olenevod

Фото из планшетки: поиск длиной в 70 лет...

41 сообщение в этой теме

Всем доброго вечера!

Настолько невероятная история, что хочется рассказать её и здесь (на Солдатах только что создана). Думаю опыт поиска может кому пригодиться!

История давняя... Как-то получаю на почту следующее письмо:

Добрый день!

Илья Прокофьев порекомендовал к Вам обратиться.

найдены остатки нашего самолета есть номера с двигателя:

РА125-609

РА135-1584

РА135-2015

10 561-1

все номера с одного мотора, упал на границе новгородской и тверской областей зимой 41\42, мы предполагаем что это ПЕ-2.

еще есть номер с элемента конструкции самолета: 2020-53\2

огромная просьба, может быть есть данные по этой машине.

С уважением,

Ковалёв Александр

Так между нами завязалась переписка, в результате которой выяснились подробности подъёма мотора с ПЕ-2. Были представлены на опознание фотографии с агрегатов мотора с номерами, выбитых на них.

b3ff4a32f21at.jpg

c54dd300f838t.jpg

c6e86d2c299ft.jpg

dfb8a99081fft.jpg

7098b3c39abdt.jpg

Был найден и шильдик самолета.

70c3c2fbb54a.jpg

Первоначально, как говорилось выше, Александр обратился к Илье Геннадьевичу. Он "раскопал" в своих записях, что данный самолет произвел вынужденную посадку в районе озера Велье:

7bc104468d51.jpg

На этом собственно ниточка и обрывалась. Мною были подняты многие документы и по полку и по дивизии, но, к сожалению, никаких данных мне найти не удалось.

Так бы наверное и остался этот экипаж безымянным, но ребята из поисковой экспедиции "Линия Фронта" не успокоились, ценой невероятных усилий вытащили всё-таки мотор из болота, доставили в Москву и передали этот мотор музею ВОВ на Поклонной Горе. Об этой экспедиции подробно рассказано в репортаже с места события Андреем Фабориным, опубликованным в журнале "4х4 Полный привод" за декабрь прошлого года. Полный текст здесь:

http://narod.ru/disk/32987733001/text4x4.rar.html

Почему в этом журнале? Да по простой причине, что в такую глушь можно доехать только на внедорожниках!

Вкратце история такова. Ещё в 2006 году группу энтузиастов занесло судьбой в самую глубь Валдайской возвышенности, в дикие места неподалеку от озера Шлино, где случай их свел (трактор что-ли сломался) пообщаться с местным населением. Они то и рассказали давнюю историю о гибели советского самолета. Как он падал, пытаясь с горящим мотором сесть на вынужденную, дотянуть до единственной прогалины в диком лесу, которая оказалась болотом. Очевидно самолет всё-таки зацепился за верхушки деревьев одним крылом, так как падение было уже под углом и один из моторов отлетел немного в сторону с остатками крыла. Очевидцы произошедшего вскоре прибыли на место катастрофы, но в живых никого из экипажа не оказалось. Сделав самодельные сани-волокуши деревенские мужики, собрав погибших, потянули их к берегу, где было более высокое место и куда не доходила вода в весенний паводок. Там вырубили в мерзлой земле братскую могилку и похоронили пилотов.

Местная детвора в далеких сороковых ещё помнит торчащий из болота фюзеляж самолета и самые смелые даже залезали внутрь его. Так один из мальчишек вытащил из самолета планшет, в котором оказалась карта штурмана и чудом уцелевшая фотография:

fc527db3fd87.jpg

На обратной стороне надпись: "Вспоминай. Не забывай. Лиза. Казань"

Эту фотографию 70 лет бережно хранили жители деревни Плав - всё, что осталось от экипажа!

Буквально перед Новым Годом случай свел меня с автором упомянутой экспедиции, где ещё раз воочию обсуждалась перспектива нахождения имен экипажа и увековечивание их памяти на месте гибели ПЕ-2. Во время этой встречи мне был подарен экземпляр упомянутого журнала. И вот возвращаясь домой я на одном дыхании прочитал статью о подъеме М-105 и тут же пришла в голову безумная идея - а не поискать ли пилота погибшей Пешки по фотографиям из УПК ВВС КА?!

Позвонил Александру и предложил с его стороны то же мне помочь, а именно: выписать все возможные полки и прочие авиасоединения, воевавшие на зиму 41-42 годов в тех местах. Далее была кропотливая работа с базой ОБД-Мемориал (ещё раз огромное ей спасибо!). Именно по ней были "отсортированы" возможные "кандидаты" владельца фотографии! (По Казани, ошибочно сперва - по возрасту, по супруге (а супруга ли она вообще?) - Елизавете...

Выписывалось требование на просмотр карточек (помните? не более пяти имен!) - первый заход в понедельник меня разочаровал. Только одна карточка была с фотографией! Остальных либо не было, либо потерялись за многие летА хранения! Но то единственное фото с УПК была сильно не похоже на искомое лицо.

Ещё одна бессонная ночь. Ещё список на пять фамилий. Иду, заказываю, приносят. Первая с фото - не он, явно не он. Потом ещё три и снова "безфотокарточные"...

Открываю последнюю... На старшего лейтенанта Федотова Николая Константиновича... И вдруг!!!!!!!!! Собственно вот она:

87c15597701b.jpg

Сомнений нет!

И супруга Елизавета! Всё сходится!

55cfb3c0eda4t.jpg

Возвращаюсь в читальный зал, открываю оперсводки 514 БАП, взятые на изучение накануне и вижу собственную закладку Оперсводки №13 от 13 января 1942 года, в которой сказано и пропавшей Пешке ввиду отказа мотора. Из всех погибших экипажей я накануне как почувствовал, что этот состав наиболее близок к искомому!

В результате мы имеем не одно установленное имя, а сразу трех, геройски погибших во время Великой Отечественной войны, а именно:

e6c7addafd64.jpg

1. лейтенант Чернышев Петр Владимирович, командир звена 514 ПБАП

2. старший лейтенант Федотов Николай Константинович, штурман 514 ПБАП

3. сержант Тельнов Василий Тимофеевич, воздушный стрелок-радист.

Изменено пользователем
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Просто фантастика!!! Журнал тоже читал но не думал что таким способом будет установлен экипаж и так оперативно,а место захоронение героев установить не удалось?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Просто невероятная формула :

фотография выжила при катастрофе и сохранилась 70 лет + работа поисковиков + уверенное упорство оленевода = три пилота вернулись домой.

:?:?:?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Просто фантастика!!! Журнал тоже читал но не думал что таким способом будет установлен экипаж и так оперативно,а место захоронение героев установить не удалось?

Ещё раз всем привет! Не ожидал и сам такой бурной реакции. Спасибо!

Про пилотов: Они (поисковики) ее предварительно нашли, по тому самому куску проволоки, сделанной из антенны самолета, так как веревка, взятая крестьянами из дому , порвалась. Вопрос стоИт так: найти родных (пока не знаю - кто взялся или нет) и весной привезти их (по-желанию, конечно) на место гибели и установить там обелиск, пилотов не трогать, пусть спят спокойно.

Вот так бывает - просто мистика какая-то - тему создал, а только сейчас до моего дремлющего сознания достучалось мысль, что цифра "70" в заглавии темы написана не ради круглой даты. Действительно! Ровно 70 лет назад произошла эта катастрофа и время отдало нам имена. (13 числа составлял заказ на оперсводки 514 БАП). И это не первый раз такое. Начинаю быть суеверным. (ещё билет в автобусе дали сегодня 462246) :shock:

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виталий -Ты ГИГАНТ. Если позволишь по результату вашей работы я напишу статью в нашей газете. Такие истории должны как можно больше затронуть людских сердец.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Виталий -Ты ГИГАНТ. Если позволишь по результату вашей работы я напишу статью в нашей газете. Такие истории должны как можно больше затронуть людских сердец.

