Линевич

Лагг-3 Лысенко, 737 ИАП.

46 сообщений в этой теме

http://www.rf-poisk.ru/news/1891/

Место падения истребителя ЛаГГ-3 исследовала 4 сентября группа специалистов ВРОО «Историко-патриотическое поисковое объединение «Дон». Самолет под управлением заместителя командира авиационной эскадрильи 737 истребительного авиаполка 2-й Воздушной Армии старшего лейтенанта Николая Ивановича Лысенко был сбит 2 октября 1942 года над поселком Рамонь (по данным журнала боевых действий – 7 километров южнее Рамони, в реке Усмань). Вскоре после трагедии местные жители заметили в реке фрагменты униформы летчика и документы на имя Николая Лысенко. Рядом с местом падения самолета поставили небольшой памятник, однако историческая справедливость требовала проведения комплекса исследовательских работ.

В конце августа специалисты ВРОО ИППО «Дон» выполнили разведку на местности. Под водой на глубине почти пяти метров они обнаружили металлические и деревянные детали и фрагменты человеческих останков . 4 сентября поисковая организация приступила к подъему самолета. Аквалангисты последовательно извлекли части фанерной обшивки, капота и крыльев, фрагменты моторамы, протектированного бензобака, датчик оборотов двигателя и стойку шасси хвостового колеса. На искореженном куске алюминия, когда-то бывшем частью капота истребителя, четко читался номер: 312573. Этот номер соответствует номеру летательного аппарата Н.И. Лысенко. Кроме того, на этом фрагменте стояли латки – значит, самолет не раз побывал в боях, был подбит и отремонтирован. Локализация заднего колеса и руля напряжения в одном месте говорит о характере падения истребителя – он вошел в крутое пике.

Продолжение работ по подъему самолета ЛаГГ-3 из реки Усмань запланировано на конец сентября. Предстоит извлечь двигатель и прочие крупные детали, проанализировать данные и сопоставить их с архивными материалами. Тем самым будет поставлена точка в исследовании обстоятельств авиакатастрофы самолета Николая Ивановича Лысенко.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

фото Лысенко из УПК ЦАМО

УПК ВВС

Лысенко Николай Иванович 22.1.1918 г. Речица белорус

окончил 7 классов в 1934 году

служба в РККА с 15.1.1938

курсант Одесской военной авиа школы им Осипенко с января 1939, окончил в 1940

мл. лейтенант 1940

лейтенант 31.7.1942

Член ВКПб, п/б №7203060

168 иап мл. летчик 30.11.1940

263 иап 12.11.1941

737 иап на 20.7.1942

2.10.1942 сбит в воздушном бою

Пенсию получала жена Акулина Ивановна на дочь Валентину в Николаевском ОВК до 1959 года

жена Лысенко Акулина Ивановна с. Морквино Коротякского с/с Компонейского р-на Кировоградской обл

26.8.1975 письмо матери Лысенко Феодосии Петровны г. Речица Гомельской обл. ул. Комсомольская, д.16

Был запрос в 1968 году.

5853d55b427ff_.jpg.97f748d64631af32825a7d8443db9a54.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

от Сергея Сергеева:

Из Усманки достают советский самолёт, подбитый над Кожевенным кордоном

http://vestivrn.ru/novosti/iz-usmanki-d ... -9-5_17-40

Под Воронежем поисковики достали из реки фрагменты сбитого самолета

https://riavrn.ru/districts/ramonsky/po ... samoleta-/

http://www.moe-online.ru/news/view/349014.html

--

С уважением, Сергей

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В СМИ серийный номер переврали, впрочем чего от них ждать...

Резервы есть всегда, "руль напряжения" соврать не даст.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Друзья, будем снисходительны к нашим борзописцам.Ясно, что речь идет о руле направления.Кстати, сохранился очень даже неплохо, на фото правда его нет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дима, это было в последних числах августа, в ходе очередного (предварительного) разведывательного выхода Романа Холода на место падения самолета. Тогда же были подняты останки (несколько костей), кусок кожаного реглана, ручка управления с сокращенным номером самолета(в основании ручки). Под водой копал руками.4 сентября состоялась официальная акция, на которой и ты присутствовал, и которая будет продолжена.9 сентября,когда я уже был в Вологде, мне позвонил Роман и сообщил, что он после 4сентября еще раз в индивидуальном порядке погружался в том месте и достал еще часть реглана, летные очки Лысенко и часть останков. А руль направления хранится у меня. По возвращении в Воронеж я тебе его покажу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В сообщении говорится, что нашли остатки резинового бензобака. С таким баком был выпущен всего один ЛаГГ-3.

Номер посмотрю завтра

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Номер известен и сомнений не вызывает - 31212537. Продублирован на трех фрагментах и подтвержден информацией Бориса Давыдова.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дополняю, подняли не "остатки резинового бензобака", а фрагмент протектированного бензобака,то есть часть бензобака в резиновой(примерно 5-7 мм) оболочке.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Номер известен и сомнений не вызывает - 31212537. Продублирован на трех фрагментах и подтвержден информацией Бориса Давыдова.

Я припоминаю, что номера напрямую к Лысенко привязать не удалось, но номера именно из 737 иап.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

от Сергея Сергеева:

Сбитый под Воронежем истребитель достали из реки

https://rg.ru/2016/09/05/reg-cfo/sbityj ... -reki.html

---

Фото летчика Н. Лысенко из семеиного архива :

http://www.etoretro.ru/pic103128.htm?so ... &sort=DESC

Могила летчика 737 ИАП Н. Лысенко, Воронежская обл.

http://diorama-vrn.ru/ob-ekty-kulturnog ... mogila-428

"вражеская пулеметная очередь сразила отважного пилота. Самолет

врезался в землю на берегу реки Усманки на территории Воронежского

заповедника. Летчика похоронили на берегу реки, на могиле поставили

невысокую металлическую пирамидку. В начале 70-х годов в этих местах

начали строить свою базу отдыха работники научно-производственного

объединения «Электроника». Они стали ухаживать за могилой. А в 1981 г.

комсомольцы объединения решили соорудить на могиле

летчика-комсомольца настоящий памятник.Разработать проект памятника

поручили молодому архитектору Б.И. Николаеву. Он предложил изготовить

его в виде двух, стоящих под углом друг к другу, крыльев самолета.

Проект утвердили на заседании комитета ВЛКСМ, и в следующем году

памятник был открыт. Позднее в эту могилу были перезахоронены

обнаруженные при строительных работах в окрестностях останки трех

советских воинов, и после этого одиночная могила превратилась в

братскую. Ее в этом качестве зарегистрировали в областном военкомате и

присвоили № 428.

Местонахождение объекта:г. Воронеж, Кожевенный кордон, квартал № 14"

--

С уважением,Сергей

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как это зачастую бывает, журналисты исказили фактические обстоятельства события.Ну да Бог им судья. Реально самолет упал в воду затона реки Усманка и эпицентр находиться примерно в 10-15 м. от берега. Вероятно при падении задел крылом честь деревьев, т.к. под водой лежат их остовы.Об обстоятельствах перезахоронения в 70-х годах останков Лысенко, формирования братской могилы 428 и создания мемориала погибшим летчикам подробно может поведать Виталий Николаевич Латарцев(капитан Батлер), принимавший в этом мероприятии самое непосредственное участие.О чем его и прошу. С уважением, Валерий.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Должен признать, журналисты страшные люди. Пишут первое, что им приходит в голову и никогда не перепроверяют фактические данные. Хотя все лежит на поверхности. Впервые с этим самолетом я столкнулся еще в конце 50-х годов. На лодке поднялись вверх по Усманке до кордона Плотовской. Учились мы в 8-9 классе. Из снаряжения была одна единственная маска, вырезанная из автокамеры по выкройке из журнала "Юный техник". Но ничего, ныряли. Лесник- очевидец рассказал в деталях историю гибели самолета и летчика.

Я нырнул и действительно нашел несколько обломков под стволом дерева. Потом, уже в 70-х организовали мы клуб Риф" и работали на Дону, на месте падения бомбардировщика СБ. В остатках кабины стрелка нашли целую турель и несколько костей. Экспертиза подтвердила принадлежность их человеку и дала примерный возраст. Между 25 и 35 годами. Очень долго шла идентификация. Личное присутствие в ЦАМО тогда не приветствовалось. Только письменные ответы. Однако в 78 году нашли мы обломки еще одного СБ с останками двух членов экипажа. Только на суше, в лесу, около аэропорта. И тут нам повезло. Пришло письмо с указанием части, даты вылета и имен погибших. Далее был поиск однополчан, тоже не короткий. Наконец получили письмо от пилота лесного СБ Сазонова из г. Сочи. Он подробно описал, как в ночь с 10 на 11 июля 1942 г. два СБ вылетели бомбить ж.д. станцию Семилуки. при отходе обе машины сбил ночной истребитель. Один самолет упал в Дон, второй в лес. Все это далековато от Усманки. Клуб наш был от НПО "Электроника", поэтому о наших делах комсомол знал. Отсюда и мысль насчет общей могилы погибшим летчикам. Как все было, во второй части.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжение будет коротким. Идея о создании братской могилы летчиков-защитников Воронежского неба овладела массами. Все документы, собранные нами, были отправлены в Облвоенкомат на проверку. Спустя время получили разрешение на Братскую могилу. Возник вопрос финансирования. Поступили просто. комсомольцы провели несколько субботников на рабочих местах, выпускали сверхплановую продукцию, интегральные сжемы, транзисторы и т.п. Заработанные деньги перечислялись на строительство мемориального комплекса. Деньги собрали и построили. Возник вопрос перезахоронения останков Лысенко. Это поручили нам. Раскопали могилу. Внутри в резине протекторе бензобака были обрывки кожаного реглана и пара осколков ребер. Примерно так, как рассказывал лесник. Останки всех четырех поместили в небольшие урны и 8 мая 1985 года торжественно, под салют курсантов авиаучилища захоронили. На погребении присутствовала сестра стрелка-радиста Степаняна, Изабелла Степановна. Рассказала, что её брат награжден был в 41 году БКЗ за сбитие двух мессеров. Летал, воевал, горел. Вся спина была в охогах. Да и все летчики воевали храбро, у всех были боевые награды. У штурмана Розанова в дни его гибели родился сын. Его жена, Зоя Осокина жила в Мичуринске по Станционномуу переулку. Но скоро вышла замуж и уехала.Найти её не удалось. Несколько слов к описанию со слов лесника воздушного боя 2 октября. Мы изучили и немецкие сводки. Получается следующее. Действительно, шли Хейнкели 111 в сопровождении Мессеров и венгерских Ре-2000, но передними прошла шестерка "чистильщиков" из 4/JG 77 под командованием обер-л-та Генриха Зетца, специалиста по Бостонам с количеством побед около сотни. Эти волки в лет сняли Лысенко и его напарника. Никто никаких кругов не нарезал. Все это басни. Никакие немецкие летчики по огородам не бегали. Потеря немцев 2 Ме-109 случилась над бобровым заповедником, примерно в 5-6 км. от ст. Графская. Ведомый Фогт наехал на ведущего Вольтера. У Вольтера было 30 побед Самолеты рухнули в лес и сгорели. Не тот ли дым наблюдали посты ВНОС? Пилоты парашютировались, но друг друга потеряли. Вольтер проплутал сутки по бобровым болотам и, как более опытный, пришел в поселок Краснолесный (ст. Графская) и сдался. Есть протокол его допроса. Как говорится, точнее некуда. А вот ведомый Фогт оказался настырным и перебрался, переплыв реки Воронеж и Дон, пройдя линию фронта к своим. И обо всем доложил. Указал трапец падения самолетов. Самый дикий и мокрый угол заповедника.Ну вот вкратце и все. Могу только добавить, что сегодня собирались начать работы на месте, но начальник заповедника Роман Холод категорически запретил их проведение. Видимо расчитывает сделать все сам. Вот теперь все.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

журналисты сказали "детали резиновых баков". Ошибка конечно. А с мягкими баками испытывался ЛаГГ-3 №6891, в конце 1943 начале 1944 годов. В том числе проходил войсковые эксплуатационнеы испытания

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Изменение в текущей ситуации. Сегодня утром после длительных переговоров получено "добро" на продолжение работ. Но с условием не применять эжекторы. Водолазы должны вручную перебрать весь ил, чтобы отыскать в нем останки пилота. Судя по результатом предшествующих работ тело пилота скорее всего было выброшено из кабины и в виде отдельных фрагментов упокоилось в придонном иле. Так что работы возобновились и водолаз Ваня, герой Угры нашел большую берцовую кость.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, коллеги! Сегодня был переломный день экспедиции. Преодолевая природные и рукотворные трудности наши водолазы Сергей Карамышев и Ваня Гуньков копая исключительно руками ил и песок вышли на обломки кабины. В итоге извлечено несколько костных останков конечностей, два обрывка поясного офицерского поясного ремня, прошитого, как положено, по синусоиде, поднята приборная доска (или часть её) несколько приборов, ножная педаль и много обломков моторамы, деталь от мотора, кислородный баллон на 7 литров с Р-150 ат, решеточка из нержавеющей стали, различные трубки бензопровода и много всякого металла, преимущественно дюраля. Под самый конец работы водолаз Ваня сообщил по связи, что зацепился за выхлопные патрубки. Доклад сопровождался запахом вытекающего на поверхность авиационного бензина. На этом работы прекратили по причине темноты. Завтра до обеда продолжение работ и с обеда мы уходим. Кончился лимит времени. После 20 сентября должна состояться финальная часть. Пока нет сапог и парашюта результат считается неполным. Просьба. Мы с ЛаГГами не работали. Может быть специалисты подскажут, что есть что. Особенно коллега из Грузии. Судя по всему тема ЛаГГ не оставляет его равнодушным и его знания могут здорово помочь. Наиболее интересные находки в приложении. С уважением.

IMG_0107-min.JPG.633e73956d1a3eff512dc3b6873eb984.JPG

IMG_0109-min.JPG.b045e09025faf0db048a0f5daa1a3f01.JPG

IMG_0110-min.JPG.fe22fd6ea8c653785c3dbcac1efee90a.JPG

IMG_0111-min.JPG.067ade441c9393fb6cfde5fd6800c054.JPG

IMG_0113-min.JPG.383e4d7b6882497702ae28a66604ab4f.JPG

IMG_0114-min.JPG.adde1988801303c3c23cd88ae08b5b05.JPG

IMG_0116-min.JPG.2fa0f832b99e7d494a6c0f08c0e8a05b.JPG

IMG_0117-min.JPG.9e29aa5dfc0447cb362849391a5a6265.JPG

IMG_0119-min.JPG.4ef4eae95cdd006f94ca89225f690545.JPG

IMG_0120-min.JPG.4c33f468341c6f2bf5e88c97d6d6ce12.JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На первых двух фото фрагмент приборной доски с неполным номером самолёта 253, без последней 7, такие неполные номера часто встречаются на обломках ЛаГГов, чем это объясняется - пояснить не могу. Дальше на трёх фото идет коробка маслянных помп с номером мотора, стоит на самом низу движка, потом фото различных приборов, на последнем фото среди шкал приборов ручка перезарядки ШВАКа.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На фото 0110, 0111, 0113 магнитный компас КИ-10.

В 737 иап два ЛаГГ-3 №№2510, 2537 с моторами па 225-515, па 145-459 списаны согласно инспекторским свидетельствам 2 ВА №№ 127 и 139, не позднее 4.11.1942

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня, в обед завершился промежуточный этап работ на Усманке. На последок, "Хозяин" Черного плеса видимо расчувствовался, наблюдая отчаянную работу водолазов и преподнес им маленький подарок. Сергей откопал почти целый карбюратор. Приварить одно ушко и можно ставить на Жигули. А вот Иван нашел вертикально воткнувшуюся в грунт лопасть винта. Она даже не пошевелилась, поэтому объединенными усилиями водолазной и наземной служб лопасть была торжественно извлечена на поверхность. Почти целая, даже у комля не сломанная, что встречается довольно редко. На ребре лопасти нашелся след от контакта со снарядом. Какие выводы можно сделать, пусть даже предварительные. Бросилось в глаза полное отсутствие боекомплекта. Нашли несколько звеньев от пушечной ленты и больше ничего. По всей видимости бой был упорным и Н.И.Лысенко расстрелял все снаряды, а далее понятно что, но из боя он не вышел. По виду лопасти можно с определенной долей вероятности заявить, что в момент удара об воду двигатель не работал. Лопасть практически не гнутая. Подняли деформированный лист толстого дюраля, толщиной порядка 3 мм с четким прострелом. Конфигурация листа напоминает переборку. Верх обрезан по обводам фюзеляжа. Знатоки ЛаГГов, ау, где вы? Поясните грязным и не очень образованным водолазам (меткое определение

академика Бонгард-Левина на Фанагории) где могла стоять такая переборка. И еще нашли пластину из нержавейки, размером чуть меньше А-4 с двумя рядами горизонтальных щелей. Понятно, что стояла в районе чего-то горячего, но где? По докладам водолазов кратер полностью прощупан и перекопан. Приборы реагируют на металл, но на глубине более метра, но таких длинных рук у нас еще не выросло. Ребята кончиками пальцев чувствуют конструкцию, но плывун моментально затягивает фрагмент. На следующем этапе просто необходимо работать с грунтоуборочной техникой, прогоняя пульпу через фильтр. Иначе все будет бесполезно. А с техникой найдем все, вплоть до копейки. Как это неоднократно уже бывало. Еще одна деталь. Подняли обод колеса с камерой красной резины. камера полностью цела, с ниппелем. Сегодня накачивали. Держит. На ней написано 630 х 200 и дата выпуска, разумеется 41 год. Ну подскажите, откуда такая камера, где стояла. Завтра добавим еще фоток. С уважением...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вы камеру из колеса вытянули или как? В ТО написано 650х200. Для совсем ранней серии у Лысенковского Лагга стволов не хватает.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На ЛаГГах, начиная с самолета №3121715 ставились колеса основных стоек шасси диаметром 650х200 , так что вполне возможно, что это камера от колеса основной стойки шасси

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Разобрались :) Это специальная камера которая приводила в действие тормоз, их там в диске две было, она потому и уцелела, диск не раскололся, но растворился в пресной воде, как кусок мыла.

Доска -

0_f2280_49117bd0_L.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После длительной беседы с Димой Линевичем по телефону с камерой разобрались. Это тормозная камера пневмотормоза основных колес. Приборная панель стоит в кабине слева. Вертикально. Стоит кран гидравлики, ПК, манометры давления воздуха в тормозной системе, лавление гидравлики и переключатель зажигания (магнето).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

из оперсводки штаба 207 иад к 20.00 2.10.1942, Усмань

... 737 иап - 5 ЛаГГ-3 произвел 5 самолетовылетов на перехват бомбардировщиков противника, действующих в районе Графская, Беляево, Усмань.

В 9.13 3 ЛаГГ-3 в районе Дрязги вели воздушный бой с 11 Хе-111 и прикрывавшими их 2 Ме-109 и 2 Макки-200. В этом бою майор Варчук во время атаки вплотную подошел к одному Хе-111 и своей левой плоскостью таранил в правую плоскость Хе-111. В результате от Хе-111 отлетела часть плоскости. Последствий этого тарана майор Варчук не наблюдал. Пост ВНОС сообщил, что Хе-111 упал в лесу около Графская.

В 9.14 в районе Рамонь один ЛаГГ-3 (капитан Пологов) атаковал один Хе-111, который со снижением ушел в направлении р. Дон. Во время атаки Пологов был атакован двумя Ме-109. В результате боя один Ме-109 был сбит. Самолет упал ю.з. Рамонь.

Потери: Один ЛаГГ-3 (мл. л-т Галиев) в воздушном бою в районе Дрязги сбит. Самолет упал и сгорел в районе Московка,

Один ЛаГГ-3 (лейтенант Лысенко) сбит в воздушном бою в районе Рамонь. Самолет упал 7 км южн. Рамонь в р. Усмань и разбит, пилот Лысенко погиб.

737 иап базировался на аэродром Коммунар.

Прямо не указано, но очевидно, что Галиев был в тройке майора Варчука, а Лысенко был в паре с капитаном Пологовым. Между местами боев более 50 км.

Аэродром Коммунар, вероятно это был совхоз Коммунар д. Завальное Усманского района. там был похоронен один из пилотов 737 иап - Самусев.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу