kirche

СБ (?)/267 с М-103А №№ 013-484 и 023-1115, Можайский р-н

28 сообщений в этой теме

Добрый день,

В рамках проведения научно-практического семинара "Небо Родины" под эгидой "Поискового Движения России" 15.10.2016 года проведено детальное исследование места катастрофы самолета "СБ" в районе д. Пушкино, с/п Спутник, Можайского района, Московской области. В работе участвовали представители поисковых отрядов из различных регионов РФ и зарубежья.

Проведено полное вскрытие воронки от места падения самолета и зачищена площадь основного разлета обломков (сплошным вскрытием на участке обнаружения парашютной системы и приборным поиском по периметру разлета).

Обнаружены характерные обломки самолета типа СБ (части обшивки, конструкций крыла, внутреннего оборудования (приборы) и навесных агрегатов двигателя типа М-103), остатки боекомплекта (гильзы ш7.62х53R 1941 года выпуска завода №17 в Подольске), рукоятка турельного ШКАС.

Также найдены части экипировки и снаряжения экипажа (части парашютного снаряжения, мелкие фрагменты кожи и наушника шлемофона, фрагменты штурманской линейки, кольцо планшета). Из парашютной системы найдены двущелевые пряжки и вытяжное кольцо на один комплект, люверсы парашютной сумки (все на локальном участке в эпицентре шлейфа обломков).

Самолет упал вблизи от Можайского шоссе. Место падения представлено двумя воронками до 2-3 м глубиной на расстоянии около 5 м с понижением между ними. Воронки выбраны в прошлом (крупных деталей нет, следы подъемных работ и крепи). По шлейфу обломков от основных воронок азимут падения определен как 30-45 гр северо-восток. Падение под крутым углом.

В воронках и на их бортах обнаружены: Навесной агрегат мотора М-103 с номером 013-484, обломки опорной шайбы ведомой шестерни редуктора с номером 023-1115.

В шлейфе обломков обнаружены: фрагмент обшивки с номером ...67 П 5, фрагмент капота с номером 4/267, фрагмент обшивки с видимой черной "окантовкой звезды", технологические лючки и разрушенные приборы (в. т.ч. шкалы приборов «темп. масла» и «высота»)

Таким образом, предположительно найден самолет СБ № .../267 с моторами М-103А №№ 023-1115 и (?) 013-484, погибший предположительно в период осени 1941 - зимы 1942 года.

Предположительно при крушении в самолете находилось не менее одного члена экипажа.

По архивному поиску в настоящий момент установлено, что:

- на дату 01.09.1941 мотор М-103А №013-484 выпуска 1940 года завода №26 стоял на СБ №2/263 и был направлен из 65 ОАЭ МВО в 77 САД (г.Тула).

- в 77 САД ВВС МВО был только один полк на этом типе самолетов - 173 СБАП.

- 173 СБАП входил в 77 САД до 13.10.1941, когда 77 САД была передана в состав ВВС 5А, а затем ВВС Западного Фронта. 173 СБАП при этом остался в прямом подчинении ВВС МВО.

- СБ №2/263 на конец марта 1942 года также проходит по документам ВВС МВО (видимо тот же 173 СБАП), НО с другими номерами двигателей.

- 173 СБАП ВВС МВО (ВВС МЗО) действовал в т.ч. на Можайском направлении в период ноября 1941 - января 1942 года с аэродромов Раменское и Кубинка.

- Также в данном направлении в конце 1941 года работал 150 СБАП ВВС Западного Фронта. Поскольку деталь с №013-484 является частью навесного оборудования, то в процессе ремонтов в рем.частях 77 САД (или иным способом) она теоретически могла попасть в последующем на самолет ВВС Западного Фронта (тот же 150 СБАП).

- В данном направлении есть единичные потери как у 173 СБАП, так и у 150 СБАП.

Просим сообщить, если у кого-то есть дополнительные сведения о найденных номерах моторов или самолета.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот, что к этим номерам добавил Юрий Михайлович Свойский:

самолет СБ 4/267 был в 134 СБАП на 20.9.40 (КалВО, Андреаполь).

67 п 5 это врядли 267/5, скорее номер "компонента", а они имели другую нумерацию...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

- СБ №2/263 на конец марта 1942 года также проходит по документам ВВС МВО (видимо тот же 173 СБАП), НО с другими номерами двигателей.

СБ 2\263 точно был в 173 бап в период с 23 по 28 марта 1942 года, и далее передан в 1 ЗАП.

Моторы на нем в то время были: 033-695 , 023-896 (023-806)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить организаторов за данное мероприятие.

Считаю, что мы очень результативно поработали и обсудили насущные проблемы авиа-поиска.

Наверное, полезно будет выставить "Акт обследования", который был разработан и принят участниками семинара.

Если у вас, коллеги, какие-то вопросы или замечания - давайте обсудим.

С ув.,

Сергей

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К стати,на месте падения в одной из ям была найдена одна единственная и причем смятая медная сота маслянного радиатора длиной около 15 см,что указывало на СБ с заостренными капотами и 22 завод изготовитель.Но так,как уже был найден номер одного мотора на его оторванной помпе,не стал заострять внимание на этом. Сама сота благополучно уехала в г.Клин с Павлом Валерьевичем и среди фото не представлена.А вообще имеет смысл заострить внимание на такой не значащей на первый взгляд мелочи.Постараюсь получить от Павла ее фото и выложить в теме.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
К стати,на месте падения в одной из ям была найдена одна единственная и причем смятая медная сота маслянного радиатора длиной около 15 см,что указывало на СБ с заостренными капотами и 22 завод изготовитель.Но так,как уже был найден номер одного мотора на его оторванной помпе,не стал заострять внимание на этом. Сама сота благополучно уехала в г.Клин с Павлом Валерьевичем и среди фото не представлена.А вообще имеет смысл заострить внимание на такой не значащей на первый взгляд мелочи.Постараюсь получить от Павла ее фото и выложить в теме.

Добрейшего вечера, Владимир!

А чем эта сота так принципиальна для нас, если мы и так знаем, что моторы М-103?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей Михайлович,приветствую тебя! Эта сота может быть полезна в случае, когда еще не найдены номера самолета.Она подсказывает номер завода изготовителя.Это уже несколько сужает круг версий,т.к. мы понимаем ,что имеем дело с СБ с заостренными капотами,которые поставлялись в сбап-ы западных округов.Вероятнее всего и экипаж этого самолета был из того же полка и мог быть переведен вместе с самолетом в другой более свежий полк,как пополнение.Самолет закрепляется за экипажем письменным приказом ком.полка.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас сидим с Юрием Михайловичем Свойским - он посмотрел свою базу: на сентябрь 1940

2\263 - в 134 сбап

4\267 - в 134 сбап

5\267 - в наличии нет...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья, доброго дня.

Ну, остатки матчасти 134 БАП передал в 150 БАП. А по нему никому пока что не удалось найти актов прихода-ухода матчасти.

Какие выводы можем сделать в итоге?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эти "остатки"  самолетов были переданы в ходе первой реорганизации ВВС ЗФ 8.8.41г.,из 134 сбап в 150 сбап вместе с экипажами,за командирами которых они были закреплены. Остальные члены экипажа могут быть заменены(ранение,болезнь). Данный СБ однозначно является боевой потерей 150 сбап. Будем надеяться,что со временем получим подтверждение этому в одном из 8 дел с актами боевых потерь за 41г. Осталось дождаться когда разрешат работу с 35 фондом.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, навигатор сказал:

Осталось дождаться когда разрешат работу с 35 фондом.

Добрый день.

Извините, что вторгаюсь в обсуждение.

Есть шанс, что можно и не ждать разрешения работать с 35 фондом. Как вариант :  из темы "Перечитывая Жолудева"

Константин, это дело в ЦАМО, естественно. Красивое дело с картинками и фотками. Все в туши и красках.

ф.35ГвБАП, о.793964, д.1 "История полка"

Если верить Жолудеву, то там не только ФИО невернувшихся экипажей и даты, но и их фото.

С уважением,

Константин.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Skuns сказал:

Добрый день.

Извините, что вторгаюсь в обсуждение.

Есть шанс, что можно и не ждать разрешения работать с 35 фондом. Как вариант :  из темы "Перечитывая Жолудева"

Константин, это дело в ЦАМО, естественно. Красивое дело с картинками и фотками. Все в туши и красках.

ф.35ГвБАП, о.793964, д.1 "История полка"

Если верить Жолудеву, то там не только ФИО невернувшихся экипажей и даты, но и их фото.

С уважением,

Константин.

 

Константин, не понимаю, как фото экипажей помогут по номеру самолет установить? 

ФИО потерь в деле есть, но не номера же...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Костя! Только акт на списание самолета,где указаны :его заводской номер и номера моторов,является основанием утверждать то,что предпологают все остальные источники  различной информации. Акты по 150 сбап сохранились только в 35 фонде.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир Иванович, добрый день. Тогда ждем. Но если нет прямых улик, надо пользоваться косвенными.

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, навигатор сказал:

Акты по 150 сбап сохранились только в 35 фонде.

Владимир Иванович, Вы их лично видели? И знаете где искать?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей Михайлович,я лично держал в руках одну из многочисленных описей 35 фонда,где нашел эти 8 дел с актами списания матчасти по боевым потерям за 41-42гг. И даже заказал их,но не успел получить. Если там нет нужных сведений,то их нам не найти нигде,т.к. все остальные фонды я прошерстил. Номера этих дел и описи переслал в адрес Елены Моисеевны,в надежде,что с помощью Сергея Борисовича удастся пробить разрешение на выдачу этих 8 дел из 35 фонда в этом году.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Теперь по нашему СБ под Можайском. Пересматривая свои записи по 150 сбап нахожу выписки из (Ф-35 гв.бап,Оп.223055"Оперсводки 150 сбап с 26.8.-31.12.41г."),где на Л.50 читаем: "17.10.41г.,16.57 в р-не цели Валуево-Бородино работали 11СБ полка. Подбит ЗА пр-ка 1 самолет СБ ст.л-та Солохина,загорелся правый мотор ,ушёл со снижением. 13.00 на взлете разбит СБ Юдина,штурман мл.л-т Щербаков тяжело ранен,стрелок радист здоров."    Далее на Л.56 читаем: "19.10.41г. 3 аэ экипаж Внуков,шт.мл.л-т Батурин ,вернулся с бомбами.Вернулись ст.л-н Солохин и штурман с-т Змейков,выбросились с парашютами.Стрелок радист Ольшевский убит.  1 аэ штурман к-н Липнов "устал",не полетел на задание..." 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  Выписка из Приказа Командующего ВВС ЗФ № 049 от 31.10.41г.г.Вязьма (Ф ВВС ЗФ,Оп.2589,Д367ПР,Л-373) "...назначить:                                                              ...п.8. Зам.командира аэ 37 ббап-ст.л-та Солохина Александра Сергеевича-зам.командира аэ в 150 СБП                                                               9.адьютанта аэ 37 ббап л-та Стадник Григория Евгениевича-адьютантом аэ в 150 СБП                                                                                      10.зам.командира аэ 134 БП к-на Горева Николая Дмитриевича-командиром аэ в 150 СБП....."                                       и так  по п.86 включительно перечислены "остатки" из 30,32,37,95,313,134,140 и 208 авиаполков( в различной последовательности)экипажи в составе летчик-штурман( офицерские должности-не звания!) По стрелкам радистам ничего.Это уровень приказов ком.дивизии и полка. Естественно эти остатки прибыли в 150 сбап на своих оставшихся исправными СБ .Вот такая мешанина по учету самолетов и моторов получается.....

Изменено пользователем навигатор
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир Иванович, добрый день.

Уточните, пожалуйста, дату приказа о переводе летчиков в 150 сбап т.к., например, наградной на Горева Николая Дмитриевича подписан Полбиным 12.09.1941. Т.е. товарищ уже проявил себя на новом месте службы.

Дата приказа, наверное - 31.08.1941 тогда и Вязьма еще не сдана.

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Костя,всё как в первоисточнике.Да,приказ№049 датирован 31.10.41г.,Вязьма....Хотя она была занята немцами 7.10.41г.  Другие предшествующие ему приказы Ком.ВВС ЗФ №044"О награждении ценными подарками,"  датирован 12.10.41г..,а приказ№033.датирован 27.8.41г..Номера приказов идут строго по порядку,начиная с 01 и до окончания календарного года.Причем в один день могут быть подписаны несколько разных приказов. Учти,что проекты приказов о назначении подписываются один-два в месяц,пока не накопятся кандидатуры.Приказы составляли люди,которым свойственно допускать ошибки,тем более,что тогда мало кто нормально отдыхал,а в штабах вообще было не до сна.Писари и машинистки спали урывками.Часто получалось,что люди прибыв в полк с предписанием зачислялись в списки части и на все виды довольствия приказом по строевой части(отдается ежедневно в в.ч..Увы такие приказы не сдавали на хранение,а  конкретного в них по всем НВБЗ было  много,что приходится сейчас нам вычислять) Эти люди летали,сражались и гибли,а приказы о их назначении  подписывались месяц спустя.В данном случае многие перечисленные в Пр№049 прибыли в 150 сбап в первых числах сентября 41г.,а приказ состоялся на них в конце октября.Вот и твой к-н Горев прибыл со своей группой вместе с Пантелеем Н.Н.,который описывает это время в своих воспоминаниях.Был с ними и будущий первый ГСС  в 150 сбап мл.л-т Демченков Ф.Т.,фамилия его в приказе чуть искажена- Демченко Филипп Трофимович. Они назначаются с должностей 134 сбап,где начали воевать в его составе с 23.6.41г. Хотя фактически из 134 сбап,они с "остатками" матчасти были переведены в 313 бап,в котором воевали в его составе и уже из него прибыли в 150 сбап . И упомянутый выше зам.ком.аэ 37 ббап ст.л-т Солохин никакого отношения к 37 сбап 31 сад,не имеет,кроме разве только того,что до начала войны был 37 сбап 31сад,а потом после разгрузки на ст.Арзамас эшелонов с самолетами,из полка сделали два.37 и 37А,который вошел в состав 28сад(32,38сбап)где во всех документах он числится просто 37сбап. В УПК  летчика записан один полк,а фактически он успел повоевать в трех других и погибнуть,как аэ Ляпина.например. Все это приходится нам учитывать....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

   Всем добрый день! Кирилл Владимирович,большое спасибо,что помог найти тему.Прошу прощения,что не смог справиться сам и открыл новую,дабы не держать именные данные погибшего стрелка радиста при себе. Мой принцип не держать информацию,а передавать на обсуждение.Истина рождается в споре.Интуитивно я уверен,что это самолет из 150 сбап. Время покажет,на сколько я прав или ошибся,что тоже допустимо. Прошу модераторов убрать мою новую тему и перенести сообщения из нее в эту тему.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В ведомости 65 ОАЭ на 01.09.1941 года значится: мотор М-103а № 013-484 (выпущен 26 заводом в 1940 году) мотор с самолетом СБ № 2\263 в 77 АД в г. Тула)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Прокофьев Илья сказал:

В ведомости 65 ОАЭ на 01.09.1941 года значится: мотор М-103а № 013-484 (выпущен 26 заводом в 1940 году) мотор с самолетом СБ № 2\263 в 77 АД в г. Тула)

Это известно давно.

В 18.11.2016 в 16:47, kirche сказал:

По архивному поиску в настоящий момент установлено, что:

- на дату 01.09.1941 мотор М-103А №013-484 выпуска 1940 года завода №26 стоял на СБ №2/263 и был направлен из 65 ОАЭ МВО в 77 САД (г.Тула).

- в 77 САД ВВС МВО был только один полк на этом типе самолетов - 173 СБАП.

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу