Жека

Ла-5 со дна Цемесской бухты (Новороссийск)

9 сообщений в этой теме

В начале осени до дна Цемесской бухты подняли остатки Ла-5: мотор и пушки. На минувших выходных осмотрел мотор, он сильно коррозирован, но номер вроде 65022034. Просмотрел ведомости 235 ИАД, которая воевала в наших местах на Ла-5, но именно такого номера нет, есть очень похожие, например 65022134.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ни у кого нет информации по 437 ИАП за апрель - май 1943 года? В этот период они входили в Геленджикскую авиационную группу на ЛА-5.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На протяжении нескольких месяцев велась работа по установлению обстоятельств гибели машины и судьбы пилота.

Было установлено, что в районе Новороссийский - Геленджик на самолетах Ла-5 воевали 235 и 201 ИАД. При этом 235 сражалась в более поздний период и по ней у меня есть полная база данных самолетов и моторов. Номера 65022034 среди них нет.

В свою очередь 201 ИАД в период с 20 по 28 апреля входила в состав Геленджикской авиационной группы и вела бои в районе Новороссийска. В состав 201 ИАД входили 13 и 437 ИАПы на самолетах Ла-5.

Благодаря помощи нашего коллеги linnet было установлено, что среди моторов, установленных на Ла-5, входивших в состав 13 ИАП искомого мотора нет. В материалах дела по этому полку имеются документы, содержащие информацию самолет-мотор. Остается 437 ИАП. В материалах дел этого подразделения, к сожалению, есть только номера самолетов без указания номеров моторов. Зато в деле есть описания обстоятельств воздушных боев, в ходе которых были потеряны самолеты. 437 ИАП за неделю потерял 6 самолетов. Среди них есть только один, который числится упавшим в море.

Это Ла-5 пилота 437 ИАП мл. л-та Яшелина Ивана Васильевича, который был сбит истребителями противника в воздушном бою в районе Новороссийска 20.04.1943 г.

Родился в 1920 году в с. Коростовка Брянского района Орловской области.

В этот день в районе Новороссийск-Геленджик наши потеряли два Ла-5. В этот же день немцы заявили в своих рапортах о двух сбитых советских истребителях ЛАГГ-5 (так они называли Ла-5 и по сути своей были правы, поскольку Ла-5 это был ЛАГГ-3 со звездообразным мотором).

Оба Ла-5 сбил Ofw. Heinrich Sturm из состава Stab II./JG 52 (воевал на Ме-109), в последствии кавалер рыцарского креста.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фото Heinrich Sturm

Порсле описываемых событий он провоевал еще почти 2 года и погиб в декабре 44-го в результате столкновения при взлете его самолета грузоваком

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жека, я не совсем правильно был понят.

И в 13 иап и в 437 иап по состоянию на 1 марта 1943 года не было такого мотора. Встречались 039 и 032. Более поздних сведений по моторам найти не удалось. По 1 марта сведения были в папке с 1,2 и 3 САК в 35 фонде, за апрель-май должны были быть в следущей папке по 1, 2 и 3 САК, которую я тоже получил. Но в ней данные по 2 САК отсутствовали. Не знаю почему.

В списках 13 иап моторы привязаны к самолетам, в 437 иап нет. Т.е. отдельные списки самолетов и моторов, но только в 13 иап в списке моторов поставили в примечаниях еще и номера самолетов, на которых они стояли.

Из-за особенностей ЦАМО я больше дел из 35 фонда получить не мог в этом году. В читальном зале ЦАМО он уже закончился.

Так что нужно рассматривать погибшие и нбз самолеты двух полков.

Самолеты нбз, пропавшие при действиях в районее Мысхако также могли упасть в море. Например, Разилин и Титов. Непонятно по другим потерям, где их сбили и куда упали.

Так что нельзя ограничиваться Яшелиным!

Кстати, в итоге наши потеряли в тот день три Ла-5. Чурилов был нбз. В более поздних оперсводках сегодня я нашел, что о его гибели сообщили пограничники и местные жители южнее. Нас пункт вылетел из головы, потом посмотрю записи.

Так что нужно еще искать и искать моторы. Возможно, халтурщики засунули отчеты 2 САК за апрель в более позднюю папку с 1, 2 и 3 САК. Я сегодня такую присмотрел в 35 фонде. И даже попытался подать заявку на нее на первый рабочий день 2014 года. Но увы, в ЦАМО каждый год начинают с нового листа. Хорошо, что хоть архивные фонды пока не все списали. А ведь могут, за ненадобностью.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за информацию!

По Чурилову вариант отпадает. Его могила существует до наших дней между ст. Шапсугская и Кабардинским перевалом.

Помимо этого мы нашли еще несколько мест падения Ла-5 относительно в этом районе: на горе Дооб между Кабардинской и Геленджиком; на склоне Маркотхского хребта в районе Геленджика; между станицами Шапсугская и Эреванская.

Конечно было бы интересно добиться 100 % уверенности, что поднят самолет именно Яшелина, но независимо от этого не будет никой несправедливости если на памятнике, который хотят поставить строители на берегу напротив места где лежал самолет, будет написано имя Яшенина. Он погиб именно в этом районе и его Ла-5 упал в море.

Тем более, что останков летчика нет, да и не могли они сохраниться учитывая все обстоятельства. Так-что ни о каком захоронении или передаче останков речи не идет, только увековечение памяти.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу