто погиб и поэтому в их письмо не попали фамилии: Самохвалова (который остался жив, про него и пишет Рыбин) и Никульников (выпрыгнул с парашютом)... Судя по всему три экипажа погибли в полном составе: - Шишкин - Садовниченко - найдены в годы войны и похоронены в Североморске; - Стариков - Пеньковский - останки найдены в 1984 году и похоронены в Коле; - Туликов - Глушаков. В двух экипажах остались в живых по одному члену экипажа: - Самохвалов (жив) - Макеев (погиб) - Пушкарев (погиб) - Никульников (жив). Причем именно последний экипаж выпрыгнул с парашютами! Но при приземлении летчик сломал позвоночник и умер, а бомбардир приземлился целым и остался жив... Он, скорее всего захоронил своего летчика где нибудь рядом с местом приземления (вполне совсем, что и не у обломков самолета...) Вы как раз пишите, что останков рядом с обломками самолета не нашли! Из вышеперечисленного выходит, что всего один самолет, на момент падения не имел на своем борту экипажа ! - Пушкарев - Никульников! Это версия..... Всеже надо писать в ЦВМА, с просьбой указать экипажность всех 5 самолетов, согласно актов расследования, ссылку на которые они и дают... С уважением, Илья. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 1 июля, 2009 Кстати о Никульникове: "...По следам поисков экипажа Пе-3. Хоменко Николай Васильевич сообщил, что в 1944 году, из Шойны в Пешу пришло сообщение, что Канинские ненцы, перешли Канин-камень и наткнулись на наш истребитель. Но людей в самолете они не обнаружили. Бывший начальник НКВД по Канино-Тиманскому району - Рухлов, вылетал туда на двух самолетах марки По-2. Но они так же не нашли людей, не было и крови. Оленеводы говорят, что кровь могла уйти с осадками, а трупы съесть, лисы и песцы. Экспедиция вывезла один пулемет, хотя говорят, что на таких типах истребителей устанавливалось по три пулемета. Мы решили проверить эту информацию и узнали целую историю об этой аварии. Еще осенью 1942 года, пастушка Анна Федоровна Чупрова, работавшая тогда в оленеводческой молодежной бригаде, была свидетельницей этой трагедии. «Днем это было, очень сильный туман был. Дежурили мы в стаде, и вдруг возле сопки Горелой услышали шум самолета, а потом сильный взрыв. Испугались мы, думали немцы бомбят нас. А туман, ничего не видно. Хотелось побежать туда, оленей одних оставить нельзя, а потом и страшно ведь было. Что там взорвалось, кто знает. Прошла ночь, а утром собаки стали беспокоиться и выть. Воют и воют как по покойнику. Ну, решили пойти. Пешком пошли, быков то мало было, почти всех на фронт забрали. Пришли к Камню, смотрим, самолет наш советский разбитый. Правда, не сам самолет, а куски от него лежат разбросанные. А на самой сопке земля и камни словно огнем опаленные. Спустились с сопки, стали обломки рассматривать. Смотрим – два летчика мертвые лежат в стороне. Их наверное взрывом выбросило. Схоронили мы их на сопке» Об этом написал, в ноябре 1979 года, в газете «Нарьяна-Вындер», бывший председатель колхоза «Северный полюс» - Егоров Ю.С., в очерке «Назови мне, Камень, их имена». Он был на Канине в августе 1972, на дне оленевода и побывал на могиле летчиков. Уезжая, они поправили могилку и установили на ней пулемет, с разбившегося самолета. Этот очерк прочитала в Несской школе учащимся учительница истории Светлана Георгиевна Покровская. Ребята загорелись желанием установить имена героев. Была создана группа поиска. Учащимися, под руководством Покровской С.Г., была проведена огромная работа. Ребята не только установили имена погибших, но и были найдены сослуживцы погибших и их родственники. Так 13 октября 1980 года, в Неси произошло большое событие: сюда прилетел вертолет с сопки Горелой. На этом вертолете везли урны с прахом погибших летчиков. В Неси состоялся митинг. Собравшиеся увидели портреты погибших воинов и урны с выгравированными фамилиями: Михин и Никульников. В тот же день урны были доставлены в Архангельск, где через несколько дней состоялось захоронение останков погибших. (Газета «Нарьяна-Вындер», от 24.10.1980 г., «Поиск увенчался успехом» О. Першанин – директор Несской школы). Позже в газете «Нарьяна-Вындер», за 18.11.1980 год, Светлана Покровская, в статье «Они защищали Родину», рассказала о поиске погибших летчиков, об их судьбах. Вот что они обнаружили в документах военных лет. «Два «Пе-3» вылетели на прикрытие союзных транспортов в восточной части Баренцевого моря. Один самолет с задания не вернулся. Командиром экипажа самолета был лейтенант Михин Борис Иванович, а штурманом лейтенант Никульников Николай Михайлович»...". Это произошло 24 ноября 1942 года... С уважением, Илья. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июля, 2009 Илья, спасибо! Про Никульникова очень интересно было узнать. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июля, 2009 Приветствую, Илья! Данные по потерям ВВС СФ на Айсмеер вроде бы когда-то давал Рыбин. Чисто теоретически это может быть самолёт Шишкина-Садовниченко, т.к. неизвестно кто, где и когда нашёл их. Если во время войны, то никто не стал бы их оттуда вывозить-слишком далеко от Ваенги и близко к противнику; если после, то вполне вероятно. Отсутствие останков-буквально на этом месте проходит тягачёвка и видны следы деятельности геологических партий-могли и собрать, прикопать где-то рядом, гадай теперь, как оно было. Самолёт Старикова-Пеньковского был найден в десятке км юго-восточнее, видимо он был сбит следующим. Самохвалов-Макеев упали "недалеко от аэродрма"-какого? Хебуктен или Ваенга? Думаю, что Ваенга, из под Хебуктена он вряд-ли вернулся бы живым... Т.е. за исключением этих двух экипажей один из остальных трёх мог находиться в этом самолёте... С уважением, Альберт. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 2 июля, 2009 Вот что пишет об этом бое Александр Марданов (взято отсюда http://www.airpages.ru/dc/hist_83.shtml ). Значит остаются два экипажа: Туликов-Глушков и Пушкарёв-Никульников. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 6 июля, 2009 Приветствую! Судя по тексту Александра Марданова: "...Вскоре состоялось разбирательство причин случившегося и через два дня, 29 апреля последовал приказ Наркома ВМФ командованию Северного флота о запрете использования Пе-3 для ударов по вражеским аэродромам. В дальнейшем их применяли только для прикрытия морских конвоев..." - разбирательство действительно было, поэтому не понятно, почему ЦВМА ответил так сухо... Я думаю, что если хорошо поработать в архиве будет и роспись по экипажам... С уважением, Илья. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 июля, 2009 Будем пробовать! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2011 Парни могли бы вы сделать крупные снимки хорошо сохранившейся краски, очень уж лихие гипотезы уже народ сочиняет про вашу пешку. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 4 февраля, 2011 (изменено) Заинтриговали, Дмитрий. А что сочиняют, например, и где? Самолёт был в чёрно-зелёном камуфляже, а поверх него зимний. Изменено 2 августа, 2014 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2011 Заинтриговали, Дмитрий. А что сочиняют, например, и где? Самолёт был в чёрно-зелёном камуфляже, а поверх него зимний. Вопросы возникли относительно цвета нижних поверхностей, а обсуждение тут в конце http://scalemodels.ru/modules/forum/vie ... t_954.html. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2011 Спасибо, отписал там. Что то я упустил этот момент. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах