Прокофьев Илья

Як-7б из 86 гв.ИАП 30.05.1943 Хорошков

37 сообщений в этой теме

Коллеги! Новость!

В работе по установлению личности летчика, принимали участие нашего форума "Тризна": Борис Давыдов, Сергей Кузнецов и Александр Морзунов (сейчас по 1 каналу в новостях уже прошло)

http://histrf.ru/ru/rvio/activities/news/item-2376

Возвращение легенды. В Ленинградской области найдены фрагменты самолета времен Великой Отечественной войны

25 февраля 2016

Экспедиция по подъему фрагментов советского самолета, сбитого в годы Великой Отечественной войны в районе порта Кобона - воздушных ворот "Дороги жизни" увенчалась успехом. Поисковики РВИО не только подняли из болота Большое, находящегося в труднодоступном районе урочища Коровий Хребет в Ленинградской области, фрагменты боевой машины ЯК-7Б, но и установили личность летчика, который ею управлял.

Им оказался гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович, 1919 года рождения, уроженец деревни Изосимово Глазковского района Тамбовской области.

В воздушном бою 30 (по другим документам 31) мая 1943 года был подбит самолетом противника при отражении налета немецких бомбардировщиков на город Волхов и Волховскую ГРЭС. Получил ранение в руку. В районе Кобоны на горящем самолете таранил немецкий бомбардировщик Хе-111. Геройски сражался до последнего, сумел выпрыгнуть из горящего самолета на парашюте. С тех пор числился пропавшим без вести.

В 1942 году Александр Хорошков был награждён орденом Красного знамени, вторым Орденом Красного знамени - 16 июля 1943 - посмертно.

-Эта экспедиция РВИО продолжает проект, посвященный 100-летию со дня рождения Героя Советского союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова. Успех экспедиции стал возможен благодаря десяткам неравнодушных людей из разных уголков нашей страны, объединенных одним стремлением - возвращением памяти о Героях нашего прошлого! Нам удалось обнаружить поистине легендарную машину, но, что самое главное - из небытия возвращено имя героического летчика, достойного занять место в пантеоне славы и доблести рядом с Маресьевым и Пешковым, - сказал руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский.

В установлении исторической правды помогла поисковая команда Военно-исторического центра РВИО Северо-Западного Федерального Округа во главе с Олегом Титберией, историки военной авиации со всей России: Борис Давыдов (Москва), Сергей Кузнецов (Самара), Александр Морзунов (Новгородская область), Илья Прокофьев (Казань), Техническую поддержку и обеспечение осуществлял частный музей "Дорога жизни. Кобона - Карежский порт" и его директор Сергей Марков. Помощь в поиске места падения самолета оказали Алексей Земсков и Юрий Кузнецов.

Напомним, что экспедиция также была приурочена к 75-летию открытия Дороги жизни. Дорога жизни постоянно подвергались налетам авиации и стала местом непрекращающегося противостояния советских и фашистских войск. Ожесточенное противостояние шло в воздухе и на земле. Так, с декабря 1941 года по апрель 1942 советскими бойцами был сбит 51 самолет противника, из них более 20 – истребителями.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Геройский мужик был :?:?:?

Михаил! А ты как участник самой экспедиции! Размести пожалуйста фотографии... а то, что вы там с Сергеем два дня в болотной яме ноги морозили...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Молодцы мужики!!!ТАК держать!Вернули имя Героического защитника Отечества!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Миша молодец!!! :?:?:? А Илье, прогул. {}

Ну не шмогла я, не шмогла... :razz:

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья спасибо,а в яме мы три дня сидели,в первый день удалось мотор и винт зацепить,стойку шасси,ланжирон крыла,пулеметы под вечер я выдернул,на следующий пушку вытащили,а на третий выдернули стабилизатор и часть фермы со стойкой шасси из второй ямы)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Подсказали наши форумчане:

на 30 мая 1943 года у I./KG 53 потерян один Хе-111 на все 100% от истребителей в районе Мыса Морье, еще два Хе-111 поврежден в III/KG 53 (на одном убит штурман)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

из Акта расследования:

В районе Новой Ладоги заметив бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей, произвел первую атаку в ходе которой выйдя из-под удара истребителей, Хорошков врезался в середину строя Хе-111, ведя огонь из пушки и пулеметов. Получив повреждения своего самолета, загорелась левая плоскость, Хорошков произвел таран, отрубив винтом хвостовое оперение Хе-111 и покинув свой самолет выбросился с парашютом. Самолет противника вместе с экипажем упал в Ладожское озеро.

(информация представлена Борисом Давыдовым)

Миша! А теперь вопрос к тебе! Скажи пожалуйста: Есть ли на поднятом винте следы "отрубания хвостового оперения" и следы пожара на левой плоскости?

По репортажам (кажется ТВ Звезда) как раз Олег Титберия показывает журналистам следы на лопасти, которые остались по предположению поисковиков, от таранного удара...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
следы на лопасти, которые остались по предположению поисковиков, от таранного удара...

Не знаю, как следы, но лопасти у этого Як-1 И.Чумбарева после тарана загнуты очень похоже - не по, а против полета

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В архивных документах говорилось, что 30 мая 1943 года, в период 19.35 -20.50 шестерка самолетов Як-7б (ведущий, заместитель командира АЭ, гвардии старший лейтенант Коротков Николай Сидорович) в районе Новой Ладоги заметили немецкие бомбардировщики, которые шли под прикрытием истребителей ФВ-190. Наши летчики атаковали строй бомбардировщиков. Пара Як-7б (гвардии лейтенант Кудрявцев Дмитрий Иванович и гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович) сбили один немецкий истребитель ФВ-190, который упал в районе озера Токаревское. Во время воздушного боя летчики потеряли из виду самолет Хорошкова, но по их предположению Хорошков таранил немецкий бомбардировщик Хе-111, который упал в районе Шлиссельбурга. Так в оперативной сводке 240-й ИАД появилась запись, что гвардии младший лейтенант Хорошков не вернулся с боевого задания.

В акте расследования о таране самолета противника, говорится уже более уверенно:

«… В районе Новой Ладоги заметив бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей, произвел первую атаку в ходе которой выйдя из-под удара истребителей, Хорошков врезался в середину строя Хе-111, ведя огонь из пушки и пулеметов. Получив повреждения своего самолета, загорелась левая плоскость, Хорошков произвел таран, отрубив винтом хвостовое оперение Хе-111 и покинув свой самолет выбросился с парашютом. Самолет противника вместе с экипажем упал в Ладожское озеро…».

1 июня 1943 года командование 86-го гв.ИАП подписывает на гвардии младшего лейтенанта А.П. Хорошкова наградной лист, в которой указывается:

«…30 мая 1943 года ранен в воздушном бою в руку и получил ожоги лица…

30 мая 1943 года выполняя боевое задание на перехват группы бомбардировщиков был ранен в руку, подожжён истребителями противника, на горящем самолете произвел таран самолета противника Хе-111, который упал после тарана, сам приземлился с парашютом…».

Причем к наградному листу прикладывается подтверждение от поста ПВО Ладожского района ПВО, в котором говорится, что:

«…30 мая 1943 года в 21.15 в воздушном бою 1 Хе-111 был протаранен самолетом Як-7б и после повреждения хвостового оперения самолет противника Хе-111 упал 12 км севернее южного побережья Ладожского озера.

Подтверждает начальник поста 1203 старшина Кольцов.

Согласно боевых донесений летчиков и времени сбитый самолет противника Хе-111 засчитать за гвардии младшим лейтенантом Хорошковым…».

Судя по приведенной выдержки из наградного листа, выясняется, что Александр Петрович Хорошков подбитый в воздушном бою, на горящем самолете таранит еще один немецкий самолет, и потом выбрасывается из горящего самолета на парашюте и благополучно приземляется на землю. Причем в графе о ранениях летчика, подробно расписывается, что летчик получил ранение руки и ожоги головы. Напомним, что этот документ подписан командиром полка гвардии подполковником Найденовым 1 июня 1943 года (то есть, на второй день, после описанного боя). Приказом командующего войсками 6-й Воздушной армии от 16 июля 1943 года (в это время 240-я ИАД вернулась в состав 6-й ВА), гвардии младшего лейтенанта А.П. Хорошкова награждают орденом «Красного Знамени». Причем в приказе, нет отметки о том, что летчик погиб, либо пропал без вести, что еще раз говорит о том, что летчик живой.

Вот только этому почему-то противоречат другие документы, так же оформленные в штабах вышеуказанных воинских формирований:

- 3 июля 1943 года штабом 240-й ИАД составляется донесение о том, что А.П. Хорошков пропал без вести 30 мая 1943 года;

- 27 июля 1943 года на основании вышеназванного донесения подписывается приказ Главного Управления кадров ВВС КА об исключении из списков Красной Армии как пропавшего без вести;

- 20 декабря 1943 года Тамбовским ОВК выписывается извещение о пропаже без вести родным Хорошкова А.П., для оформления пенсии.

Кроме того, в составляемой в 90-е годы ХХ-столетия Книги Памяти по Тамбовской области – А.П. Хорошков так и значится пропавшим без вести (правда с ошибкой - 30 мая 1944 года, в районе города Шлиссельбург Ленинградской области).

Так как же сложилась судьба этого мужественного летчика? Он погиб 30 мая 1943 года после тарана немецкого бомбардировщика? Или смог спуститься с парашютом и вернутся в полк?

Что интересно, но на доступном для всех сайте Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг Народа» указаны награды Александра Петровича Хорошкова (орден «Красного Знамени» полученный в 1942 году, орден «Красного Знамени» от 16.07.1943г., за таран немецкого бомбардировщика, и представление (а не утвержденное награждение) к медали «За оборону Ленинграда». Что характерно, но после последнего награждения в 1943 году, больше ни одной награды у А.П. Хорошкова не указано, что очень странно, для летчика, который вернулся в полк.

Родился Александр Петрович Хорошков 21 апреля 1919 года в селе Изосимово Глазковского района Тамбовской области. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при паровозоремонтном заводе в городе Мичуринске. Работал слесарем. В 1935 году вступил в ВЛКСМ. Занимался в Тамбовском аэроклубе, через который и был призван в РККА с 28 апреля 1940 года. Окончил Егорьевскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней лётчиком-инструктором. В 1 февраля 1942 года в распоряжении командующего ВВС Северо-Западного фронта. С 24 апреля 1942 года старший сержант, пилот 1-й АЭ 642-го легкобомбардировочного авиационного полка ВВС 34-й армии Северо-Западного фронта. Летает на боевые задания на самолете У-2. 13 августа 1942 года приказом командующего войсками Северо-Западного фронта награжден первым орденом "Красного Знамени". Находясь на фронте подал заявление в партию, и стал сначала кандидатом, а затем и членом ВКП(б). За время нахождения в легкобомбардировочном авиационном полку совершил 172 боевых вылета на самолете У-2, с налетом 186 часов. В январе 1943 года, после переобучения переведен на должность летчика в состав 744-го истребительного авиационного полка (с 01.05.43г., 86 гв.ИАП).

«…За время нахождения в полку (до 30 мая 1943 года) совершил 9 боевых вылетов, провел одиночно и в группе 3 воздушных боя, лично сбил 2 самолета противника Хе-111, один из них путем тарана…», так записано в наградном листе. Кроме того, в этих документах отображен воздушный бой, который состоялся при вылете 27 мая 1943 года (напомним, что первое упоминание о найденном самолете Як-7б № 820747, как раз связано с датой 27 мая 1943 года):

«…27 мая 1943 года, выполняя боевое задание на перехват бомбардировщиков противника, встретил на высоте 5000 метров до 50 штук бомбардировщиков, приближавшихся к подступам Волховстроя. Тов. Хорошков со своим ведомым со всей группой сразу бросились в боевые порядки бомбардировщиков. Сразу со второй атаки лично сбил 1 Хе-111, второй подбил. Весь строй бомбардировщиков противника был рассеян на подступах к Волховстрою. Ни одному самолету не удалось пробиться к цели…».

А вот как этой бой 27 мая, описывает командир 240-й истребительной авиационной дивизии, гвардии полковник Г.В. Зимин в своих воспоминаниях «Истребители»:

«…Вечером 27.05.1943 г. система «Редут» оповестила о приближении самолетов противника к Новой Ладоге. Немедленно были подняты группы истребителей 240-й иад: две шестерки Як-7б от 86-го гв.иап (ведущие капитаны А.В.Зазаев и И.Я.Попович) и девять ЛаГГ-3 от 156-го иап (ведущий капитан И.Г.Романов). У противника насчитывалось до 35 бомбардировщиков «Хейнкель-111» под прикрытием 12 истребителей. Летчики 86-го гвардейского, набрав высоту, пошли на перехват в район железнодорожной станции Жихарево, но были перенацелены с КП полка в район города Волхов. Над ним шестерка «яков» капитана Зазаева встретила три группы бомбардировщиков (по 9 машин в группе) под прикрытием истребителей. Пара А.В.Зазаева с ходу атаковала замыкающее звено Хе-111, и ведомый И.К.Сомов с близкой дистанции сбил один бомбардировщик. Стрелки с «хейнкелей» открыли интенсивный огонь, чтобы не дать нашим истребителям возможность атаковать с малых дистанций.

Сбив самолет замыкающего звена, мл.лейтенант И.К.Сомов нацелился на второе звено Хе-111. Во время повторной атаки он оторвался от капитана Зазаева, пристроился к капитану А.М.Манову, вместе с которым и ушел на свой аэродром, после того как израсходовал весь боекомплект. В то же время его ведущий попеременно атаковал двух Хе-111. Боекомплект его тоже был на исходе. В ходе боя к Зазаеву присоединился еще один истребитель, и эта пара тоже благополучно вернулась на аэродром. Третья пара из этой шестерки — мл.лейтенанты А.П.Хорошков и М.Ф.Манулин — атаковала группу бомбардировщиков при подходе к Новой Ладоге. На встречном курсе Манулин длинной очередью сбил Хе-111, после чего резко ушел вниз и, снова набрав высоту, атаковал с хвоста другой «хейнкель». С других бомбардировщиков по нашему истребителю открыли интенсивный огонь. Он был поврежден и стал неуправляемым. Мл.лейтенант воспользовался парашютом, благополучно приземлился на своей территории. Оставшийся без напарника Хорошков вел бой с двумя «фоккерами», одного из них сбил и тут же атаковал звено «хейнкелей». Ему удалось сбить и бомбардировщик, но сам подвергся атаке трех ФВ-190. Изобретательно маневрируя, летчик сумел оторваться от преследователей и благополучно вернулся на аэродром.

Другая шестерка летчиков 86-го гвардейского авиаполка (ведущий капитан И.Я.Попович) на подходе к Новой Ладоге вела бой с девятью Хе-111 и истребителями сопровождения. Пара капитана А.М.Манова и майора С.Г.Левитина сбила два бомбардировщика. Дальнейшим атакам наших летчиков помешали «фоккеры». Манов и Левитин вышли из боя с полностью израсходованным боекомплектом.

Неподалеку от этой пары дрался гв.ст.лейтенант А.Н.Деркач. Опытный летчик, он сумел оторваться от наседавших «фоккеров» и тут же атаковал ближайший Хе-111. Бомбардировщик с резким снижением ушел на юг. Набирая высоту, гвардеец увидел, как один ФВ-190 нацеливается на наш «як». Деркач успел отсечь «фоккер» огнем и тем самым спас своего боевого друга от неминуемой гибели. Но в этот момент его снова атаковали два ФВ-190. Одного из них Деркач сбил. Но и его самолет полупил повреждения. Тем не менее летчик благополучно привел подбитую машину домой.

«Лаги» 156-го авиаполка вели бой в районе Волхова с тремя Хе-111 и четверкой ФВ-190. Этот бой закончился безрезультатно.

Таким образом, двенадцать летчиков 86-го гвардейского авиаполка сбили шесть «хейнкелей» и два «фоккера». Еще два вражеских истребителя подбили. Наши потери составили два самолета. Один летчик погиб…».

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья, есть еще записи плохого качества. Там и подтверждения, но есть разночтение.

Итак, в ЖБД написано, что после боя 27.5.43 самолет №12 получил 5 пулевых пробоин. Согласно оперсводке пять пулевых пробоин в тот день получил Як-7б №820747. Т.е. это один и тот же самолет. В вылетах 27 и 30.5.43 на самолете №12 был Хорошков.

Однако в отчете по бою 30.5.43 19.35- написано, что Хорошков после боя совершил посадку 6 км южнее Жихарево.

Еще в одном ЖБД полка есть про таран Хорошилова, который выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился. Есть ожоги лица.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис! Вот еще раз спасибо, за подтверждения, наших общих выводов!

А по Хорошкову, действительно загадка какая-то, скорее всего действительно он приземлился на парашюте... а вот, что с ним дальше стало...???

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
из Акта расследования:

В районе Новой Ладоги заметив бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей, произвел первую атаку в ходе которой выйдя из-под удара истребителей, Хорошков врезался в середину строя Хе-111, ведя огонь из пушки и пулеметов. Получив повреждения своего самолета, загорелась левая плоскость, Хорошков произвел таран, отрубив винтом хвостовое оперение Хе-111 и покинув свой самолет выбросился с парашютом. Самолет противника вместе с экипажем упал в Ладожское озеро.

(информация представлена Борисом Давыдовым)

Миша! А теперь вопрос к тебе! Скажи пожалуйста: Есть ли на поднятом винте следы "отрубания хвостового оперения" и следы пожара на левой плоскости?

По репортажам (кажется ТВ Звезда) как раз Олег Титберия показывает журналистам следы на лопасти, которые остались по предположению поисковиков, от таранного удара...

Илья,надо осмотреть лопасти ещё раз,одна оторвана,одна оборвана на конце,а третья погнута и есть зарубка на ней,а вот плоскость левая у него хорошо горела.вся обуглилась и дюраль потек

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

КМК более вероятно, что как Маресьев пытался раненый и с ожогами выползти с болота. Но не повезло - все же конец мая, болота растаяли... Сведения о ранении и ожогах вполне мог по радио сообщить перед прыжком с парашютом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот и подтверждение о том, что Александр Петрович Хорошков погиб в том бою... К сожалению, да, мы пока точно не знаем, как это произошло, после его спуска на парашюте, версий может быть много! Но, он отдал жизнь за Отечество!

Попросил в ЦАМО, в наградном проверить карточки на награждение. Вот ответ:

На одной карточке, где награда 1942 г., стоит штамп «награда вручена».

На второй, где орден "Красного Знамени" за таран 30 мая 1943 года - стоит штамп «погиб», награда не вручена.

Про медаль запись – представление, значит, документ – список, составленный частью и представленный на утверждение, а не документ о вручении медали.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сообщила Елена Валатина из Тамбова: Родственников Хорошкова Александра нашли!!!

Ждем ПОДРОБНОСТЕЙ!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сообщила Елена Валатина из Тамбова: Родственников Хорошкова Александра нашли!!!

Ждем ПОДРОБНОСТЕЙ!

Отличная новость,может и фото у них есть!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемые коллеги! Елена Геннадьевна Валатина встретилась с родными Героя! Скоро будет рассказ о его семье и о Александре Петровиче! У родных есть довоенное фото, военное пока не нашли, но оно было... Дай Бог, скоро увидим лицо этого мужественного летчика, погибшего при защите Ленинграда!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Уважаемые коллеги! Елена Геннадьевна Валатина встретилась с родными Героя! Скоро будет рассказ о его семье и о Александре Петровиче! У родных есть довоенное фото, военное пока не нашли, но оно было... Дай Бог, скоро увидим лицо этого мужественного летчика, погибшего при защите Ленинграда!

Поскорее бы!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу