Жека

И-16 Крымская

24 сообщения в этой теме

На минувших отрабатывали место падения И-16.

Самолет падал с небольшой высоты, максимальная глубина залегания обломков самолета до 1,5 метра, в связи с чем практически все сдано в металлолом еще после войны.

Нам достались пара гнутых крыльевых ШКАСов и небольшие фрагменты двигателя. В районе крыльев обнаружены два из шести РС-82, что указывает на то, что самолет шел на штурмовку передовой, которая в середине апреля 1943 года проходила по реке Вторая примерно в 1 км западнее места падения.

Попытки прорвать оборону противника на этом участке фронта предпринимались в период с 14 по 19 апреля 1943 года.

Кроме того в районе кабины найдены фрагменты черепа пилота.

L37113.jpg.42de4f5425170d0abd494d209248f485.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолет упал в квадрате 85141 по системе координат люфтваффе. По данным, размещенным в открытом доступе в сети интернет, в этом квадрате был сбит только один И-16. Произошло это 15.04.1943 года. Как указано в заявке немецкого пилота Fw. Werner Quast из состава 4./JG 52, самолет И-16 был сбит им "у земли", что подтверждается небольшой глубиной залегания обломков.

По данным учета безвозвратных потерь в частях 4 и 5 ВА, 15.04.1943 г. погиб только один пилот, управлявший самолетом И-16 - старшина 84"А" ИАП 229 ИАД Черногаев Владимир Александрович.

В соответствии с боевым донесением районом выполнения боевого задания был населенный пункт Верхнеставропольский, который расположен в паре километров южнее места обнаружения обломков самолета.

Помимо этого, удалось установить, что двое участников этого боя были награждены орденами Красной Звезда, и как следует из наградных листов, 4 И-16 вели бой с 12 Ме-109 в 5 км восточнее Крымской, что абсолютно соответствует месту обнаружения обломков самолета.

Таким образом, с очень большой степенью вероятности, можно говорить о том, что найденные останки принадлежат именно старшине Черногаеву.

5853d55b82716_2.jpg.065a057538e76d45e62270a3a7123cc4.jpg

5853d55b88f69_.jpg.82c02dc53a24df50cc3a6d695a0abd22.jpg

5853d55b8f94c_.jpg.c7321b487c032d84d1bcd2044daa00b9.jpg

5853d55b93c4b_84.jpg.95ab0dd1b4dcfb43f183d27a7330f755.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На всякий случай проверили по заявкам немцев соседние квадраты со стороны падения "ишака" 85113 и 85114: нет ни одной заявки.

Есть правда еще пара заявок на И-16 в квадрате восточнее места падения, но они не соответствуют направлению падения.

Fw Korts Berthold Stab III./JG52 I-16 85 142: at 50 m 15:05

Olt Frielinghaus Gustav 6./JG3 I-16 85 142: at 1200 m 12:37

Дополнительным подтверждением имени пилота могло бы быть уточнение времени вылета старшины Черногаева, но к сожалению этой информацией я не располагаю.

84 А иап был одним из последних, кто на Северо-Кавказском фронте использовал И-16 и И-153. В начале июня 1943 года, оставшиеся самолеты этих типов были полностью убраны из боевых частей.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перестаньте изучать историю советской авиации по заведомо неполным выложенным в сети спискам Тони Вуда, ни к чему хорошему это не приведет.

84А ИАП действовал 15 апреля в районе Крымская - Неберджаевская.

Старший сержант Черногаев погиб в вылете рано утром, 06:55-07:55 - его подбила зенитка в вылете на штурмовку огневых средств противника в районе Крымской (высота 95,3), а затем добил Ме-109. По докладам летчиков, И-16 горящим упал в 2 километрах северо-восточнее хутора Верхне-Ставропольский, летчик погиб. Вы где-то видите в списках Вуда подходящие заявки?

Кваст, скорее всего, сбил И-16 будущего Героя Советского Союза красноармейца Сухова, который в воздушном бою в районе все той же высоты 95,3 был сбит во время вылета в 13:00-14:00 по московскому времени, и выпрыгнул с парашютом в районе высоты 68, 8.

Ищите номер "ишака" - жесткой привязки потерь к пилотам нет, но в полковых и дивизионных документах перечисления матчасти есть, полк локализовать можно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На следующий день, 16 апреля, 84А ИАП примерно в том же районе потерял еще двоих летчиков - одного сбили зенитки, второго "мессершмитты".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я так понимаю, что 16 апреля имеются ввиду Антонов и Зюзин. Антонова сбили в районе Абинской, это не совсем рядом. А что известно о Зюзине?

Место падения найденного самолета находится севернее Верхне Ставропольского. В бою можно было и немного перепутать стороны света: север и северо-восток. К тому же в реальности Ставропольский это один хутор, просто часть домов на холме, а часть у подножия, поэтому называются Верхне и Нижне Ставропольские, причем перепад высот не критический может максимум метров 30 по высоте. От северной окраины Ставропольского до места падения примерно 2,5-3 км на север с небольшим отклонением на восток.

Упомянутые Вами ориентиры отметил на карте.

Что касается номеров, то их не будет. Яму вычистили полностью. Мотор скорее всего был М-25, поскольку попадись три характерные крышки с надписью "Завод № 19". На более поздних моторах М-62 и М-63 таких крышек уже не было.

5853d55bbc7e2_Novoros-Abinskii2.jpg.3920430cdb613f06853576def8054d65.jpg

vf_m-25_02.jpg.aee052b750ba445348f194f6e80aedd7.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я так понимаю, что 16 апреля имеются ввиду Антонов и Зюзин. Антонова сбили в районе Абинской, это не совсем рядом. А что известно о Зюзине?

Место падения найденного самолета находится севернее Верхне Ставропольского. В бою можно было и немного перепутать стороны света: север и северо-восток. К тому же в реальности Ставропольский это один хутор, просто часть домов на холме, а часть у подножия, поэтому называются Верхне и Нижне Ставропольские, причем перепад высот не критический может максимум метров 30 по высоте. От северной окраины Ставропольского до места падения примерно 2,5-3 км на север с небольшим отклонением на восток.

Упомянутые Вами ориентиры отметил на карте.

Что касается номеров, то их не будет. Яму вычистили полностью. Мотор скорее всего был М-25, поскольку попадись три характерные крышки с надписью "Завод № 19".

16 апреля 84А ИАП имел задачу прикрытия войск 56-й Армии в районе Абинская - восточнее Крымская - Красный Табаковод. Два самолета потеряны в вылете 15:15-16:15. В воздушном бою сбит сержант Антонов, горящий упал в 1 км севернее Абинская. Зенитной артиллерией сбит сержант Зюзин, упал в 2 км восточнее Крымская.

Расстояния между всеми приведенными населенными пунктами по авиационным меркам незначительны. Из девяти списанных как потери в апреле месяце И-16 шесть было с моторами М-25 - древние самолеты тип 5. Без номера самолета или мотора, боюсь, определить летчика не получится.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно ли уточнить какие типы моторов стояли на самолетах Черногаева и Зюзина?

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Можно ли уточнить какие типы моторов стояли на самолетах Черногаева и Зюзина?

Увы, на данный момент у меня этого нет. Надо потрошить 229 ИАД. Все девять потерянных в апреле полком самолетов (погибло семь летчиков, двое сумели выпрыгнуть) списаны конце мая одним списком. Первые шесть - с моторами М-25А и М-25В:

521426

521А30

521А225

521А453

5153107

1721195

2421658

2821215

2821257

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня по документам 84А иап проходит потерянными в апреле 10 И-16 и почему-то 13 моторов. Но моторы и самолеты идут разными списками и не привязаны друг к другу.

Самолеты: 521811, 5153107, 521А30, 521426, 521А453, 521А225, 1721105 (1721195), 2421658, 2821215 и 2821257

Моторы: М-25 1915693, 196044, 1911692, 1915946, 1910465, 1915797, 1916623, 190296, 1914556 М-62 622540, 622568 М-63 632272, 631457

Возможно 521811 это не боевая потеря. Один из моторов М-25В 199374 списан как катастрофа самолета. Но это уже будет 14-й мотор.

Моторы М-25В 1915693 и М-25А 196044 списаны как сбиты ИА противника, мотор М-62 № 622540 - сбит ЗА противника. Остальные без указания причин, просто "при выполнении боевого задания".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У меня по документам 84А иап проходит потерянными в апреле 10 И-16 и почему-то 13 моторов. Но моторы и самолеты идут разными списками и не привязаны друг к другу.

Самолеты: 521811, 5153107, 521А30, 521426, 521А453, 521А225, 1721105 (1721195), 2421658, 2821215 и 2821257

Моторы: М-25 1915693, 196044, 1911692, 1915946, 1910465, 1915797, 1916623, 190296, 1914556 М-62 622540, 622568 М-63 632272, 631457

Возможно 521811 это не боевая потеря. Один из моторов М-25В 199374 списан как катастрофа самолета. Но это уже будет 14-й мотор.

Моторы М-25В 1915693 и М-25А 196044 списаны как сбиты ИА противника, мотор М-62 № 622540 - сбит ЗА противника. Остальные без указания причин, просто "при выполнении боевого задания".

№521811 вполне себе боевая потеря, просто она мартовская - на нем 13 марта был сбит будущий ГСС Иван Похлебаев.

Мотор М-62 - это от "Чайки", на которой 29 марта был сбит зенитками ст. сержант Чикин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Точно! Его почему-то дважды в списки на списание включили: он есть и в мартовском и в апрельском списках потерь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Точно! Его почему-то дважды в списки на списание включили: он есть и в мартовском и в апрельском списках потерь.

Тут знающие люди с хорошей памятью напомнили, что надо еще 975 ИАП смотреть, да и более ранние периоды тоже исключать не стоит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Точно! Его почему-то дважды в списки на списание включили: он есть и в мартовском и в апрельском списках потерь.

Тут знающие люди с хорошей памятью напомнили, что надо еще 975 ИАП смотреть, да и более ранние периоды тоже исключать не стоит.

Я об этом уже думал.

975 ИАП в апреле не терял пилотов на И-16. При этом есть два списанных самолета:

сокращенный номер 312 с мотором М-62 № 623058 без указания даты потери

и 24П21Д20 с мотором М-62 № 624001, потеря 18.04.1943 г.

В мае 84"А" ИАП передал все оставшиеся И-16 в 975 ИАП, а сам убыл на переформирование и позже появился на фронте под Крымской на Аэрокобрах как 101 гиап.

Более поздние периоды рассматривать смысла нет, так как 4 мая Крымская была освобождена и линия фронта переместилась сильно на запад. Мартовские потери тоже маловероятны, так как в это время еще Абиснкая была под немцами и бои шли на подступах к ней.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашел три И-16 из 84А иап, числящихся сбитыми в бою по состоянию на 01.04.1943 г., но непонятно когда они были сбиты 521170, 521А39 и 521811

975 ИАП тоже потерял в марте три "ишака": 5153125 без указания номера мотора, 24П21Д25 с мотором М-62 № 622038 и 2921231 с мотором М-62 № 622618

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Нашел три И-16 из 84А иап, числящихся сбитыми в бою по состоянию на 01.04.1943 г., но непонятно когда они были сбиты 521170, 521А39 и 521811

Первые два - это погибшие в бою 17 марта ст. лейтенант Саяпин и лейтенант Потеряев в районе Петровская - Зеленский, про третий писал вчера - это Похлебаев.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Черногаев 15.4.43 сбит ЗА 2 км восточнее Верхне-Ставропольская И-16 №2821215 с мотором М-62 №2272

Зюзин 17.4.43 сбит ЗА 2 км восточнее Крымская И-16 №521А453 с мотором М-25А №190295

Попозже номера перепроверю у себя, мог немного с цифрами ошибиться.

По месту Зюзин как раз больше подходит.

Но боюсь этого недостаточно для надежного определения экипажа. Нужны номера. Одного костного фрагмента вряд ли хватит для ДНК, даже если родню найдете.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Борис! Значит Черногаева можно исключить.

Костных останков несколько, в том числе нижняя челюсть с зубами.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первые М-25 изготавливались из американских комплектующих. Может этим можно объяснить маркировку на обломке мотора, содержащую латинские буквы?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Также на клапанных крышках М-25 находил американскую маркировку. Думается, это не комплектующие, а оборудование импортное на заводе изготовителе. Хотя, кто его знает.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По потерям И-16 с экипажами в 84"А" иап в апреле 1943 года (не исключено, конечно, что это потеря другого полка, другого месяца и и даже года).

11.4.43 Свислов сбит ИА в р-не сев. Крымская // мотор М-25В упал СВ Мингрельская, разбился, полностью сгорел

11.4.43 Полотнянщиков ИА в р-не Крымская//11.4.43 25В СВ Мингрельская в плавни

12.4.43 Федоров сбит ИА южнее Слав.// мотор М-63 упал севернее Славянска ?5км в болото ушел на 1,5-2 м (в тексте перед 5 км стоял знак параграф)

15.4.43 Черногаев сбит ЗА и ИА в р-не 2 км В-Ставроп.//М-62 2 км вост Верх-Ставропольский, сгорел

16.4.43 Антонов сбит ИА в р-не Абинская// М-25В севернее 1 км ...мская

16.4.43 Зюзин сбит ЗА 2 км вост Крымская//М-25А №190296 2 км восточнее Крымская, сгорел

17.4.43 Пригонов катастрофа в р-не Крымская//М-62 восточнее Крымская, обстрел с земли?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По месту падения подходят Черногаев и Зюзин. По типу мотора Зюзин.

Кроме 84"А" ИАП, в 1943 году в наших местах на И-16 воевал 975 ИАП. Но он потерь в указанном районе не имел (список потерь 975 ИАП из формуляра 236 ИАД прилагаю).

Что касается 1942 года, то тогда И-16 использовались у нас по большей части в качестве истребителей. В качестве штурмовиков в основном использовались И-153.

На месте падения были найдены рядом с крыльевыми ШКАСами два РС-82. Остальные видимо успел выпустить.

Будем надеяться, что получится выделить ДНК из останков.

Список_летчики_236.doc

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу