Жека

Ил-2 № 1879327 Калмыкия

27 сообщений в этой теме

За помощью обратились коллеги из Астрахани.

Ими были найдены обломки Ил-2. На фрагментах фюзеляжа в двух местах продублирован номер 1879327.

В моей базе этого номера нет, но есть очень близкие номера и все из 214 шап.

Возможно самолет был потерян в конце 1942 года.

Нет ли у кого-нибудь информации по этому борту?

msg-75146-0-95084200-1463568651.jpg.2327c464b252dc7fdecd8fabf334f5a1.jpg

msg-75146-0-74081400-1463568970.jpg.52fdf5586128b3216cfe7b75da0186f9.jpg

msg-75146-0-38104700-1463568453.jpg.ba5914029d635a3e3b014279cef5b64c.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сказали, что ближайший населенный пункт село Хулхута. Выходит, что Калмыкия, хотя прямо на границе с Астраханской областью.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, там нормально. Просто ЕМНИП в районе непосредственно Астрахани кроме одной Штуки ничего не было никогда.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ил-2 № (187)9327 с мотором №292891 был потерян по 26.11.1942 года в 232 шап 289 шад 8 ВА. Сбит ЗА. Плохо, что в этот день полк потерял 3 самолета. данные из сводных 8 ВА. По дивизии и полку у меня материалов нет. Будет время, посмотрю...

В ОБД в 232 много потерь вокруг Хулхуты. Вроде бы один 26.11.42 - Прудников.

Может, еще найдете?

Есть ли останки пилота на месте находки?

5853d4f3aebd9_.jpg.1aaa90f318bd05bdbab2920ac119ccda.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека, нужно знать точно место находки. Расстояние и направление от Хулхуты. И как лежали куски самолета? Все у поверхности?

Я правильно сделал, что осторожно написал потеря "ПО" 26.11.1942". С 23 по 27 ноября самолеты дивизии вообще не летали из-за погоды.

Явно потеря периода 19-21 ноября 1942. Пока не нашел привязку к номеру. Заказал еще дело на понедельник.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На сколько я понял, саму воронку не нашли. Только растянутые по степи обрывки обшивки. Конкретное место сейчас уточню.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На сколько я понял, саму воронку не нашли. Только растянутые по степи обрывки обшивки. Конкретное место сейчас уточню.

Расстояние около 2-2,5 км.на юго-запад от самого села.Там и блинов много нарыто и капониров для артиллерии.Пески всё время передвигаются,много чего занесено. С Уважением,Андрей.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из штаб-квартиры Сергея Сергеева сообщают:

http://www.love-astrakhan.ru/history1942.html

4 сентября 1942 года в районе Хулхуты совершил подвиг командир

эскадрильи 289-й штурмовой авиадивизии капитан В.А. Ширяев, в бой

штурмовики под его командованием зашли на цель со стороны противника.

Внизу по дороге двигались танки, автоцистерны, грузовики с пехотой.

Капитан Ширяев со своими напарниками сделал заход и сбросил бомбы. Но

ударили вражеские зенитки и самолет Ширяева загорелся. Раненый

командир понял всю опасность своего положения и послал в эфир

последние слова: - "Ранен... Иду на таран... Бейте гадов", "Ил"

стремительно понесся в гущу вражеских машин. Раздался страшный взрыв,

клубы огня и дыма поглотили героя и его самолет. 21 ноября, во время

контрнаступления наших войск в районе Хулхуты совершил бессмертный

подвиг еще один летчик дивизии Александр Прудников. Об этом в "Книге

безвозвратных потерь личного состава 289-й штурмовой авиадивизии"

сказано: "Пилот 232-го штурмового авиаполка мл. лейтенант Прудников

Александр Дмитриевич 1920 года рождения, 21 ноября 1942 года при

исполнении боевого задания подбит огнем зенитной артиллерии, горящий

самолет направил в колонну артиллерии и автомашин противника".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На сколько я понял, саму воронку не нашли. Только растянутые по степи обрывки обшивки. Конкретное место сейчас уточню.

Расстояние около 2-2,5 км.на юго-запад от самого села.Там и блинов много нарыто и капониров для артиллерии.Пески всё время передвигаются,много чего занесено. С Уважением,Андрей.

В списке из ОБД, который я выложил - 4 фамилии из 232 шап. Фролов исключается, разбился в районе аэродрома на окраине Астрахани.

Упомянутый Сергеем Сергеевым Прудников вроде бы привязан к другому району километров за 25-30. остаются два. Один не подходит по направлению, по второй нбз скрывшись примерно в нужном направлении. Но уверенности пока ни в чем нет. Могли спутать и направления и прочее.

Надеюсь на дело, что заказал на понедельник. Плюс журнал учета потерь лс.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да, и хорошо бы карту найти тех лет. Много ссылок на высоты.

Запросил карту. Как пришлют - размещу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть кусок карты 1941 года с этой самой Хулхутой....не могу вставить. И даже позиции обозначены наши и немцы. Подскажите как на страницу загрузить?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Есть кусок карты 1941 года с этой самой Хулхутой....не могу вставить. И даже позиции обозначены наши и немцы. Подскажите как на страницу загрузить?
вроде ноябрь 1942 года, как раз тогда когда самолет падал

612256.jpg.f5fc548aff1d2331fb05ad3e426a45b4.jpg

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за карту. Желательно бы пошире охват.

Кстати, не могу понять, почему мемориальный комплекс сделали именно западнее Хулхуты. Немцы взяли же поселок...

Да упоминались тараны. Помимо них было много случаев посадки Ил-2 для того, чтобы подобрать летчика совершившего вынужденную посадку. Степь часто позволяла приземлиться на колесах.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо за карту. Желательно бы пошире охват.

Кстати, не могу понять, почему мемориальный комплекс сделали именно западнее Хулхуты. Немцы взяли же поселок...

Да упоминались тараны. Помимо них было много случаев посадки Ил-2 для того, чтобы подобрать летчика совершившего вынужденную посадку. Степь часто позволяла приземлиться на колесах.

В этих местах южнее Хулхуты есть еще какой то памятник. во всяком случае он там был он на карте 85 года обозначен. Обозначте какой охват Вам необходим. Возможность есть, но не знаю как крупно, будет ли видно.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Хлопцы обозначили место обнаружения обломков

А что там за значок "кружок с точкой в центре и крестиком на верху"?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Хлопцы обозначили место обнаружения обломков

А что там за значок "кружок с точкой в центре и крестиком на верху"?

Среди послевоенных условных знаков нет соответствия.

Близко к колодцу с ветряным двигателем, но тот синего цвета и еще одна перекладина.

Может, высохший колодец со сломанным ветряком? :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ил-2 № (187)9327 с мотором №292891 был потерян по 26.11.1942 года в 232 шап 289 шад 8 ВА. Сбит ЗА. Плохо, что в этот день полк потерял 3 самолета. данные из сводных 8 ВА. По дивизии и полку у меня материалов нет. Будет время, посмотрю...

В ОБД в 232 много потерь вокруг Хулхуты. Вроде бы один 26.11.42 - Прудников.

Может, еще найдете?

Есть ли останки пилота на месте находки?

http://vesti-kalmykia.ru/society/19350- ... oleta.html

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Посмотрел дело. Увы за ноябрь боевых потерь с привязкой нет.

В книге потерь лс полка нет упоминания стрелка, который был на одном из самолетов.

Заказал еще несколько дел по 289 шад на среду.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В итоге после просмотра кучи дел не удалось найти привязку экипажа к номеру самолета. Методом исключения выделено два экипажа 232 шап. Даты потерь и звания в разных источниках варьируют:

На 31.10.1942 исправный Ил-2 №1879327 был в составе 232 шап 289 шад 8 ВА.

Списано по 26.11.1942 три Ил-2 232 шап, сбитых ЗА:

1870228

1878927

1879327

Среди потерь 232 шап периоду по 26.11.1942 года соответствуют три потери 20-23.11.1942 экипажей Прудникова, Савельева, Лыскова. Остальные катастрофы, аварии и вынужденные в других местах и/или время.

Прудникова исключаем, т.к. место гибели в 25 км:

21.11.1942 Во время атаки самолет мл. лейтенанта Прудникова загорелся в воздухе, видя безвыходное положение Прудников направил свой горящий самолет в скопление автомашин сев. зап. Утта и погиб вместе с самолетом, причинив большой ущерб противнику.

Остаются:

20.11.1942 ст. сержант/старшина/ст. лейтенант Савельев Леонид Сергеевич командир звена 1922 г.р. г. Ярославль

23.11.1942 (22.11?) старшина Лысков Борис Николаевич пилот 1922 г.р г. Киров-областной

23.11.1942 (22.11?) ст. сержант Попов стрелок-радист экипажа Лыскова, не нашел данных о нем в ОБД и в делах по личному составу дивизии и полка.

Боевое донесение штаба 289 шад 20.11.1942 18.00

289 шад в течение 20.11.1942 наносила удар по живой силе и огневым позициям противника в Хулхута. В районе цели обстреляны сильным огнем ЗА, МЗА И ЗП.

Свои потери: самолет Ил-2 232 шап ст. сержант Савельев после атаки цели ушел на юг от Хулхута и скрылся от наблюдения экипажей, судьба летчика неизвестна.

Погода в районе цели: сплошная облачность, высота 250 метров, видимость 6 км.

Боевое донесение штаба 289 шад 23.11.1942 18.00

В течение дня 23.11.1942 в период 14.30-14.35 289 шад тремя самолетами Ил-2 под командованием ст. лейтенанта Рудакова, без прикрытия истребителей с Н=500 м нанесла БШУ по скоплению войск и автотранспорта противника в пункте Яшкуль. Над целью обстреляны МЗА и ЗП.

После сбрасывания бомб ст. сержант Елесин штурмовал группу автомашин в 3 км ЮВ Яшкуль.

Свои потери: Не вернулся на свой аэродром один Ил-2, пилот старшина Лысков со стрелком ст. сержантом Поповым. По докладу экипажей, на обратном маршруте тов. Лысков шел в строю звена с принижением до 40 метров, 3-4 км восточнее Хулхута резко развернулся вправо и с углом врезался в землю, самолет загорелся. Состояние экипажа неизвестно.

Если верить сообщениям, Лысков упал к востоку от Хулхуты, Савельев скрылся в южном направлении от Хулхуты (место находки юго-западнее Хулхуты). По направлению ближе Савельев.

К сожалению, найдены лишь куски обшивки самолета, а не место падения. Поэтому нельзя проверить, был ли это самолет со стрелком или без. Впрочем, неизвестно, был ли Ил-2 Лыскова получен сразу с местом стрелка и УБТ или это переделка в части и с каким пулеметом. 187хх27 выпускались в октябре, когда были приняты первые 36 машин со стрелками. Но отправлено с завода №18 в октябре было только 4 таких самолета (1879327 на 31.10.42 был уже в полку). Встречалось упоминание еще об одном Ил-2 со стрелком в полку.

Еще раз напоминаю, что стрелок экипажа Лыскова ст. сержант Попов не числится в списках погибших и прочих дивизии и полка. В ОБД я его тоже не нашел.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возвращаясь к одноместному и двухместному вариантам. Если доказать, что 1879327 - это одноместный самолет, то на нем погиб Савельев.

Повторяю, что завод №18 выпустил (принято) 36 двухместных Ил-2 из 70 по плану. Отправлено в октябре всего 4 штуки.

289 шад получила 10 новых самолетов Ил-2 от завода №18 в самом начале октября - 2-4.10.42. Среди них были 1879327 (2.10) и 1870228 (3.10). Можно с большой натяжкой предположить, что в начале месяца вряд ли успели не только выпустить, но и отправить в часть.

1878927 среди этой десятки нет. Не нашел я его и среди прочих передач с завода в части.

10 Ил-2 были перегнаны из Куйбышева в дивизию к 10.10.1942. Правда, среди 10 штук был дважды записан 1878627.

Так что с двойным непонятно.

Кстати, Савельев 19.10.42 вылетал на 1879827, но вернулся из-за перебоев работы мотора.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу