Опубликовано: 18 ноября, 2016 (изменено) Добрый день, В рамках проведения научно-практического семинара "Небо Родины" под эгидой "Поискового Движения России" 15.10.2016 года проведено детальное исследование места катастрофы самолета "СБ" в районе д. Пушкино, с/п Спутник, Можайского района, Московской области. В работе участвовали представители поисковых отрядов из различных регионов РФ и зарубежья. Проведено полное вскрытие воронки от места падения самолета и зачищена площадь основного разлета обломков (сплошным вскрытием на участке обнаружения парашютной системы и приборным поиском по периметру разлета). Обнаружены характерные обломки самолета типа СБ (части обшивки, конструкций крыла, внутреннего оборудования (приборы) и навесных агрегатов двигателя типа М-103), остатки боекомплекта (гильзы ш7.62х53R 1941 года выпуска завода №17 в Подольске), рукоятка турельного ШКАС. Также найдены части экипировки и снаряжения экипажа (части парашютного снаряжения, мелкие фрагменты кожи и наушника шлемофона, фрагменты штурманской линейки, кольцо планшета). Из парашютной системы найдены двущелевые пряжки и вытяжное кольцо на один комплект, люверсы парашютной сумки (все на локальном участке в эпицентре шлейфа обломков). Самолет упал вблизи от Можайского шоссе. Место падения представлено двумя воронками до 2-3 м глубиной на расстоянии около 5 м с понижением между ними. Воронки выбраны в прошлом (крупных деталей нет, следы подъемных работ и крепи). По шлейфу обломков от основных воронок азимут падения определен как 30-45 гр северо-восток. Падение под крутым углом. В воронках и на их бортах обнаружены: Навесной агрегат мотора М-103 с номером 013-484, обломки опорной шайбы ведомой шестерни редуктора с номером 023-1115. В шлейфе обломков обнаружены: фрагмент обшивки с номером ...67 П 5, фрагмент капота с номером 4/267, фрагмент обшивки с видимой черной "окантовкой звезды", технологические лючки и разрушенные приборы (в. т.ч. шкалы приборов «темп. масла» и «высота») Таким образом, предположительно найден самолет СБ № .../267 с моторами М-103А №№ 023-1115 и (?) 013-484, погибший предположительно в период осени 1941 - зимы 1942 года. Предположительно при крушении в самолете находилось не менее одного члена экипажа. По архивному поиску в настоящий момент установлено, что: - на дату 01.09.1941 мотор М-103А №013-484 выпуска 1940 года завода №26 стоял на СБ №2/263 и был направлен из 65 ОАЭ МВО в 77 САД (г.Тула). - в 77 САД ВВС МВО был только один полк на этом типе самолетов - 173 СБАП. - 173 СБАП входил в 77 САД до 13.10.1941, когда 77 САД была передана в состав ВВС 5А, а затем ВВС Западного Фронта. 173 СБАП при этом остался в прямом подчинении ВВС МВО. - СБ №2/263 на конец марта 1942 года также проходит по документам ВВС МВО (видимо тот же 173 СБАП), НО с другими номерами двигателей. - 173 СБАП ВВС МВО (ВВС МЗО) действовал в т.ч. на Можайском направлении в период ноября 1941 - января 1942 года с аэродромов Раменское и Кубинка. - Также в данном направлении в конце 1941 года работал 150 СБАП ВВС Западного Фронта. Поскольку деталь с №013-484 является частью навесного оборудования, то в процессе ремонтов в рем.частях 77 САД (или иным способом) она теоретически могла попасть в последующем на самолет ВВС Западного Фронта (тот же 150 СБАП). - В данном направлении есть единичные потери как у 173 СБАП, так и у 150 СБАП. Просим сообщить, если у кого-то есть дополнительные сведения о найденных номерах моторов или самолета. Изменено 18 ноября, 2016 пользователем 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 ноября, 2016 Вот, что к этим номерам добавил Юрий Михайлович Свойский: самолет СБ 4/267 был в 134 СБАП на 20.9.40 (КалВО, Андреаполь). 67 п 5 это врядли 267/5, скорее номер "компонента", а они имели другую нумерацию... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 ноября, 2016 - СБ №2/263 на конец марта 1942 года также проходит по документам ВВС МВО (видимо тот же 173 СБАП), НО с другими номерами двигателей. СБ 2\263 точно был в 173 бап в период с 23 по 28 марта 1942 года, и далее передан в 1 ЗАП. Моторы на нем в то время были: 033-695 , 023-896 (023-806) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 ноября, 2016 Пользуясь случаем, хочу поблагодарить организаторов за данное мероприятие. Считаю, что мы очень результативно поработали и обсудили насущные проблемы авиа-поиска. Наверное, полезно будет выставить "Акт обследования", который был разработан и принят участниками семинара. Если у вас, коллеги, какие-то вопросы или замечания - давайте обсудим. С ув., Сергей 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 ноября, 2016 решил, что координаты не стоит афишировать без согласия участников проекта. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 ноября, 2016 продолжение 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 18 ноября, 2016 и собственно фотки 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 27 ноября, 2016 К стати,на месте падения в одной из ям была найдена одна единственная и причем смятая медная сота маслянного радиатора длиной около 15 см,что указывало на СБ с заостренными капотами и 22 завод изготовитель.Но так,как уже был найден номер одного мотора на его оторванной помпе,не стал заострять внимание на этом. Сама сота благополучно уехала в г.Клин с Павлом Валерьевичем и среди фото не представлена.А вообще имеет смысл заострить внимание на такой не значащей на первый взгляд мелочи.Постараюсь получить от Павла ее фото и выложить в теме. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 28 ноября, 2016 К стати,на месте падения в одной из ям была найдена одна единственная и причем смятая медная сота маслянного радиатора длиной около 15 см,что указывало на СБ с заостренными капотами и 22 завод изготовитель.Но так,как уже был найден номер одного мотора на его оторванной помпе,не стал заострять внимание на этом. Сама сота благополучно уехала в г.Клин с Павлом Валерьевичем и среди фото не представлена.А вообще имеет смысл заострить внимание на такой не значащей на первый взгляд мелочи.Постараюсь получить от Павла ее фото и выложить в теме. Добрейшего вечера, Владимир! А чем эта сота так принципиальна для нас, если мы и так знаем, что моторы М-103? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 декабря, 2016 Сергей Михайлович,приветствую тебя! Эта сота может быть полезна в случае, когда еще не найдены номера самолета.Она подсказывает номер завода изготовителя.Это уже несколько сужает круг версий,т.к. мы понимаем ,что имеем дело с СБ с заостренными капотами,которые поставлялись в сбап-ы западных округов.Вероятнее всего и экипаж этого самолета был из того же полка и мог быть переведен вместе с самолетом в другой более свежий полк,как пополнение.Самолет закрепляется за экипажем письменным приказом ком.полка. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 7 июля, 2017 Сейчас сидим с Юрием Михайловичем Свойским - он посмотрел свою базу: на сентябрь 1940 2\263 - в 134 сбап 4\267 - в 134 сбап 5\267 - в наличии нет... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июля, 2017 Илья, доброго дня. Ну, остатки матчасти 134 БАП передал в 150 БАП. А по нему никому пока что не удалось найти актов прихода-ухода матчасти. Какие выводы можем сделать в итоге? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июля, 2017 Эти "остатки" самолетов были переданы в ходе первой реорганизации ВВС ЗФ 8.8.41г.,из 134 сбап в 150 сбап вместе с экипажами,за командирами которых они были закреплены. Остальные члены экипажа могут быть заменены(ранение,болезнь). Данный СБ однозначно является боевой потерей 150 сбап. Будем надеяться,что со временем получим подтверждение этому в одном из 8 дел с актами боевых потерь за 41г. Осталось дождаться когда разрешат работу с 35 фондом. 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июля, 2017 1 час назад, навигатор сказал: Осталось дождаться когда разрешат работу с 35 фондом. Добрый день. Извините, что вторгаюсь в обсуждение. Есть шанс, что можно и не ждать разрешения работать с 35 фондом. Как вариант : из темы "Перечитывая Жолудева" Опубликовано: Пятница в 18:29 Константин, это дело в ЦАМО, естественно. Красивое дело с картинками и фотками. Все в туши и красках. ф.35ГвБАП, о.793964, д.1 "История полка" Если верить Жолудеву, то там не только ФИО невернувшихся экипажей и даты, но и их фото. С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июля, 2017 1 час назад, Skuns сказал: Добрый день. Извините, что вторгаюсь в обсуждение. Есть шанс, что можно и не ждать разрешения работать с 35 фондом. Как вариант : из темы "Перечитывая Жолудева" Опубликовано: Пятница в 18:29 Константин, это дело в ЦАМО, естественно. Красивое дело с картинками и фотками. Все в туши и красках. ф.35ГвБАП, о.793964, д.1 "История полка" Если верить Жолудеву, то там не только ФИО невернувшихся экипажей и даты, но и их фото. С уважением, Константин. Константин, не понимаю, как фото экипажей помогут по номеру самолет установить? ФИО потерь в деле есть, но не номера же... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 12 июля, 2017 Сергей, не фото, а даты, когда экипажи не возвратились. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 июля, 2017 Костя! Только акт на списание самолета,где указаны :его заводской номер и номера моторов,является основанием утверждать то,что предпологают все остальные источники различной информации. Акты по 150 сбап сохранились только в 35 фонде. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 июля, 2017 Владимир Иванович, добрый день. Тогда ждем. Но если нет прямых улик, надо пользоваться косвенными. С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 13 июля, 2017 2 часа назад, навигатор сказал: Акты по 150 сбап сохранились только в 35 фонде. Владимир Иванович, Вы их лично видели? И знаете где искать? 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июля, 2017 Сергей Михайлович,я лично держал в руках одну из многочисленных описей 35 фонда,где нашел эти 8 дел с актами списания матчасти по боевым потерям за 41-42гг. И даже заказал их,но не успел получить. Если там нет нужных сведений,то их нам не найти нигде,т.к. все остальные фонды я прошерстил. Номера этих дел и описи переслал в адрес Елены Моисеевны,в надежде,что с помощью Сергея Борисовича удастся пробить разрешение на выдачу этих 8 дел из 35 фонда в этом году. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 15 июля, 2017 Теперь по нашему СБ под Можайском. Пересматривая свои записи по 150 сбап нахожу выписки из (Ф-35 гв.бап,Оп.223055"Оперсводки 150 сбап с 26.8.-31.12.41г."),где на Л.50 читаем: "17.10.41г.,16.57 в р-не цели Валуево-Бородино работали 11СБ полка. Подбит ЗА пр-ка 1 самолет СБ ст.л-та Солохина,загорелся правый мотор ,ушёл со снижением. 13.00 на взлете разбит СБ Юдина,штурман мл.л-т Щербаков тяжело ранен,стрелок радист здоров." Далее на Л.56 читаем: "19.10.41г. 3 аэ экипаж Внуков,шт.мл.л-т Батурин ,вернулся с бомбами.Вернулись ст.л-н Солохин и штурман с-т Змейков,выбросились с парашютами.Стрелок радист Ольшевский убит. 1 аэ штурман к-н Липнов "устал",не полетел на задание..." 1 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июля, 2017 (изменено) Выписка из Приказа Командующего ВВС ЗФ № 049 от 31.10.41г.г.Вязьма (Ф ВВС ЗФ,Оп.2589,Д367ПР,Л-373) "...назначить: ...п.8. Зам.командира аэ 37 ббап-ст.л-та Солохина Александра Сергеевича-зам.командира аэ в 150 СБП 9.адьютанта аэ 37 ббап л-та Стадник Григория Евгениевича-адьютантом аэ в 150 СБП 10.зам.командира аэ 134 БП к-на Горева Николая Дмитриевича-командиром аэ в 150 СБП....." и так по п.86 включительно перечислены "остатки" из 30,32,37,95,313,134,140 и 208 авиаполков( в различной последовательности)экипажи в составе летчик-штурман( офицерские должности-не звания!) По стрелкам радистам ничего.Это уровень приказов ком.дивизии и полка. Естественно эти остатки прибыли в 150 сбап на своих оставшихся исправными СБ .Вот такая мешанина по учету самолетов и моторов получается..... Изменено 16 июля, 2017 пользователем навигатор 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июля, 2017 Владимир Иванович, добрый день. Уточните, пожалуйста, дату приказа о переводе летчиков в 150 сбап т.