Жека

Дб-3ф Новгородская обл.

15 сообщений в этой теме

Сегодня получил вот такое письмо от коллег из В.Новгорода:

"Евгений,добрый день. Меня зовут Артём Васильев. Я являюсь участником поискового движения поисковой экспедиции Долина г. Великий Новгород, боец поискового отряда им. Александра Ерастова г. Чудово Новгородской области. Мы вчера вернулись из леса, отрабатывали место падения Ил-4. Это граница Чудовского района и Киришского района. Имена 3 лётчиков известны- Колоцей(штурман),Карасёв(радист) Кубышкин(стрелок). В 60-х годах якобы на место падения приезжал лётчик и установил табличку с фамилиями. На табличке указано, что самолёт был сбит в ночь на 1 мая 1943 г. По ОБД Колоцей проходит пропавшим без вести от 03.05.1942 г. Пока я нашёл на него одного информацию. Последнее место службы 228 бад (113 дбад) 815 бап. От самолёта осталось не так уж много, поработали металлоломщики в начале 2000-х. У Вас много друзей, кто работает с авиаархивами, и я прошу помощи по установлению информации последнего вылета этого экипажа. С уважением, Артём".

Может у кого-нибудь есть информация по этому самолету?

Дополнительно запросил фото с места падения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека! И еще попроси пожалуйста точную точку по навигатору... сейчас найду про этот самолет... он действительно давно отработан...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Место падения советского самолета ДБ-3ф 815-го ДБАП (район восточнее деревни Нечанье, 500 м от реки Тигода, граница Киришского района Ленинградской области и Чудовского района Новгородской области). В 2002 году поисковым отрядом «Аверс» (г. Кириши, руководитель Чернышев В.В.) найдено место падения. При обследовании самолета установлено, что самолет взорвался при падении, обнаружены частичные фрагменты останков членов экипажа. Со слов местных жителей один из членов экипажа выпрыгнул с парашютом и остался жив. В 1968 году он был на месте падения самолета, где установил табличку: Сбит в ночь на 1-е мая 1943 года. Штурман Колоцей, радист Карасев, стрелок Кубышкин. Проведена исследовательская работа в ЦАМО в результате которой установлено: экипаж 815 ДБАП в составе летчика, старшего сержанта Толмачева Николая Николаевича, 1922 г.р., штурмана, капитана Колоцей Федосия Петровича, 1909 г.р., воздушного стрелка-радиста, сержанта Кубышкина Андрея Ивановича, 1918 г.р., воздушного стрелка, сержанта Карасева Владимира Николаевича, 1918 г.р., не вернулся с боевого задания 3 мая 1942 года. Установлено, что летчик самолета, старший сержант Толмачев Н.Н., выпрыгнул с парашютом и попал в плен (бежал в 1943 году, партизанил, отправлен в советский тыл весной 1944 года, арестован СМЕРШ, был под следствием до 1945 года). По сообщению Чудовского РВК Новгородской области в 1983 году останки трех членов экипажа захоронены в д. Карловка Чудовского района Новгородской области.

У меня есть воспоминания Толмачева... надо в своих архивах "покапаться"...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из моей давнишней статьи...

На мой взгляд, уникальны случаи обнаружения самолетов самими участниками тех далеких событий. Их поиск, был целенаправленный, они искали «свои» самолеты. Бывшие авиаторы, тем самым отдавали свой последний долг перед памятью погибших товарищей. В июле 1966 года на границе Ленинградской и Новгородской областей у деревни Нечанье, появился мужчина. Он долго расспрашивал местных мальчишек, о военной поре. Из разговора выяснилось, что он летчик сбитого самолета Николай Николаевич Толмачев. Спустя несколько минут всю деревню облетела эта весть, и все старшее поколение вышло посмотреть на летчика, которого многие помнили по далекому 42-му году. В деревни нашелся дед Василий Васильевич Румянцев, на глазах которого немцы привезли в деревню оборванного и обессиленного молодого летчика. В этот же день, жители деревни показали большую воронку, до краев заполненную водой, вокруг которой были разбросаны искореженные обломки его самолета. По настоятельной просьбе, на месте падения были проведены работы по подъему обломков самолета и дальнейшего захоронения останков его экипажа в составе: штурмана самолета, капитана Федосия Петровича Колоцей, воздушного стрелка-радиста, сержанта Андрея Ивановича Кубышкина, воздушного стрелка, сержанта Владимира Николаевича Карасева. Сам, Николай Толмачев, тогда в 42-м, старший сержант и самый молодой член экипажа самолета (в 1942 году ему было 20 лет), когда самолет Дб-3 был подбит 3 мая 1942 года, успел покинуть горящую машину на парашюте. А его товарищи по 815-у дальнебомбардировочному авиаполку упали вместе с машиной и погибли.

Вот как вспоминает свой последний вылет Николай Николаевич Толмачев: «…3 мая 1942 года. Мой 28-й боевой вылет. Линия фронта. Блеснул луч прожектора впереди. Вдруг резкий бросок, треск слева под мотором, пламя на поверхности крыла. Левый мотор горел. «Прыгать!» - крикнул я в ларингофоны. Меня так прижало к бронеспинке, что я вынужден, был вырвать кольцо парашюта прямо в кабине. В сознание пришел после удара о землю. Взрыва я не слышал, по зареву догадался, что он был. О судьбе экипажа ничего не знал. Выхода не было, как идти на выстрелы, к окруженной 2-й ударной армии или к передовой. И я побрел. Я шел по тонкой корке льда босыми разбитыми ногами. Ел корни тростника, семена еловых шишек. Разорвал мех комбинезона и обернул им обмороженные, распухшие ноги. Было уже темно, когда услышал резкий окрик: «Хальт! Хенде Хох!». Рук я не поднял, а лишь оперся на стоящее рядом дерево. Привели в деревню, разрешили лечь в доме на русскую печь. Всю ночь я провалялся в бреду. Утром меня отнесли в дом, где был медпункт немцев. Ко мне подошел пожилой немец в пенсне. Поднял по очереди мои ноги, обрезал лоскуты кожи и намазал мазью. После этого, ворча и ругаясь, провел ножницами поперек ног ниже колена, смазал йодом ранения и пальцем ткнул в голову. Видимо, хотел объяснить мне: чтобы отрезать мне ноги, оставалось немного. Через два дня меня привезли на разбитую станцию Тигода….».

А останки боевых друзей были захоронены лишь, спустя 41 год в 1983 году в деревни Карловка Чудовского района Новгородской области. Сам Николай Николаевич Толмачев не дожил до этого события, он скончался в 1981 году, оставив свои воспоминания, которые были опубликованы в газете «Собеседник» в мае 1989 года и журнале «Огонек» в 1968 году. В эти воспоминания он описал все перипетии своей фронтовой жизни – плен, побег, партизанский отряд им. Пархоменко в Латвии, весной 1944-го возвращение из-за линии фронта и, наконец, советские лагеря и тюрьмы, в которые попал через ОКР СМЕРШ 3-й Ударной армии и был выпущен только 25 мая 1945 года… Но он, всю жизнь помнил клятву данную себе в холодную ночь 42-го года, о том, что обязательно вернется и найдет свой погибший экипаж. Сперва, Николай Николаевич разыскал родных членов своего экипажа и установил с ними письменную связь, а затем в 1966 году взяв отпуск, отправился искать следы своего бомбардировщика с «голубой десяткой» на хвосте. И он сделал это, на небольшой березе, которая стояла на краю воронки, Николай Толмачев прикрепил небольшую табличку, на которой были выбиты имена всех погибших друзей.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда готовил материал по статье, у меня были только полковые документы и воспоминания Толмачева опубликованные в прессе... а вот недавно работая с документами 8 ЗАБр (г. Казань) в одном из дел по личному составу нашел материалы по л\с 8 ЗАБр которые были в плену и в 1944 году прибыли для прохождения дальнейшей службы в бригаду... интересно, но много не совпадает с ранее изложенным: изложу кратко, так как документов на Толмачева много (в том числе собственноручная автобиография)...

В ночь на 2 мая 1942 года вылетел бомбить 2-й Сиверский аэродром. Проходя около города Любань был подбит огнем зенитной артиллерии противника. Левый мотор и тяга руля глубины были выведены из строя, машина сразу же пошла в пикирование. Вывести из пикирования не было возможности. В этот момент выпрыгнул с парашютом, был ранен, 5 дней в плен не попадал, пробирался к своим войскам. 6 мая 1942 года наскочил на секрет немцев, которые взяли в плен, после этого был отправлен в г. Старосиверск (имеется ввиду село Старосиверская в Гатчинском районе Ленинградской области - И.Г.). Потом на самолете Ю-52 в г. Ригу. В Риге отправлен был в лагерь военнопленных. 11 апреля 1943 года сбежал из лагеря военнопленных, но был пойман. 1 августа 1943 года снова бежал и снова был пойман возле ст. Мга и отправлен в г. Вильно. В Вильно был до 16 сентября 1943 года. 16 сентября 1943 года сбежал к партизанам. От партизан к своим регулярным частям попал 20 марта 1944 года. В плену и окружении был со 2 мая 1942 года до 20 марта 1944 года.

Проверку проходил в спецлагере НКВД № 174

Из автобиографии:

"...2 мая 1942 года на 28 боевом вылете был сбит огнем ЗА и попал в плен, где пробыл до сентября 1943 года, в лагерях военнопленных. Все документы уничтожил, перед тем, как попасть в плен. Комсомольский билет сохранить не было возможности. С сентября 18943 года находился в партизанской бригаде им. Ворошилова, в отряде им. Пархоменко, партизанил в Западной Белоруссии и Литве. 16 марта 1944 года был откомандирован в Советский тыл, прибыв 20 марта в Невельский РВК, был отправлен на спецпроверку, которую проходил с 5 апреля по 4 июня 1944 года. Пройдя проверку прибыл в распоряжение ОК ВВС КА. 6 июля 1944 года получил назначение в 8 ЗАБр, в частности в 9 ЗАП...

Самая большая по объему и информации это объяснительная записка Толмачева...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Артём, пожалуйста, если что еще надо пишите! И еще, Артём, можно Вас попросить сбросить координаты места, для занесения в базу данных! Заранее спасибо!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Артём, пожалуйста, если что еще надо пишите! И еще, Артём, можно Вас попросить сбросить координаты места, для занесения в базу данных! Заранее спасибо!

Ребята, огромное спасибо! Все получил, занес!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Место падения советского самолета ДБ-3ф 815-го ДБАП (район восточнее деревни Нечанье, 500 м от реки Тигода, граница Киришского района Ленинградской области и Чудовского района Новгородской области). В 2002 году поисковым отрядом «Аверс» (г. Кириши, руководитель Чернышев В.В.) найдено место падения. При обследовании самолета установлено...

Номера моторов, самолёта были найдены?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Место падения советского самолета ДБ-3ф 815-го ДБАП (район восточнее деревни Нечанье, 500 м от реки Тигода, граница Киришского района Ленинградской области и Чудовского района Новгородской области). В 2002 году поисковым отрядом «Аверс» (г. Кириши, руководитель Чернышев В.В.) найдено место падения. При обследовании самолета установлено...

Номера моторов, самолёта были найдены?

Прошёл месяц. Попытка № 2.

Номера были найдены?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Прошло четыре месяца.

Что за игнор? Нет номеров от земли?

К сожалению, с тех пор на связь больше никто не выходил.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу