• CyMATOXA

    Общая информация

    ЛаГГ-3 - одномоторный одноместный свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. КБ Лавочкина.

    Страна СССР
    Период производства 02.1941-1944
    Выпускался на авиазаводах: 21 авиазавод (до 1943г.), 23 авиазавод (до 1942г.), 31 авиазавод (до 1944г.), 153 авиазавод (до 1943г.)
    Всего изготовлено: 6528 шт.
    Период эксплуатации: 1941-
    Экипаж: 1 чел.
    Двигатель: один V-образный, М-105П, М-105ПА, М-105ПФ
    Винт один, ВИШ-61 (с регулятором Р-7), ВИШ-105СВ (небольшое количество в 23 и 29 сериях, все с 33 серии)
    Возможное вооружение: 1я серия: 1 БК + 2 БС + 2 ШКАС;
    4-8 серия: 1 пушка + 1 БС + 2 ШКАС + 6 РС-82;
    11 серия: 1 пушка + 1 БС + 2 ШКАС + 6 РС-82 или РС-132 + 2 бомбы до 50 килограмм;
    23-35 серия: 1 пушка + 1 БС + 6 РС-82 или РС-132 + 2 бомбы до 50 килограмм;
    34 серия: 1 НС-37 + БС + 6 РС-82 или РС-132;
    66 серия: 1 20-мм пушка + 1 БС + 6 РС-82 или РС-132 + 2 бомбы до 50 килограмм.

    Фактически, РС-132 почти не использовались, в связи с дефицитом

    Особенности конструкции

    Фюзеляж самолёта деревянный, типа монокок, овального сечения, переходящий в хвостовой части в килевую ферму. Усиленные шпангоуты (№ 1 и 14) изготовлены с применением дельта-древесины, лонжероны — из сосновых брусьев переменного сечения. Все деревянные детали фюзеляжа соединяются на клее без использования гвоздей и шурупов. Обшивка фюзеляжа выклеивалась из берёзового шпона; толщина обшивки изменяется от 9,5 мм в носу до 3 мм — в корме. Наружная отделка поверхности фюзеляжа включала склеивание шпона тканью. В задней части фюзеляжа находился сервисный люк (420x390 мм)

    К передней части фюзеляжа крепится металлический лафет под мотораму и вооружение. Лафет представляет собой сварную силовую ферму из оцинкованных стальных труб.

    Крыло технологически делилось на центроплан и две двухлонжеронные консоли с работающей фанерной обшивкой.

    Деревянный центроплан двухлонжеронной конструкции является основным силовым агрегатом самолёта, к нему крепятся консоли крыла, шасси, фюзеляж. Обшивка центроплана между лонжеронами — фанерная, толщиной 7 мм; обшивка носка крыла выклеена из шпона толщиной 4 мм. Лонжероны центроплана коробчатого сечения, полки изготовлены из дельта-древесины. Торцевые нервюры центроплана — металлические. Фюзеляж крепится к центроплану на четырёх стальных узлах. Плоскости крыла крепятся к стыковым узлам центроплана на болтах. Линии разъёма плоскости и центроплана закрываются металлической лентой.

    Крыло, так же как центроплан, двухлонжеронное; обшивка плоскостей фанерная, передняя кромка выклеена из шпона толщиной 3 мм. В плане консоли имеют трапециевидную форму с закругленными концами. Каркасы элеронов и секций щитков выполнены из дюралюминия, обшивка элеронов — полотняная (перкаль), щитков — дюралевая. В правой консоли крыла установлена трубка Пито.

    Горизонтальное оперение — свободнонесущее. Стабилизатор отъёмный, двухлонжеронный, деревянной конструкции с фанерной работающей обшивкой толщиной 3 мм. Каркас руля высоты изготовлен из дюралюминия и обтянут полотном. Половинки руля высоты подвешиваются на стабилизатор в пяти точках. Конструкция руля направления аналогична конструкции руля высоты, руль направления подвешивается к килю в трех точках на кронштейнах.

    Шасси — убираемое с масляно-воздушной амортизацией, основные опоры — одностоечные с боковым подкосом-подъёмником. Для колес в центроплане из берёзового шпона выклеены специальные купола. Размер основных колес 600 x 180 мм (ранние серии) или 650x200 мм (поздние серии). Хвостовая опора шасси убираемая, после начала войны неубирающаяся костылевая.

    Двигатель крепится к раме двадцатью болтами из хромансилевой стали.

    В центроплане установлено три бензобака, ещё по одному — в консолях крыла. Центральный бензобак имеет ёмкость 124 л, следующие — ёмкостью по 114 л, крыльевые — по 98 л. Сверху баки закрыты четырьмя слоями прорезиненной материи с фенолформальдегидной пропиткой, обеспечивающей самогерметизацию. Дополнительная противопожарная безопасность обеспечивалась за счёт нагнетания в топливные баки выхлопных газов, отводившихся из левого выхлопного патрубка (единственный советский истребитель с такой системой).

    Дополнительное оборудование

    Приборы:

    • спидометр УС-800А
    • альтиметр В-12 (66-я производственная серия)
    • курвиметр УП-27
    • тахометр ТЕ-22
    • указатель уровня топлива БЕ-35 или БЕ-40.

    Характерные узлы при обнаружении обломков

    Малое количество силовых трубок (только моторама). Большое количество деревянных частей, фанеры

    Шасси:

    79px-%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%

    Схема стойки шасси

    71px-%D0%A8%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8_%D0%

    Фото стойки шасси ЛаГГ-3

    90px-%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B

    Основная стойка шасси ЛаГГ-3(3).jpg


    Моторама:

    120px-%D0%A1%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0

    Схема моторамы ЛаГГ-3

    120px-%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%BC%D0

    Фото моторамы ЛаГГ-3

     

    Самолёты, сходные по конструкции

     

    Где искать номер

    Шильды самолётов ЛаГГ-3

    120px-%D0%A8%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%

    Шильда самолёта ЛаГГ-3 с номером

    120px-%D0%A8%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%

    Шильда самолёта ЛаГГ-3 с номером

    120px-%D0%A8%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%

    Завод 153, Серия 07 №272, отк. военпред 14, 11 10 1941г. номер читается так: 07153272

    120px-%D0%A8%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%

    Завод 153, Серия 07

    Номера на узлах самолёта

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3%2C_%D0%

    неопознанная деталь (толщина прим.2мм.) с номером самолёта

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3%2C_%D0%

    номер на неопознанной детали

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3%2C_%D0%

    номер на неопознанной детали

    Номера изнутри, на щитках стоек шасси

    120px-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%BB%D1%8F_%D0

    номер на неопознанной петле и на щитке стойки шасси (обведено). Номер 31213410

    120px-%D0%A9%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D1

    Номер на щитке стойки шасси ЛаГГ-3 21 авиазавода

    см. так же:

    • нумерация на двигателе М-105П
    • нумерация на двигателе М-105ПА
    • нумерация на двигателе М-105ПФ

    Нумерация

    Классификация номеров самолета ЛаГГ-3 производства 21 авиазавода: 
    

    Пример: 31213745

    • 31 - тип самолета
    • 21 - № завода
    • 37 - № серии
    • 45 - № самолета

     

    Классификация номеров самолета ЛаГГ-3 производства 31 авиазавода: 
    

    Пример: 6603

    • 66 - № серии. В каждой серии выпускается по 99 самолетов
    • 03 - № самолета

    возможный вариант (требует проверки): 213191

    Информации о нумерации 23 и 153 заводами - нет.
    


    В документах ВВС ВМФ встречаются следующие номера ЛаГГ-3:

    • 0110032
    • 0110070

    Завод производитель самолетов не установлен.

    Части, имевшие самолёт на вооружении

    Основные типы и модификации:

    1-2, часть 3й серии: 21 авиазавод, 2 х ШКАС, 2 х БС + один БС в развале блока цилиндров на место пушки.

    3z серия

    4-я серия (истребитель): отличалось от первых производственных серий: двигатель М-105ПА. УБС заменён на ШВАК

    7-я серия (истребитель): начиная с этой серии ёмкость каждого бака в консолях уменьшили на 40 литров. Более крупные колеса размером 650 x 200 мм.

    8-я серия (истребитель): сняты 2 ШКАСа. На некоторых машинах этой серии была установлена вместо ШВАКа ВЯ-23. Часть машин получила вертикальную фотокамеру АТА-1, установленную в хвостовой части фюзеляжа. Начало выпуска конец 1941 года.

    11-я серия (ударный истребитель): машины оснащены направляющими для пуска ракет (РО-82), внешними бомбодержателями (Д3-40) и они же узлами крепления подвесных топливных баков. От консольных баков отказались совсем. Начало выпуска начало 1942 года.

    23-я серия (истребитель): изменена конструкция хвостового оперения. Небольшое количество машин получило воздушный винт ВИШ-105СВ. Выпуск серии продолжался до лета 1942 года.

    29-я серия (истребитель): двигатель М-105ПФ. Выхлопной коллектор заменили тремя сдвоенными патрубками. Консольные баки восстановили. Вооружение: одна пушка ШВАК и один пулемёт БС. С августа 1942 года приёмопередатчик РСИ-3 заменили на КВ приёмопередатчик РСИ-4 «Малютка». Некоторые машины получили винт ВИШ-105СВ, на него полностью перейдут с 33-й серии. Начало выпуска июнь 1942 года.

    34-я серия (ударный истребитель): противотанковая модификация. Вместо ШВАКНС-37. Первые ЛаГГ-3 (около 40 машин), появились на фронте под Сталинградом осенью 1942 года.

    35-я серия (истребитель): установлены автоматические предкрылки. Расположенную на правом крыле трубку Пито перенесли под крыло. Радиатор увеличенного сечения, соответственно больший воздухозаборник. Убирающееся хвостовое колесо. Выхлопные патрубки соединены попарно и не имеют общего коллектора (до 35й серии был общий). Модифицированы горизонтальные стабилизаторы и рули высоты. Выпуск с августа 1942 до весны 1943 года. Выпускал только 31 авиазавод. С конца 1942 по осень 1943 единственный завод выпускающий ЛаГГ-3.

    66-я серия (истребитель): последняя серия для ЛаГГ-3 и последним самолётом с двигателем жидкостного охлаждения созданным в КБ Лавочкина. Имел облегчённую раму. Некоторые узлы унифицированы с Як-1Б. Лобовое бронестекло как у Ла-5 (толщина бронестекла 55 мм). Выхлопные патрубки того же типа, что и на Як-9. Выпуск с весны по сентябрь 1943 года.

     

    Фотографии самолёта

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3_%E2%84%

    ЛаГГ-3 №213191, 31 авиазавод, сентябрь 1941г. Самолет в модификации истребителя морской авиации дальнего действия, под крыльями на бомбодержателях подвесные баки ПСБ-100, вмещающие по 100 л топлива.

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3_%E2%84%

    ЛаГГ-3 №3121422, 21 авиазавод, 8 направляющих для РС-82, август-сентябрь 1941 г.

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3_%E2%84%

    ЛаГГ-3 № 3121715, 21 авиазавод, август-сентябрь 1941г.

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3_%D0%BF%

    ЛаГГ-3 поздний, 31 авиазавод, на внешней подвеске напалм.

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3%2C_35-%

    ЛаГГ-3, 35-я серия, № 31213445 с М-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ, вооруженный пушкой НС-37 и пулеметом БС. Август 1942г.

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3_%E2%84%

    ЛаГГ-3 № 3121715, 7-я серия, 21 авиазавод, август 1941 года. Приборная доска пилота.

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3_%E2%84%

    левая сторона

    120px-%D0%9B%D0%B0%D0%93%D0%93-3_%E2%84%

    правая сторона

    Чертежи самолёта

    На Уголке неба:

    Литература

    Места обнаружения/подъёмов

    На форуме Тризны:

    Производство

    • 21 авиазавод: с 1940г.
    • 23 авиазавод (г.Ленинград): с января 1941г, до эв. передано 65 машин
    • 31 авиазавод (г.Таганрог): с февраля 1941
    • 165 авиазавод (г.Ростов): с февраля 1941
    • 153 авиазавод (г.Новосибирск): с мая 1941

     

    Дополнительная информация

    на википедии

    на Уголке неба:

    0




    Отзывы пользователей


    Нет комментариев для отображения