к., например, наградной на Горева Николая Дмитриевича подписан Полбиным 12.09.1941. Т.е. товарищ уже проявил себя на новом месте службы. Дата приказа, наверное - 31.08.1941 тогда и Вязьма еще не сдана. С уважением, Константин. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июля, 2017 Костя,всё как в первоисточнике.Да,приказ№049 датирован 31.10.41г.,Вязьма....Хотя она была занята немцами 7.10.41г. Другие предшествующие ему приказы Ком.ВВС ЗФ №044"О награждении ценными подарками," датирован 12.10.41г..,а приказ№033.датирован 27.8.41г..Номера приказов идут строго по порядку,начиная с 01 и до окончания календарного года.Причем в один день могут быть подписаны несколько разных приказов. Учти,что проекты приказов о назначении подписываются один-два в месяц,пока не накопятся кандидатуры.Приказы составляли люди,которым свойственно допускать ошибки,тем более,что тогда мало кто нормально отдыхал,а в штабах вообще было не до сна.Писари и машинистки спали урывками.Часто получалось,что люди прибыв в полк с предписанием зачислялись в списки части и на все виды довольствия приказом по строевой части(отдается ежедневно в в.ч..Увы такие приказы не сдавали на хранение,а конкретного в них по всем НВБЗ было много,что приходится сейчас нам вычислять) Эти люди летали,сражались и гибли,а приказы о их назначении подписывались месяц спустя.В данном случае многие перечисленные в Пр№049 прибыли в 150 сбап в первых числах сентября 41г.,а приказ состоялся на них в конце октября.Вот и твой к-н Горев прибыл со своей группой вместе с Пантелеем Н.Н.,который описывает это время в своих воспоминаниях.Был с ними и будущий первый ГСС в 150 сбап мл.л-т Демченков Ф.Т.,фамилия его в приказе чуть искажена- Демченко Филипп Трофимович. Они назначаются с должностей 134 сбап,где начали воевать в его составе с 23.6.41г. Хотя фактически из 134 сбап,они с "остатками" матчасти были переведены в 313 бап,в котором воевали в его составе и уже из него прибыли в 150 сбап . И упомянутый выше зам.ком.аэ 37 ббап ст.л-т Солохин никакого отношения к 37 сбап 31 сад,не имеет,кроме разве только того,что до начала войны был 37 сбап 31сад,а потом после разгрузки на ст.Арзамас эшелонов с самолетами,из полка сделали два.37 и 37А,который вошел в состав 28сад(32,38сбап)где во всех документах он числится просто 37сбап. В УПК летчика записан один полк,а фактически он успел повоевать в трех других и погибнуть,как аэ Ляпина.например. Все это приходится нам учитывать.... 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июля, 2017 Владимир Иванович, спасибо за разъяснения. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 ноября, 2019 Всем добрый день! Кирилл Владимирович,большое спасибо,что помог найти тему.Прошу прощения,что не смог справиться сам и открыл новую,дабы не держать именные данные погибшего стрелка радиста при себе. Мой принцип не держать информацию,а передавать на обсуждение.Истина рождается в споре.Интуитивно я уверен,что это самолет из 150 сбап. Время покажет,на сколько я прав или ошибся,что тоже допустимо. Прошу модераторов убрать мою новую тему и перенести сообщения из нее в эту тему. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2020 В ведомости 65 ОАЭ на 01.09.1941 года значится: мотор М-103а № 013-484 (выпущен 26 заводом в 1940 году) мотор с самолетом СБ № 2\263 в 77 АД в г. Тула) 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 5 февраля, 2020 5 часов назад, Прокофьев Илья сказал: В ведомости 65 ОАЭ на 01.09.1941 года значится: мотор М-103а № 013-484 (выпущен 26 заводом в 1940 году) мотор с самолетом СБ № 2\263 в 77 АД в г. Тула) Это известно давно. В 18.11.2016 в 16:47, kirche сказал: По архивному поиску в настоящий момент установлено, что: - на дату 01.09.1941 мотор М-103А №013-484 выпуска 1940 года завода №26 стоял на СБ №2/263 и был направлен из 65 ОАЭ МВО в 77 САД (г.Тула). - в 77 САД ВВС МВО был только один полк на этом типе самолетов - 173 СБАП. 0 Упомянуть пользователя Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах