Стадник А.Н.

Молитва танковому богу. Метафизика Великой Отечественной...

1 post in this topic

Просто в виде новости...

Илья Бояшов. Танкист, или «Белый тигр». – СПб.: Лимбус Пресс, Издательство К.Тублина, 2008. – 224 с.

Книги о Великой Отечественной преисполнены либо героического пафоса – что привычно, либо (в последнее время) постмодернистского стеба – что противно. Роман (а по сути – повесть) питерского прозаика, лауреата прошлогоднего «Нацбеста» Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» ни то ни другое: пожалуй, его можно сравнить с мультфильмом. Да не покоробит такое сравнение – оказывается, и о страшном можно писать легко и даже весело, без надрыва. Причем о войне не лубочно-плакатной, а той, которая, как писал Семен Гудзенко, «совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда черна от пота – вверх скользит по пахоте пехота».

Только у Бояшова не пехота, а танковые войска. Главный герой – танкист Иван Иванович Найденов по прозвищу Ванька Смерть, чудом восставший из мертвых: то, что было найдено в обгоревшей «тридцатьчетверке», нельзя было назвать не то что человеком, но даже телом: «в рычаги убитого танка вцепилось почерневшее нечто: комбинезон превратился в коросту, подошвы ног расплавились. Правда, на черепе остались кое-какие мышцы, не вся кожа слезла, на глазах слиплись веки, но «спецы» не питали иллюзий: таков был конец еще одного страдальца, не сумевшего выкарабкаться из машины. Однако никто не успел стащить пилотку – «головешка» открыла глаза».

А дальше следует история возвращения «головешки» к жизни и в строй под именем Иван Иванович. Главной сюжетной линией становится дуэль Ваньки Смерти с призрачным немецким танком по прозвищу «Белый тигр», который неуловим и неуязвим для наших танков и артиллерии. Он возникает ниоткуда и исчезает в никуда, сея смерть и разрушение, и именно Ивану Ивановичу предстоит долгая погоня за «Белым тигром», которая сродни погоне капитана Ахава за Моби Диком. Причем земные войны у Бояшова – проекция надмирных, космических схваток добра и зла, и их мистическая природа находит отражение в образе главного персонажа. «Восставший из ада», Найденов обладает поразительной живучестью и «невиданной интуицией», а кроме того, считает танки не просто железяками, а существами одушевленными.

Однажды «после взятия очередной деревеньки» политрук застает Ваньку Смерть за престранным занятием: «…Найденов молился – но… не павшие товарищи были причиной молитв – Иван Иваныч совершал панихиду по мертвым танкам, жалобным надтреснутым голоском призывая Всевышнего принять их и успокоить на небесах… Души убитых танков встречал особый Господь (в незатейливом и, бесспорно, больном воображении Ивана Иваныча Бог представлялся огромным, бессмертным танкистом в обязательном танкошлеме)… Этот вездесущий танковый Саваоф, целиком стоящий на стороне правого дела, должен был помочь найти «Белого тигра» – с тем, чтобы уже сам Иван Иваныч расквитался с личным, до рвоты ненавистным врагом…»

Однако хеппи-энда в виде гибели «тигра» не будет, ибо победить зло в мировом масштабе невозможно, но можно и нужно вновь и вновь вступать с ним в бой: «– Жми, Иван! – грохотала небесная музыка. – Жми!.. Он никуда не делся!И Ванька жал».

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.