С 21 по 26 июня 2014 года члены ПО "Тризна" приняли участие в эксгумационных работах на территории Польши. Представляем краткий отчет.

Выехали в четвером из Москвы в ночь с пятницы на субботу на машине. Утром прибыли в Белосток и сразу направились к ребятам на раскоп. Еще издали заметили фирменную палатку Военной Археологии.
Расскажу, что представляет из себя само место захоронения. У местных оно называется Серебрянная горка. По преданию там стояла когда то церковь, которая ушла под землю, но это легенда. В довоенные годы там был песчаный карьер. Поблизости проходила дорога, на которой со слов местных, восемь немецких танков расстреляли в упор нашу колонну на марше. В колонне были тягачи с гаубицами. Потери были огромные, около 500 только убитых. Большинство было свезено местными в ямы от добычи песка на эту самую Горку. В 46-м году было произведено перезахоронение на мемориал находящийся рядом в д.Гайновка. Перенос был выполнен частично и неаккуратно, об этом свидетельствует масса разрозненных костных останков во всем песчанном слое, кости просто повсюду. В восьмидесятые годы туда стали свозить строительный мусор, трупы животных, и закапывать в образовавшихся ямах. Местный краевед поставил на месте несколько крестов, чтобы как то обозначить это место и защитить от замусоривания. Также им было найдено несколько медальонов и собраны верховые костные останки, которые он там же и захоронил. Антон Игоревич Торгашев в течении двух лет выбивал разрешение для проведения работ по эксгумации на этом месте и в итоге смог преодолеть все бюрократические препоны.

Поиск щупом и металлодетектором в данном месте не эффективен, поэтому Антоном был привлечен экскаватор, для снятия верхних слоев с мусором и дальше уже копали по темным пятнам. Экскаваторщик оказался профессионалом с большой буквы. Он так мастерски работал своим планировочным ковшом, что очень существенно облегчало нашу работу и экономило время. Глубина залегания останков от 1,5 до 2х метров. В первый день были обнаружены две ямы, на 5 и 23 человека, а также несколько мест с так называемым "миксом", где были отдельные костные фрагменты. Работали совками и кисточками. Необходимо было аккуратно всех зачистить и разделить, так как практически у каждого бойца был медальон. Приходилось просеивать и весь песок в местах так называемого микса, тк и там попадались солдатские медальоны. Работа очень непростая. Останки сильно "переплетены", как их сбрасывали в ямы друг на друга, так они и лежали в неестественных позах. И здесь неоценимую помощь оказал Сергей Бобылев. Обладая большим опытом по эксгумации и знаний в области антропологии он стал ответственным по этим работам. Ребята, польские поисковики, называли его не иначе, как "профессионалист". Хочу сказать пару слов о польских коллегах. Для нас было несколько удивительно, что они так трепетно относятся к погибшим советским солдатам. Работали они очень аккуратно и тщательно, стараясь не пропустить не одну косточку. Особенно нам запомнился Михал, который ни на минуту не присел за все дни экспедиции и стоило его о чем то попросить как он тут же старался все сделать и всячески помочь. Да и остальные все оказались просто отличные ребята. Так как это самая восточная часть Польши, то и местное население имеет в своих корнях очень много русского и белорусского, по крайней мере языковых проблем не возникало, да и храмы кругом все больше православные. Каждый день приезжали местные пожилые граждане посмотреть. И каждый старался помочь, рассказать, что помнил сам или по рассказам других.

На третий день была найдена еще одна яма, тоже больше двадцати человек. В общей сложности было поднято более 50 человек, а также большое количество фрагментированных останков. По медальонам количество не помню, но точно больше 40.

Бойцы в основном голые, только на некоторых были сапоги и ботинки. Из аммуниции были найдены пара касок, несколько противогазов, гранаты и патроны, один наган. Было два лейтенанта, у одного в брючном кармане была печать для пакетов В/ч 1738 (как оказалось 13 мех корпус 31-й ГАП). Погибли все 23 или 25 июня. Нашлись две петлицы с сержантскими треугольничками и танками. У одного бойца при себе была тетрадь, возможно после экспертизы и удастся что то прочесть.

По состоянию зубов и костных останков почти все найденные бойцы мальчишки, 18-19 лет.


В целом экспедиция прошла отлично и мы рады, что смогли помочь нашим коллегам. Все медальоны поехали в москву на экспертизу, также часть личных вещей. Все останки переданы в местный православный храм в Гайновке для отпевания и будут погребены на мемориале воиской славы там же, куда было произведено перезахоронение в 46м году.