Привет, Саня! Спасибо! Статью - думаю никто возражать не будет, дело то ведь правое! Если будут нужны оригинальные фотоматериалы, то скинь мне в личку мыло - пришлю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Огромное спасибо и низкий поклон Виталию (Оленеводу), Илье Прокофьеву, Михаилу Тимину за помощь в распутывании этой легенды! Эта история начиналась в 2006 году действительно как легенда и в течении 5 лет признаков её материализации не было, хотя одной солярки спалили цистерну наверное и промысловых лыж не пару исходили. Только 20010 стала былью и в 2011 проявилась, а благодаря ребятам в 2012-м близка к завершению.

Действительно мистика здесь есть, мотор вытащили на свет божий 11.09.2011, а комполка Забелин сел на вынужденную на этой машине № 15/10 11.09.41, 70 лет день в день.

Еще Раз огромное спасибо ребятам за помощь, а так же "Фронтовым дорогам", авиа группе "ПараМир", местным жителям и местному самоуправлению Едровского сельского поселения. Мотор Передан в центральный музей ВОВ на Поклонной Горе.

Отчет позже.

но в принципе в журнале основные моменты есть.

С уважением,

Александр

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо всем!

Ну вот, когда стало ясно - в каком полку воевал погибший экипаж, и дополнительные доказательства стали легче искаться и находиться!

Много документов на данный момент прошли через мои руки, но хочется остановится только на одном - Акте о списании. Написан, правда, этот Акт с грубыми ошибками, но всё же это документ и лишнее подтверждение результата данного поиска.

Отмечу замеченные опечатки:

1. Дата произошедшего - не 9, а 13 января. (сейчас специально просмотрел ещё раз Оперсводки 514 БАП - 5, 6, 7, 8 - не летали вообще из-за плохой погоды, 9 было 8 вылетов на разведку с возвращением на аэродром, без потерь!)

2. При первом упоминании моторов с самолета ПЕ-2 за № 15/04 ошибочно указан номер (правого?) мотора 124-629.

Вот это документ:

fdff072c78d3t.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виталий! Просто нет слов! Буквально на той неделе с Сашей Ковалевым встречались, все обсуждали... и вот !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Виталий! Просто нет слов! Буквально на той неделе с Сашей Ковалевым встречались, все обсуждали... и вот !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!!

Илья!...Спасибо! Когда всё складывается как "Кубик-Рубика" - , конечно без алгоритма, просто на удачу.... повезлО!

И.И.И. задает вопрос об увековечивании их памяти и снятии грифа "ПБВ" с карточки УПК. Как Вы считаете - нужно ли этим вопросом заниматься или оставить всё как есть?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Виталий! Просто нет слов! Буквально на той неделе с Сашей Ковалевым встречались, все обсуждали... и вот !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!!

Илья!...Спасибо! Когда всё складывается как "Кубик-Рубика" - , конечно без алгоритма, просто на удачу.... повезлО!

И.И.И. задает вопрос об увековечивании их памяти и снятии грифа "ПБВ" с карточки УПК. Как Вы считаете - нужно ли этим вопросом заниматься или оставить всё как есть?

Виталий! Без слов конечно же надо теперь сделать все, чтобы они не были п/б!!!!! Я поговорю с Александром, как это лучше сделать на месте, чтобы в архиве они были переучтены!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
http://jeep-user.livejournal.com/3100.html Вот нашол начало истории поиска

Большое спасибо за ссылку - очень интересно и подробно написано, с хорошими фотографиями.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В минувшие выходные меня пригласили посетить место разыгравшейся катастрофы самолета ПЕ-2 в далеком 1942 году.

Организация этой поездки была проведена на "5 с большим +". Ещё в Москве сев пассажиром на внедорожник Ниссан мы отправились в Бологое встречать племянницу командира экипажа ПЕ-2 Валентину Михеевну, которая прибывала с Курска ранним утренним поездом. Встретив, мы отправились в неблизкий путь Новгородчины. Практически всю дорогу нас поливал мелкий занудный дождь, но прибыв на место - тучи разошлись и даже проглянуло солнце.

Пересев на более подготовленные машинки и захватив с собой т.Тамару (племянница той самой девчонки из далеких 40-х, которая подобрала фотографию из планшетки... Она же местная жительница и благодаря ей у поисковой экспедиции всегда был теплый приют в селе Плав), отправились по непролазной дороге на место гибели экипажа.

109548769be3t.jpg

На месте захоронения членов экипажа ещё летом был установлен памятный обелиск:

ba4a25c49845.jpg

Возложили цветы к монументу:

2716090e63e9t.jpg

Помянули (ребята молодцы - всё подготовили заранее, за что им респект и уважуха!):

7c17323d9a2dt.jpg

Запечатлели на долгую память Валентину Михеевну (слева) и Тамару Александровну:

7d2a3b3f8102t.jpg

Затем побывали на болоте - виден до сих пор след траления мотора по болоту и "колодец", откуда он был поднят:

9995f819ca13t.jpg

326c839504bet.jpg

На обратном пути посетили также место, куда выполз Маресьев и где его подобрали жители деревни Плав:

288f064b86a4t.jpg

Дом, где первые дни выхаживали Маресьева посещать не стали, хотя он был и соседним с домом Тамары Александровны:

6e6792ed7b7dt.jpg

Затем был обед и отдых после бессонной ночи, сбор грибов на следующий день и благополучный путь домой. Валентина Михеевна всё это время гостила у Тамары Александровны, где они не на шутку подружились, напекли нам пирожков и огромный пирог с брусникой (эх, сбылась мечта! ... воспоминания далекого детства... из русской печи!). Совсем не хотелось расставаться и уезжать.... Но дома всех ждет семья, работа, да и обратный скорый поезд, увезший в Курск племянницу пилота...

ЗЫ: Жаль, что так и не собрались с поездкой родственники старшего лейтенанта Федотова....

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На обратном пути посетили также место, куда выполз Маресьев и где его подобрали жители деревни Плав:

Виталий, а у ребят не было идеи поискать Як-1 Маресьева? Говорят он там до сих пор лежит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На обратном пути посетили также место, куда выполз Маресьев и где его подобрали жители деревни Плав:

Виталий, а у ребят не было идеи поискать Як-1 Маресьева? Говорят он там до сих пор лежит.

Привет, Сергей!

Об этом думали.... Тема щекотливая. Найдя его напрочь разбивается в пух и прах маршрут следования (ползком, что не умаляет героического подвига Маресьева) от самолета до места его нахождения местными жителями, которое описывает в своей повести Борис Полевой! Оно и так ясно, без нахождения. Если верить местным жителям, то прополз он за это время совсем немного (если правильно указывают приблизительное место его падения) до места его обнаружения.

Вообще - тема интересная. И, думаю, что с-т Маресьева мог бы стать достойным экспонатом любого музея.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Расстояние не столь важно. В лесу, бывает, люди и на ногах такие круги нарезают... Что говорить, когда на все окружающее чуть ли не с уровня земли смотришь, да еще в том состоянии, в котором был Алексей Петрович. Поэтому с этой точки зрения - повезло, что выполз вообще.

В Забайкалье один пилот, катапультировавшись, тоже пополз от самолета к ближайшей деревне, которую с воздуха видел. Дал блуда и потом, как оказалось, полз вдоль дороги (на шум машин, искаженный тайгой). Нашли на третий день. А самолет обнаружили через 4 часа!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги а кто занялся наконец поиском самолета Маресьева (Бурмаков Владимир, Забытый батальон)?

http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/ ... 1-xulg.htm

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу