Frontsoldat

Электрический пулемёт MG-151/20El

91 сообщение в этой теме

Давно интересуюсь, но всё стесняюсь спросить - не знает ли кто про пулемёт МГ-151/20 El с гальваноударным механизмом, к которому идут патроны с электрозапальным устройством P2 (вместо патронного капсюля-воспламенителя обр. К), как написано в Справочнике по боеприпасам бывшей германской армии изд. 1946 г. Книга Благонравова про такую модификацию пушки/пулемёта скромно умалчивает. Картинка из неё. Устройство машины ясно, но интересует устройство узла гальваники.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

к сожалению пока без картинок

(по причине временного отсутствия и фотоаппарата, и сканера)

у модели 15-мм MG151EZ:

под лентоприемником справа в ствольной коробке выведена контактная группа, на которую замыкается "ударник" при повороте затвора

информация из альбома

"MG 151 15 mm-Flugzeugmaschinengewer 151 Waffen-Handbuch. Beihelf: Durchsichtbilder" (Берлин-1942г.изд. )

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вернусь в тему десятилетней давности, многое выяснилось за это время, но многое и наросло.

Темой авиационного вооружения интересуюсь много лет, но открытия делать для себя не перестаю до сих пор. Читаю, к примеру:

"если не считать винтовку 98k, которая, по большому счету, была лишь модификацией более старой винтовки Mauser Gewehr 98, первой разработкой в возрожденной компании в Обендорфе стал авиационный пулемет, превратившийся со временем в самую известную авиапушку MG 151/20, ставшую основой вооружения Люфтваффе в годы 2-й Мировой войны.

Компания Маузер стартовав несколько позже конкурентов из Рейнметалл с разработкой крупнокалиберного авиационного пулемета, тем не менее, рассчитывала на успех, сделав ставку на исключительно мощный патрон 15х96 мм собственной разработки с большой номенклатурой весьма тяжелых снарядов. И, хотя, главный конструктор компании Эрнст Альтенбюргер (Ernst Altenburger) позиционировал новое оружие именно как пулемет, если судить по патрону, снаряд которого имел ведущий поясок и разрывной заряд, оружие, получившее позднее обозначение MG 151, являлось скорее малокалиберной пушкой. Но все это будет еще в будущем. На момент начала работ над системой, разработчики пулемета - доктор Курт Флек, ответственный за подготовку производства, а также конструктора доктор Ганс Дорге, и Отто фон Лосснитцер разрабатывали классическую систему, с коротким откатом ствола и запиранием патрона поворотом боевой личинки затвора.

Первый опытный образец орудия появился в 1935 году, но только в 1940 году пушка MG 151 была запущена в производство. Столь длительный срок доводки оружия был связан не столько с техническими проблемами, сколько с невысоким приоритетом разработки системы со стороны Министерства авиации RLM. На момент конца 30-х годов в Люфтваффе ниши авиационного вооружения были заняты. Малокалиберные и среднекалиберные пулеметы были представлены изделиями Рейнметалл MG 15/ 17 и MG 131 соответственно, а 20-мм пушки были представлены лицензионным Эрликоном - MG.FF и Рейнметалловской MG 204. И только к 1939 году, когда стало ясно, что 13-мм пулемет MG 131 из-за своего слишком слабого патрона, не обеспечивает удовлетворительной поражающей способности, было принято решение о запуске в серию изделия Маузер. Этому решению в немалой степени способствовало также анонсированное Альтенбюргером в конце 1938 года создание на базе конструкции 15-мм MG 151 20-мм версии MG 151/20, появление которой было, в общем-то, вынужденной мерой. Дело в том, что баллистика 15-мм пулемета, выпускавшего 700 снарядов в минуту, оказалась на момент создания слишком форсированной. 60-граммовый снаряд разгонялся в стволе до 900 м/с и быстро "сжирал" нарезы в стволе. Эту проблему впоследствии решили, введя ведущий поясок на снаряде, но в 1938 году министерство авиации RLM дало указание руководству Маузера прекратить работу над 15-мм версией, и использовать технологический задел для разработки 20-мм версии, которая могла бы заменить в производстве недостаточно мощную пушку MG.FF и составить конкуренцию разрабатываемым системам фирмы Рейнметалл".

Вопросов нет, всё по делу, но дальше так:

" Впоследствии обе версии, и 15 мм, и 20-мм "историки" стали объединять в некое унифицированное "бикалиберное" оружие, что де 15-мм пулемет превращался в 20-мм пушку простой заменой ствола. Это, конечно же не так. Изменению подверглись не только ствол, ставший короче, но и камора патронника, ставшая более короткой, резьба крепления ствола большего диаметра. Также изменился задний пружинный буфер, ставший более мощным, и, соответственно, корпус буфера, приемник и форма шептала. Уменьшился ход ствола и затвора. Хотя, отдавая должное немецким инженерам, унификация обеих систем была действительно высока".

http://www.airwar.ru/weapon/guns/mg-151.html

http://alternathistory.com/content/neizvestnaya-mg-151-i-soputstvuyushchie-stvoly 

https://warfiles.ru/106644-neizvestnaya-mg-151-i-soputstvuyuschie-stvoly.html 

Подача материала в указанной статье претендует на новизну и полноту, которой нужно непременно поделиться с коллегами. Это трудный путь, на котором возможны всякие сюрпризы.Несколько примеров.

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

То, что 15-мм оружие превращается в оружие калибра 20-мм именно простой заменой ствола, написано не "историками", а авторами оружия. А именно - в мануале D.(Luft) T. 6151 от сентября 1941 г.. И это именно так.

Просто Е.Аранов не вник, торопился видно. Но коллег тихонько пнул на бегу.

Немецкое слово "lediglich" (только, лишь) трудно перевести по другому. 

Т.е. всё остальное железо оставалось прежним, а описанные изменения конструкции - плод фантазии Е.Аранова.

001-003.jpg

001-013.jpg

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Объясню почему.

1. Новый ствол действительно стал короче. Его калибр при этом увеличился - с 15-мм до 20-мм. При этом масса ствола осталась прежней - 10,6 кг. Это было необходимо для сохранения в неизменности кинематической схемы оружия. Элементарная физика.

2. Камора патронника - изменилась в соответствии с геометрией гильзы нового патрона - была под гильзу длиной 96 мм, стала под гильзу 82 мм. Фактор ни  о чём.

3. "Резьба крепления ствола большего диаметра" - резьба она и есть резьба. Хотя там и не резьба вовсе, а прерывчатая нарезка или попросту сухарное соединение. Но пусть будет резьба, так и быть, если это проще для понимания. Она у обоих стволов одинакова, если бы она была "большего диаметра", стволы были бы не взаимозаменяемы. Это просто смех. 

4. Задний пружинный буфер стал не более, а менее мощным, точнее, более технологичным. Оружие, выпускавшееся к 1942 году, имело в корпусе заднего буфера короба не три, как ранее, а две пружины. Это считалось достаточным.

5. Корпуса буфера оружия раннего и позднего выпуска отличий, описанных в мануалах, не имеют и на железе не выявлены.

6. Приёмник оружия рассчитан на использование ленты Gurt 151. Каких-либо отличий при использовании патронов разных калибров лента не имеет. Приёмник оружия использует ленту с патронами обоих калибров, особенностей в мануалах не указано.

7. Шептало - оно шептало и есть. В мануалах на его замену или различия нет ни каких указаний.

8. Уменьшился ход ствола - если это так, то за этим должно последовать прекращение отпирания затвора после выстрела и прекращение действия автоматики, затвор ведь отпирается в этой системе вращением при определенной длине хода ствола. 

Уменьшился ход затвора - в этом случае он должен перестать становиться на шептало, оно ведь не двигается никуда в коробе.

Последний пункт особенно забавен. К чему все эти фантазии?

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Руководство по пулемёту от марта 1942 года за тем же номером (D.(Luft) T. 6151), изданное взамен предыдущего, расширяет модельный ряд и дает ответы на вопросы об "электрических" версиях пулемёта. 

Превращение пулемётов разных калибров один в другой остаётся неизменным - простой заменой ствола.

IMG_9100.JPG

IMG_9101.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Руководство от марта 1942 г. поясняет, что для перехода от механического воспламенения на электрическое воспламенение в пулемёте требуется заменить затвор механический на затвор электрический и подсоединить пулемёт к бортовой сети самолёта специальным кабелем электровоспламенения.

Там же акцентировано внимание на невзаимозаменяемости патронов с ударным и электрическим воспламенением.

IMG_9102.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Слева в коробе имеется фрезерованное отверстие С1с, предназначенное для подключения контактного устройства. Оружие, в котором указанная фрезеровка отсутствует, пригодно только для использования с механическим воспламенением.

На этом же рисунке - раннее и позднее устройство заднего буфера короба. Внизу - раннее (три пружины), выше - позднее (две пружины). Как следует из текста, эти пружины (новые С6* и С7* и  ранние С6 и С7) не являются взаимозаменяемыми.

Рисунок не очень корректный - пружины С6 и С6* воспринимаются разного размера (пружина С6* кажется крупнее). В действительности внешние размеры у них полностью одинаковые и соответствуют внутреннему размеру стакана буфера.

Чтобы понять, было ли что-либо там "усилено", стоит оценить размеры пружин буфера короба. Они таковы (сечение пружин прямоугольное):

длина всех пружин одинакова - 72 мм;

ранние пружины - С6 (диаметр 32 мм, толщина 4,9 мм), С7 (диаметр 20,8 мм, толщина 2,7 мм), С8 (диаметр 10,3 мм, толщина 1,7 мм);

поздние пружины - С6* (диаметр 32 мм, толщина 5 мм), С7* (диаметр 21 мм, толщина 3,4 мм).

Если сложить общую толщину пружин, то выходит на сторону у ранних 9,3 мм, а у поздних - 8,4 мм. Так не усилен буфер получается, а наоборот, ослаблен. Вот такая арифметика.

Но на то, что не являются взаимозаменяемыми стаканы буфера С4 оружия раннего и позднего выпуска, в Руководстве не указано, поскольку они абсолютно одинаковы. Одинаков и размер корпуса буфера оружия раннего и более позднего выпуска.

 

IMG_9104.JPG

IMG_9106.JPG

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из той же статьи:

"По состоянию на 1 декабря 1944 г. на складах имелось 16020 пулеметов MG-151 обеих модификаций и весьма внушительные запасы патронов: 5 565 000 калибром 15 мм и 5 504 6000 патронов калибром 20 мм. Невостребованные Люфтваффе орудия перерабатывались для наземного использования. Созданный в срочном порядке пехотный вариант крупнокалиберного пулемета представлял собой тело авиапушки MG 151, установленное на легкий двухколесный лафет. Серийное производство лафетов осуществлялось фирмой «Дойче Ваффен-унд Мининионсфабрикен» в г. Позен (Познань). Лафет снабжался щитком, состоящим из двух листов брони, скрепленных с промежутками между ними. Для обеспечения большей устойчивости пулемета при стрельбе к телу пулемета крепились плечевые упоры.
MG-1-493-71-600x236.jpg

Имевшаяся на авиационном варианте пулемета система электроспуска заменялась механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведение только непрерывного огня. Также электрозапальное устройство менялось на стандартный ударный механизм. Вследствие высокой скорострельности и большой мощности используемых боеприпасов пулеметы MG-151, представляли собой грозное оружие, эффективность использования которого, впрочем, снижалась вследствие примитивной конструкции лафета и низкой обученности расчетов, набираемых из фольсштурма".

Забавно, но на приведённой иллюстрации нет не брони, не тех самых плечевых упоров. На фото - один из вариантов установки для наземного использования, не самый удобный к тому же - к примеру, с оружия даже не демонтирован электромотор дистанционного перезаряжания и, судя по всему, кабель бортового электропитания.

Вероятно, в статье имелось в виду вот это:

1200800897_55071.jpg

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Странным образом в статье обойден вниманием наземный станок "2 cm Erdkampflafette 44" фирмы Киффхойзерхютте АГ, который пошёл в серию осенью 1944 г. и довольно активно применялся на заключительном этапе войны.

Здесь про станки подробнее - http://odkrywca.pl/mg-151-20-erdekampflafette,640581.html 

40lfivl.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Такие мелочи, как устройство ленты, может быть и не стоило того, чтобы на нём останавливаться, но поскольку автор статьи решил это подчеркнуть, придётся прокомментировать:

"Питание пушки осуществлялось из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные). Оружие в одиночном исполнении чаще всего оснащалось лентами, вмещавшими 250 патронов".

Разъёмность или неразъёмность звеньев в этой системе была делом выбора в соответствии с условиями монтажа оружия. Для этого имелись в достаточном количестве фиксирующие оси звеньев (2), добавление которых делало ленту неразъёмной. Но это не было обязательным.

Фраза очень напоминает текст Благонравова, там так и указано - "питание пулемета при стрельбе производится из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные)". Но и классик во многих местах по мелочам противоречит сам себе, к примеру, на стр. 805 (фиг. 77) изображена лента без фиксирующих осей звеньев, т.е. разъемная, рассыпная.

Оснащение оружия лентой определённого объёма очень зависит от места установки, поэтому здесь без комментариев. Замечу только, что звенья ленты упаковывались в деревянные ящики по 1000 штук. В такой ящик можно было уложить и снаряженную ленту на 300 патронов.

001-149.jpg

IMG_9138.JPG

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из той же статьи:

" Авиационные пушки MG151 выпускались в Германии с 1940 года до самого конца войны, на семи предприятиях. До конца войны только Маузер в Оберндорфе поставил почти 39500 единиц этого оружия, из них 1272 единицы в 1941 году, 2765 — в 1942, 4706 — в 1943-м, 16945 — в 1944-м и еще 13650 единиц до апреля 1945 года. Общее количество выпущенных пушек всех модификаций оценивается в 40 - 50 тыс стволов".

Вот здесь прошу помощи коллег. Списка фирм-изготовителей пока не нашел. Вот что нарылось опытным путём и по фото из сети:

Mauser Werke AG,  ( код фирмы - byf ), 20-мм стволы, механизмы в сборе;

Norddeutsche Maschinenfabrik GmbH, Zentrale Berlin NW 7, Dorotheenstr. 36 (B)  ( код фирмы - fwh, встречается и логотип - слитные литеры "NM"), механизмы в сборе, 20-мм стволы;

Veltener Maschinenbau-GmbH, Velten (BRB) ( код фирмы - lgp ), механизмы в сборе, 20-мм стволы;

“DWM”, Deutsche Waffen- und Munitionfabriken AG, Werk Posen (Poznan), Schwarzenbergstr. 136 [Pl]  ( код фирмы - eeo ), 20-мм стволы;
 
Auto-Union AG,
Werke Chemnitz (S) u. Siegmar-Schönau (S) ( код фирмы - aam ), механизмы в сборе;

Auto-Union AG, Werk “Wanderer”, Chemnitz Rösslerstr. 10 (S) ( код фирмы - dmo ), механизмы в сборе ??????????

Если есть у кого что дополнить, буду рад. Кстати, на 15-мм стволе из маркировки встречал только монтажную стрелку.

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тема не раскрыта, потому продолжим. За прошедшее время многое открылось, и немало материала пережёвано, поэтому напрашиваются определённые выводы.

Попутно выяснились интересные детали анатомии пулемёта/пушки МГ 151, на которых остановлюсь отдельно. 

Для начала - известны, по крайней мере, два базовых мануала по этой машине. Оба имеют код "D.(Luft) T. 6151", первый датирован августом/сентябрём 1941 года, второй - мартом 1942 года.

Второй издан взамен первого со строгим предписанием ранний мануал уничтожить. Уничтожили, да не всё, и это хорошо. 

Ещё одно руководство (D.(Luft) T. 6151), точнее, это приложение к собственно руководству - альбом рисунков конструкции в разрезе, издания того же 1942 года. В открытой сети этого документа, к сожалению, пока нет. Упомянут в посте 3. Разыскивается -

D.(Luft)T. 6151

Beiheft

Durchsichtbilder

MG. 151 und MG. 151/20

15-mm-Flugzeugmaschinengewehr 151 und

20-mm-Flugzeugmaschinengewehr 151/20

Beiheft

Durchsichtbilder

1942

Обложка раннего мануала и ссылка на полный текст - https://ru.scribd.com/document/218575071/D-Luft-T-6151-MG151-und-MG151-20-Waffen-Handbuch-1941 

 

001-001.jpg

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обложка позднего мануала и ссылка на полный текст - https://ru.scribd.com/document/218573109/D-Luft-T-6151-MG151-und-MG151-20-Waffen-Handbuch-1942 

1-3542f4f867.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В раннем мануале описан пулемёт только с механическим (ударным) воспламенением капсюля патрона.

Интересная деталь -  в чашечке затвора, в противоположном выбрасывателю месте имеется специальный фиксатор гильзы (на рисунке эта деталь называется "Kralle" - коготь (зацеп)".

Назначение этой детали - "удерживать пустую гильзу в чашечке затвора столь долго,пока она не будет отражена наружу действием отражателя".

Как выяснилось впоследствии, деталь излишняя, гильза надёжно удерживается в чашечке затвора и действием выбрасывателя затвора, поэтому живьём практически не встречается - изымалась, судя по всему, войсковыми ремонтными органами.

Тем не менее, эта деталь описана и у А. Благонравова в томе 2 на стр. 797, абз. 3: "..с правой стороны чашечки расположен фиксатор патрона".

1.jpg

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На деталировке затвора детали фиксатора обозначены номерами 11 (зацеп фиксатора), 12 (корпус фиксатора) и 13 (штифт-ось фиксатора).

В личинке затвора имеется соответствующее сквозное отверстие для штифта-оси фиксатора (напротив правого ролика).

3.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оригинальное название составных частей затвора с механическим воспламенением капсюля патрона. 

2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё из особенностей раннего (механического) затвора:

1. Хвостовик затвора на рисунке симметричен. Это не совсем понятно, потому что не имеет практического значения - зацеп для захвата механизма электрического перезаряжания, как и сам этот механизм, находятся на крышке короба слева, поэтому такой же зацеп справа бесполезен. В железе и на фото не встречался. Попадаются только асимметричные хвостовики. 

2. Назначение Г-образного выреза на верхней правой стенке затвора непонятно - он ни с чем не взаимодействует и ни на что при работе машины не влияет. На поздних затворах отсутствует.

Ранние затворы имеют фосфатированное (светлое) защитное покрытие.

3 - копия.jpg

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот фото с нашего же форума - ранний (светлый, фосфатированный) и поздний (тёмный, воронёный, оксидированный) затворы.

На раннем есть Г-образный вырез, на позднем - нет.

 

ранний и поздний.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дальше. Вкладыш затвора имеет хвостовик полной длины, упор его резинового аммортизатора выполнен в виде металлической таблетки.

Сам резиновый аммортизатор имеет характерный вид бочёнка.

3 - копия (3).jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стопор трубки затвора выполнен в виде цилиндра и имеет три прорези - две боковые и одну нижнюю.

3.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Новый мануал более соответствует тому железу, что встречается в наших музеях.

Так, в затворе с механическим воспламенением (Schloss MZ) отсутствует фиксатор патрона/гильзы, хвостовик затвора асимметричен.

1.jpg

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это же видно и на деталировке. Детали фиксатора отсутствуют, сохранилось только отверстие в личинке затвора.

Хвостовик затвора такой, какой и должен быть. В виде атавизма ещё присутствует Г-образный паз.

2.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самым заметным визуальным отличием затвора с электрическим воспламенением капсюля (Schloss EZ)  является отсутствие собственно ударника, заметной и довольно крупной детали. 

3.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Деталировка электрозатвора. Присутствуют пока и Г-образный вырез на затворе, и отверстие для оси фиксатора патрона/гильзы на личинке затвора.

Позднее эти элементы уйдут за ненадобностью.

4.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Изменившиеся детали конструкции:

1. Элементы вкладыша затвора - хвост вкладыша затвора (В 40) стал меньше, соответственно, изменилось гнездо под него в затворе. Упор резинового аммортизатора (В 42) из таблетки превратился в цилиндр. Соответственно, сам резиновый аммортизатор (В 41) стал меньше, короче.

2. Стопор трубки затвора (деталь В 24) стал проще по форме, имеет один вырез на половине своей высоты.

41.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Новые элементы конструкции - детали электрического воспламенения капсюля патрона.

Цепь замыкается от короба на остов затвора (не касаясь остова) через изолированный контакт  в сборе (В 43), представляющий из себя пластиковый корпус  с помещённой внутри фигурной металлической деталью-проводником.

На хвостовике вращающейся личинки затвора помещён пружинный контакт (В 35), который в момент окончания поворота личинки (при полном запирании затвора) оказывается напротив контакта (В 43) остова затвора и таким образом соединяет электрическую цепь короба с запальным стержнем (В 32) личинки затвора, изолированным от корпуса затвора.

На рисунке ролики личинки затвора отделены от корпуса личинки.

 

4 - копия.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Изолированный контакт затвора (В 43) и его металлическая часть.

Левая часть контакта вместе с затвором скользит по стенке короба и взаимодействует с контактом короба.

Правая часть входит внутрь затвора и передаёт электроимпульс на пружинный контакт хвостовика личинки затвора. 

6.jpg

Изменено пользователем Frontsoldat
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу