Опубликовано: 18 января, 2012 (изменено) Всем доброго вечера! Настолько невероятная история, что хочется рассказать её и здесь (на Солдатах только что создана). Думаю опыт поиска может кому пригодиться! История давняя... Как-то получаю на почту следующее письмо: Добрый день! Илья Прокофьев порекомендовал к Вам обратиться. найдены остатки нашего самолета есть номера с двигателя: РА125-609 РА135-1584 РА135-2015 10 561-1 все номера с одного мотора, упал на границе новгородской и тверской областей зимой 41\42, мы предполагаем что это ПЕ-2. еще есть номер с элемента конструкции самолета: 2020-53\2 огромная просьба, может быть есть данные по этой машине. С уважением, Ковалёв Александр Так между нами завязалась переписка, в результате которой выяснились подробности подъёма мотора с ПЕ-2. Были представлены на опознание фотографии с агрегатов мотора с номерами, выбитых на них. Был найден и шильдик самолета. Первоначально, как говорилось выше, Александр обратился к Илье Геннадьевичу. Он "раскопал" в своих записях, что данный самолет произвел вынужденную посадку в районе озера Велье: На этом собственно ниточка и обрывалась. Мною были подняты многие документы и по полку и по дивизии, но, к сожалению, никаких данных мне найти не удалось. Так бы наверное и остался этот экипаж безымянным, но ребята из поисковой экспедиции "Линия Фронта" не успокоились, ценой невероятных усилий вытащили всё-таки мотор из болота, доставили в Москву и передали этот мотор музею ВОВ на Поклонной Горе. Об этой экспедиции подробно рассказано в репортаже с места события Андреем Фабориным, опубликованным в журнале "4х4 Полный привод" за декабрь прошлого года. Полный текст здесь: http://narod.ru/disk/32987733001/text4x4.rar.html Почему в этом журнале? Да по простой причине, что в такую глушь можно доехать только на внедорожниках! Вкратце история такова. Ещё в 2006 году группу энтузиастов занесло судьбой в самую глубь Валдайской возвышенности, в дикие места неподалеку от озера Шлино, где случай их свел (трактор что-ли сломался) пообщаться с местным населением. Они то и рассказали давнюю историю о гибели советского самолета. Как он падал, пытаясь с горящим мотором сесть на вынужденную, дотянуть до единственной прогалины в диком лесу, которая оказалась болотом. Очевидно самолет всё-таки зацепился за верхушки деревьев одним крылом, так как падение было уже под углом и один из моторов отлетел немного в сторону с остатками крыла. Очевидцы произошедшего вскоре прибыли на место катастрофы, но в живых никого из экипажа не оказалось. Сделав самодельные сани-волокуши деревенские мужики, собрав погибших, потянули их к берегу, где было более высокое место и куда не доходила вода в весенний паводок. Там вырубили в мерзлой земле братскую могилку и похоронили пилотов. Местная детвора в далеких сороковых ещё помнит торчащий из болота фюзеляж самолета и самые смелые даже залезали внутрь его. Так один из мальчишек вытащил из самолета планшет, в котором оказалась карта штурмана и чудом уцелевшая фотография: На обратной стороне надпись: "Вспоминай. Не забывай. Лиза. Казань" Эту фотографию 70 лет бережно хранили жители деревни Плав - всё, что осталось от экипажа! Буквально перед Новым Годом случай свел меня с автором упомянутой экспедиции, где ещё раз воочию обсуждалась перспектива нахождения имен экипажа и увековечивание их памяти на месте гибели ПЕ-2. Во время этой встречи мне был подарен экземпляр упомянутого журнала. И вот возвращаясь домой я на одном дыхании прочитал статью о подъеме М-105 и тут же пришла в голову безумная идея - а не поискать ли пилота погибшей Пешки по фотографиям из УПК ВВС КА?! Позвонил Александру и предложил с его стороны то же мне помочь, а именно: выписать все возможные полки и прочие авиасоединения, воевавшие на зиму 41-42 годов в тех местах. Далее была кропотливая работа с базой ОБД-Мемориал (ещё раз огромное ей спасибо!). Именно по ней были "отсортированы" возможные "кандидаты" владельца фотографии! (По Казани, ошибочно сперва - по возрасту, по супруге (а супруга ли она вообще?) - Елизавете... Выписывалось требование на просмотр карточек (помните? не более пяти имен!) - первый заход в понедельник меня разочаровал. Только одна карточка была с фотографией! Остальных либо не было, либо потерялись за многие летА хранения! Но то единственное фото с УПК была сильно не похоже на искомое лицо. Ещё одна бессонная ночь. Ещё список на пять фамилий. Иду, заказываю, приносят. Первая с фото - не он, явно не он. Потом ещё три и снова "безфотокарточные"... Открываю последнюю... На старшего лейтенанта Федотова Николая Константиновича... И вдруг!!!!!!!!! Собственно вот она: Сомнений нет! И супруга Елизавета! Всё сходится! Возвращаюсь в читальный зал, открываю оперсводки 514 БАП, взятые на изучение накануне и вижу собственную закладку Оперсводки №13 от 13 января 1942 года, в которой сказано и пропавшей Пешке ввиду отказа мотора. Из всех погибших экипажей я накануне как почувствовал, что этот состав наиболее близок к искомому! В результате мы имеем не одно установленное имя, а сразу трех, геройски погибших во время Великой Отечественной войны, а именно: 1. лейтенант Чернышев Петр Владимирович, командир звена 514 ПБАП 2. старший лейтенант Федотов Николай Константинович, штурман 514 ПБАП 3. сержант Тельнов Василий Тимофеевич, воздушный стрелок-радист. Изменено 19 января, 2012 пользователем 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Нет слов! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 olenevod 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Ндааааааааааааа! Вот это поиск! У В А Ж А Ю ! !! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Просто фантастика!!! Журнал тоже читал но не думал что таким способом будет установлен экипаж и так оперативно,а место захоронение героев установить не удалось? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Просто невероятная формула : фотография выжила при катастрофе и сохранилась 70 лет + работа поисковиков + уверенное упорство оленевода = три пилота вернулись домой. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Браво!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Просто фантастика!!! Журнал тоже читал но не думал что таким способом будет установлен экипаж и так оперативно,а место захоронение героев установить не удалось? Ещё раз всем привет! Не ожидал и сам такой бурной реакции. Спасибо! Про пилотов: Они (поисковики) ее предварительно нашли, по тому самому куску проволоки, сделанной из антенны самолета, так как веревка, взятая крестьянами из дому , порвалась. Вопрос стоИт так: найти родных (пока не знаю - кто взялся или нет) и весной привезти их (по-желанию, конечно) на место гибели и установить там обелиск, пилотов не трогать, пусть спят спокойно. Вот так бывает - просто мистика какая-то - тему создал, а только сейчас до моего дремлющего сознания достучалось мысль, что цифра "70" в заглавии темы написана не ради круглой даты. Действительно! Ровно 70 лет назад произошла эта катастрофа и время отдало нам имена. (13 числа составлял заказ на оперсводки 514 БАП). И это не первый раз такое. Начинаю быть суеверным. (ещё билет в автобусе дали сегодня 462246) 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Виталий -Ты ГИГАНТ. Если позволишь по результату вашей работы я напишу статью в нашей газете. Такие истории должны как можно больше затронуть людских сердец. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Виталий -Ты ГИГАНТ. Если позволишь по результату вашей работы я напишу статью в нашей газете. Такие истории должны как можно больше затронуть людских сердец. Привет, Саня! Спасибо! Статью - думаю никто возражать не будет, дело то ведь правое! Если будут нужны оригинальные фотоматериалы, то скинь мне в личку мыло - пришлю. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 Огромное спасибо и низкий поклон Виталию (Оленеводу), Илье Прокофьеву, Михаилу Тимину за помощь в распутывании этой легенды! Эта история начиналась в 2006 году действительно как легенда и в течении 5 лет признаков её материализации не было, хотя одной солярки спалили цистерну наверное и промысловых лыж не пару исходили. Только 20010 стала былью и в 2011 проявилась, а благодаря ребятам в 2012-м близка к завершению. Действительно мистика здесь есть, мотор вытащили на свет божий 11.09.2011, а комполка Забелин сел на вынужденную на этой машине № 15/10 11.09.41, 70 лет день в день. Еще Раз огромное спасибо ребятам за помощь, а так же "Фронтовым дорогам", авиа группе "ПараМир", местным жителям и местному самоуправлению Едровского сельского поселения. Мотор Передан в центральный музей ВОВ на Поклонной Горе. Отчет позже. но в принципе в журнале основные моменты есть. С уважением, Александр 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 января, 2012 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2012 Хорошая работа!!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2012 Да...впечатляющая история! Виталию 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2012 Виталий Олегович!! Респект и уважуха... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2012 Спасибо всем! Ну вот, когда стало ясно - в каком полку воевал погибший экипаж, и дополнительные доказательства стали легче искаться и находиться! Много документов на данный момент прошли через мои руки, но хочется остановится только на одном - Акте о списании. Написан, правда, этот Акт с грубыми ошибками, но всё же это документ и лишнее подтверждение результата данного поиска. Отмечу замеченные опечатки: 1. Дата произошедшего - не 9, а 13 января. (сейчас специально просмотрел ещё раз Оперсводки 514 БАП - 5, 6, 7, 8 - не летали вообще из-за плохой погоды, 9 было 8 вылетов на разведку с возвращением на аэродром, без потерь!) 2. При первом упоминании моторов с самолета ПЕ-2 за № 15/04 ошибочно указан номер (правого?) мотора 124-629. Вот это документ: 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 19 января, 2012 История поразительная! Спасибо 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2012 Виталий! Просто нет слов! Буквально на той неделе с Сашей Ковалевым встречались, все обсуждали... и вот !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2012 Виталий! Просто нет слов! Буквально на той неделе с Сашей Ковалевым встречались, все обсуждали... и вот !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!! Илья!...Спасибо! Когда всё складывается как "Кубик-Рубика" - , конечно без алгоритма, просто на удачу.... повезлО! И.И.И. задает вопрос об увековечивании их памяти и снятии грифа "ПБВ" с карточки УПК. Как Вы считаете - нужно ли этим вопросом заниматься или оставить всё как есть? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 23 января, 2012 Виталий! Просто нет слов! Буквально на той неделе с Сашей Ковалевым встречались, все обсуждали... и вот !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!! Илья!...Спасибо! Когда всё складывается как "Кубик-Рубика" - , конечно без алгоритма, просто на удачу.... повезлО! И.И.И. задает вопрос об увековечивании их памяти и снятии грифа "ПБВ" с карточки УПК. Как Вы считаете - нужно ли этим вопросом заниматься или оставить всё как есть? Виталий! Без слов конечно же надо теперь сделать все, чтобы они не были п/б!!!!! Я поговорю с Александром, как это лучше сделать на месте, чтобы в архиве они были переучтены! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 24 января, 2012 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 марта, 2012 http://jeep-user.livejournal.com/3100.html Вот нашол начало истории поиска 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 марта, 2012 http://jeep-user.livejournal.com/3100.html Вот нашол начало истории поиска Большое спасибо за ссылку - очень интересно и подробно написано, с хорошими фотографиями. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 В минувшие выходные меня пригласили посетить место разыгравшейся катастрофы самолета ПЕ-2 в далеком 1942 году. Организация этой поездки была проведена на "5 с большим +". Ещё в Москве сев пассажиром на внедорожник Ниссан мы отправились в Бологое встречать племянницу командира экипажа ПЕ-2 Валентину Михеевну, которая прибывала с Курска ранним утренним поездом. Встретив, мы отправились в неблизкий путь Новгородчины. Практически всю дорогу нас поливал мелкий занудный дождь, но прибыв на место - тучи разошлись и даже проглянуло солнце. Пересев на более подготовленные машинки и захватив с собой т.Тамару (племянница той самой девчонки из далеких 40-х, которая подобрала фотографию из планшетки... Она же местная жительница и благодаря ей у поисковой экспедиции всегда был теплый приют в селе Плав), отправились по непролазной дороге на место гибели экипажа. На месте захоронения членов экипажа ещё летом был установлен памятный обелиск: Возложили цветы к монументу: Помянули (ребята молодцы - всё подготовили заранее, за что им респект и уважуха!): Запечатлели на долгую память Валентину Михеевну (слева) и Тамару Александровну: Затем побывали на болоте - виден до сих пор след траления мотора по болоту и "колодец", откуда он был поднят: На обратном пути посетили также место, куда выполз Маресьев и где его подобрали жители деревни Плав: Дом, где первые дни выхаживали Маресьева посещать не стали, хотя он был и соседним с домом Тамары Александровны: Затем был обед и отдых после бессонной ночи, сбор грибов на следующий день и благополучный путь домой. Валентина Михеевна всё это время гостила у Тамары Александровны, где они не на шутку подружились, напекли нам пирожков и огромный пирог с брусникой (эх, сбылась мечта! ... воспоминания далекого детства... из русской печи!). Совсем не хотелось расставаться и уезжать.... Но дома всех ждет семья, работа, да и обратный скорый поезд, увезший в Курск племянницу пилота... ЗЫ: Жаль, что так и не собрались с поездкой родственники старшего лейтенанта Федотова.... 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 На обратном пути посетили также место, куда выполз Маресьев и где его подобрали жители деревни Плав: Виталий, а у ребят не было идеи поискать Як-1 Маресьева? Говорят он там до сих пор лежит. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 сентября, 2012 На обратном пути посетили также место, куда выполз Маресьев и где его подобрали жители деревни Плав: Виталий, а у ребят не было идеи поискать Як-1 Маресьева? Говорят он там до сих пор лежит. Привет, Сергей! Об этом думали.... Тема щекотливая. Найдя его напрочь разбивается в пух и прах маршрут следования (ползком, что не умаляет героического подвига Маресьева) от самолета до места его нахождения местными жителями, которое описывает в своей повести Борис Полевой! Оно и так ясно, без нахождения. Если верить местным жителям, то прополз он за это время совсем немного (если правильно указывают приблизительное место его падения) до места его обнаружения. Вообще - тема интересная. И, думаю, что с-т Маресьева мог бы стать достойным экспонатом любого музея. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 сентября, 2012 Расстояние не столь важно. В лесу, бывает, люди и на ногах такие круги нарезают... Что говорить, когда на все окружающее чуть ли не с уровня земли смотришь, да еще в том состоянии, в котором был Алексей Петрович. Поэтому с этой точки зрения - повезло, что выполз вообще. В Забайкалье один пилот, катапультировавшись, тоже пополз от самолета к ближайшей деревне, которую с воздуха видел. Дал блуда и потом, как оказалось, полз вдоль дороги (на шум машин, искаженный тайгой). Нашли на третий день. А самолет обнаружили через 4 часа! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 сентября, 2012 Виталий! Спасибо за добрую весть! 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 ноября, 2015 Коллеги а кто занялся наконец поиском самолета Маресьева (Бурмаков Владимир, Забытый батальон)? http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/ ... 1-xulg.htm 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах