Щупарь

Место падения самолета... Ил-4 16 гв.АП АДД 11.09.43г.

270 сообщений в этой теме

В Хомутовском районе Курской области, около километра южнее села Клевень, почти на границе с Брянской областью, обнаружено место падения нашего самолета.

Интересует тип машины. Может быть получится установить по ней судьбу экипажа.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сообщение человека, который нашел место падения: "О месте падения самолета знало все село. Упал он в 43-м, возле с. Клевень . За 70 лет все что было на поверхности уже растащили, осталось только то что в земле....много остатков алюминиевой обшивки с фрагментами букв написанных красной краской, остатки 4-х 10-литровых кислородных баллонов, есть гильзы и целые патроны калибра 7,62мм и 12,7мм, отдельные цилиндры и фрагменты цилиндров двигателя с воздушным охлаждением, фрагменты бомб, вероятно не взорвавшихся, а расколовшихся в результате взрыва, так как фрагменты достаточно крупные, есть бронеплита 6мм, найден также как я думаю фрагмент станка пулемета ШКАС 7,62мм очень похожий на фрагмент станка нижнего заднего стрелка самолета ТУ-2 (но у ТУ-2 воздушная система состояла из 4-литровых баллонов), также найдена дюралевая лопасть винта, много каких-то механизмов назначения которых я пока не знаю, также есть остатки аккумулятора, узлы от системы гидравлики. Вроде все подходит под ТУ-2, если бы не кислородные баллоны. Может быть на каких-нибудь модификациях ТУ-2 устанавливались и 10-литровые баллоны?".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересное фото!

моё предположение что это Ил-4.

Если удобно, поставьте пожалуйста фото в раздел "авиация" - и народу интересно будет и определим скорее))))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это Ил-4 модель 43го года, головка от М88Б, кусок турели МВ-2, а такие бронеплиты стали ставить с 43 года.

Кстати МВ-2 не имеет ничего общего с турелью от Ту-2, тем более что на Ту-2 стояла ЛУ-БТ от Пе-2.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо коллеги. Может есть какие нибудь предположения о том, с какой части этот самолет?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, можно ли определить самолет по надписям на лопасти? Там есть буквы и цифры. Правда не все буквы сохранились, надпись идет по линии разлома лопасти и три буквы или цифры не видны.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо коллеги. Может есть какие нибудь предположения о том, с какой части этот самолет?

Поскольку минно-торпедная авиация в тех краях не летала, остаются практически только Дальняя авиация.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Точно АДД. Посмотрите номер мотора на головке цилиндра. А номера на лопастях ничего не дают.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Точно АДД. Посмотрите номер мотора на головке цилиндра. А номера на лопастях ничего не дают.

Константин, прав! Почистите головку и у Вас будет номер мотора:

[attachment=0]Самолет 2. 077.jpg[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кстати, можно ли определить самолет по надписям на лопасти? Там есть буквы и цифры. Правда не все буквы сохранились, надпись идет по линии разлома лопасти и три буквы или цифры не видны.

Можно, тип винта за небольшим исключением для каждого самолета свой. Но только тип самолета, серийник самолета нельзя. Померьте ширину в самой широкой части лопасти и я вам скажу модель винта и тип самолета. По форме лопасти это однозначно семейство ВИШ.

Если конечно лопасть не из той же кучи что и другие находки :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Если конечно лопасть не из той же кучи что и другие находки :)

По-ходу из той же. Про ширину - спасибо, отпишу человеку, который с лопастью стоит.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир ответил: "Большое спасибо всем. Все очень похоже что это действительно ИЛ-4, я ИЛы даже не брал во внимание, так как ошибочно считал что если у ИЛ-2 двигатель с водяным охлаждением то и последующие модификации ИЛов будут с двигателями водяного охлаждения.

Лопасть винта я померил в самой широкой части, она составила 225мм.

С номером двигателя на головке пока ничего не могу сказать, так как цилиндр остался в деревне у родителей в Курской обл. и почистить я его пока не смогу. Когда будет возможность - съезжу и аккуратненько почищу головку, кому-либо другому доверять стремно - вдруг повредят номер.

Кстати из скольки цифр должен состоять номер? Кроме прочих деталей я нашел несколько одинаковых деталей (снимок прилагается) так вот на каждой из них выбито по два числа - верхнее и нижнее. Верхнее - шестизначное - оно на всех этих деталях одинаковое - 886487, а нижние числа разные - одно- или двух-значные: 7, 8, 9 и 13. Может быть верхнее число это номер двигателя, а нижнее это номер цилиндра на котором установлена эта деталь. Хотя конечно может быть верхнее число это номер детали в двигателе согласно ГОСТа".

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Владимир ответил: "Большое спасибо всем. Все очень похоже что это действительно ИЛ-4, я ИЛы даже не брал во внимание, так как ошибочно считал что если у ИЛ-2 двигатель с водяным охлаждением то и последующие модификации ИЛов будут с двигателями водяного охлаждения.

Лопасть винта я померил в самой широкой части, она составила 225мм.

С номером двигателя на головке пока ничего не могу сказать, так как цилиндр остался в деревне у родителей в Курской обл. и почистить я его пока не смогу. Когда будет возможность - съезжу и аккуратненько почищу головку, кому-либо другому доверять стремно - вдруг повредят номер.

Кстати из скольки цифр должен состоять номер? Кроме прочих деталей я нашел несколько одинаковых деталей (снимок прилагается) так вот на каждой из них выбито по два числа - верхнее и нижнее. Верхнее - шестизначное - оно на всех этих деталях одинаковое - 886487, а нижние числа разные - одно- или двух-значные: 7, 8, 9 и 13. Может быть верхнее число это номер двигателя, а нижнее это номер цилиндра на котором установлена эта деталь. Хотя конечно может быть верхнее число это номер детали в двигателе согласно ГОСТа".

Поздравляю! 886487 - то и есть номер мотора!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Илья Геннадьевич, я так и подозревал, но боялся удачу спугнуть!!!

Коллеги, помогите с данными по экипажу. Искать его на том месте или нет?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть кандидат под большим вопросом. Если предположить, что в списках потерь моторов перепутали цифры между собой.

В июле-сентябре 1943 года по ведомостям потерь 15 ВА проходили многочисленные Ил-4 и их моторы. В это время113 БАД входила в состав 15 ВА.

Попалась такая пара М-88Б, потеряных в результате катастрофы не позднее 25.8.1943 года:

(88)6387

(88)6439

В это же время по отдельному списку проходит потеряный в катастрофе Ил-4 № 102308.

Очевидно, что эти двигатели с этого самолета. Возможно, что в списках перепутали 63 и 64?

13 и 14 июля дивизия базировалась в Алешне. Но этих Алешен...

В общем, ищите в ОБД по полкам и дивизии катастрофу не позднее этой даты.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть в ОБД большой список (38 страниц) потерь офицерского состава 113 БАД за все годы войны. В августе есть одна подходящая по дате (16.8.43) катастрофа экипажа капитана Коноваленко. Но этот экипаж 55 БАП разбился в Калининской области при перелете в Орловскую.

Но это некорректно, т.к. это видимо послевоенные списки и вних включили 55 БАП, который вошел в 113 БАД только в 1945 году. В августе 1943 года 55 БАП был в 242 БАД СЗФронта.

В потерях других полков этого списка катастрофа отдельно не обозначена в эти дни.

Может подойти потеря в ночь с 21 на 22 августа 1943 года погибли при выполнении боевого задания (из списка потерь 815 БАП, пилота нет!):

штурман ст л-т Русинов Леонид Васильевич

стрелок-радист с-на Николаев Петр Александрович

стрелок с-на Сигидин Петр Семенович

Похоронены севернее 1 км Немецкий поселок Орловской области. Брянская область ранее была в составе Орловской. Может, это где-то неподалеку от места находки самолета? Вряд ли бы их стали вывозить для похорон в другое место.

По ОБД Русинов числится в захоронении - Калужская область, Жиздринский р-н, северо-восточнее д. Петровка, 300 м, воинское захоронение, расположенное на опушке леса, в восточной части кладбища.

Перезахоронили? Или не тот случай?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Похоронены севернее 1 км Немецкий поселок Орловской области. Брянская область ранее была в составе Орловской. Может, это где-то неподалеку от места находки самолета? Вряд ли бы их стали вывозить для похорон в другое место.

По ОБД Русинов числится в захоронении - Калужская область, Жиздринский р-н, северо-восточнее д. Петровка, 300 м, воинское захоронение, расположенное на опушке леса, в восточной части кладбища.

Перезахоронили? Или не тот случай?

Приветствую. Жиздринский район также входил в то время в Орловскую область. От места обнаружения самолета - это километров с 250-300...

То место где нашли самолет - на 1943г. фронт 70 Армии Рокоссовского Центрального фронта - северный фас Курской дуги.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Лопасть винта я померил в самой широкой части, она составила 225мм.

Что и следовало доказать, винт ВИШ-23, от Ил-4.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Лопасть винта я померил в самой широкой части, она составила 225мм.

Что и следовало доказать, винт ВИШ-23, от Ил-4.

Спасибо!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Действительно, этот не 113 БАП. Номер 6387 который подозревал, был неправильно записан, был действительно. Потерян в катастрофе Ил-4 17.8.1943 экипаж ГСС Назиева (фамилию на память даю).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ил-4

Это понятно Илья Иванович. Помогите по номеру мотора узнать судьбу экипажа самолета. Стоит искать на месте обнаружения деталей их останки или нет?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ил-4

Это понятно Илья Иванович. Помогите по номеру мотора узнать судьбу экипажа самолета. Стоит искать на месте обнаружения деталей их останки или нет?

Для того, чтобы установить принадлежность самолета и судьбу экипажа, необходимо не один день работать в ЦАМО... :(

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ребята, может есть у кого базы по моторам на ИЛ-4? Помогите пожалуйста, вдруг летчики там на поле лежат....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приветствую! Уважаемых форумачан! Помощь пришла из Пскова !!!!У Миши Романова есть скан документа по АДД о постановке на учет данного самолета с этим мотором в 16 гв.АП АДД:

[attachment=0]Изображение 206 умен.jpg[/attachment]

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу