Тайна озера Сиг.

Alex S.
Автор: Alex S.,
06.02.2007 Тайна озера Сиг На середине озера Сиг, что в Осташковском районе, дул сильный ветер, снег облеплял буквально все. Но для дайверов из Тверского подводного клуба такая погода не помеха для погружения. Они проверяли снаряжение и готовились отправиться к заветной цели – самолету Ли-2, который со времен Великой Отечественной войны скрывают воды озера. Советский прототип американского самолета «Дуглас» затонул еще в 1941 году. 26 июля он летел из Андреаполя на аэродром Едрово. На борту были 17 человек и груз – ящики с боеприпасами. В районе деревни Старая Сиговка грузопассажирский борт атаковали два немецких истребителя. Пилот опустил машину на предельно низкую высоту и не справился с управлением: самолет зацепился фюзеляжем за воду и уже не смог взлететь. Пока машина погружалась под воду, успели выбраться 14 человек. Троих так и не удалось спасти. Уже через год их тела нашли местные жители и похоронили на берегу Сига. Как рассказала командир осташковского отряда «Поиск» Елена Моисеева, Ли-2 пытались поднять еще в 1942 году. Самолет благополучно достали и водрузили на лед. Успели снять только один двигатель. Но под тяжестью машины лед проломился, и Ли-2 снова ушел на дно, а при ударе разломился на две части. Местные жители говорят, что если пройти по первому льду, то можно увидеть самолет на дне даже без погружения. Но такие случаи редкость. По словам тверских дайверов, погружаться к Ли-2 можно только зимой. Летом на Сиге большие волны, да и видимость плохая: вода цветет. Когда же озеро покрывается льдом, найти самолет не проблема. Он находится всего в километре от берега. В этот раз местонахождение Ли-2 нашли с первого раза, прорубили во льду несколько лунок, которые на языке подводных пловцов называются «майна». Через них и опускались в связке по два человека. Перед погружением последние указания инструктора: подниматься осторожно, чтобы не удариться головой о лед. Подледные погружения опаснее, чем в открытой воде. Дайвер Наталья заметно волновалась. Под лед опускалась она впервые. «Немного страшно, – призналась она, – но главное перебороть страх, уйти под лед, а дальше, как обычно». В воде, говорят дайверы, теплее, чем на морозном воздухе. Температура озера примерно +3 градуса. Да и специальные костюмы, одетые на теплые штаны и куртки, греют. По словам Вадима Шестаченко, главного тверского дайвера, Ли-2 сохранился достаточно хорошо. Видны все его детали: в кабине пилота даже остались еще стекла, сохранился один двигатель с немного погнутым от удара о дно винтом. А в самом самолете до сих пор стоят ящики. Что в них – не известно никому. Ар­хивные данные об этом умалчивают. Но скорее всего те самые боеприпасы, которые так и не были доставлены на аэродром в Едрово. По словам Елены Моисеевой, этот самолет, возможно, сейчас единственный в мире. «Некоторые историки авиации утверждают, что это промежуточная модель между американским «Дугласом» и советским Ли-2, – объясняет она. – Если бы его подняли, он стал бы достойным экспонатом музея Великой Отечественной войны. Анна ЩЕЛКАНОВА, ТЖ Источник: Караван+Я P.S. Елена, удачи тебе и команде!