Алекс21

И-16 № 521377, М-25В № 252702, 975 ИАП

32 сообщения в этой теме

В январе 2014 года Жека переслал мне письмо жителя с.Загедан Евгения Деренского с фотографиями обломков самолёта И-16 с просьбой помочь с установлением имени пилота, лётавшего на нём. На фото виден обелиск с обломками авиамотора М-25 и фрагментами конструкции самолёта. Данный обелиск находится в долине на развилке речек Санчарки и Адзапш у подножия перевала Санчаро.

DSC02636.JPG

DSC02639.JPG

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Местные ребята нашли место падения нашего самолёта, также некоторые обломки сохранились в местной школе.

DSC02629.JPG

DSC02669.JPG

DSC02681.JPG

Изображение 007.jpg

Изображение 010 к.jpg

Изображение 011.jpg

Изображение 013 к.jpg

Изображение 014.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Среди обломков удалось найти лючок с номером самолёта - 521731! Это была большая удача!

Изображение 003.jpg

Изображение 005.jpg

Изображение 006.jpg

Изображение 005 к.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласно приказа 5 ВА от 03 февраля 1943 года № 025 самолёт И-16 № 521731 с мотором М-25В № 1916884, принадлежащий 975 ИАПу списан в январе месяце как боевая потеря. Удалось установить, что 2 И-16 975 ИАП потерял в один день - 22 января 1943 года.

Стал смотреть по боевым сводкам обстановку на фронте:

 

22 января

В ночь с 21 на 22 января один СБ бомбардировал Краснодар, один ДБ-3 – Хадыженский. Днем выполнено 20 боевых вылета.

Четыре самолета И-153 штурмовали войска противника в районе Шабанов, Новоалексеевский. Выведено из строя семь автомашин, рассеяно до двух взводов пехоты. Огнем с земли подбит И-153 старшего лейтенанта Н.Д. Пантелеева. Во время вынужденной посадки в районе Садовое самолет разбит, летчик ранен. 14 самолетов (два И-16, шесть И-153, шесть ЛаГГ-3 - летали их разведку и два (ЛаГГ-3) – на перехват самолетов противника. Транспортная авиация произвела 42 вылета, из них 27 – в 56-ю армию (5400 кг грузов) и 15 – в 46-ю армию (долетело восемь У-2, доставив 1200 кг грузов).

Два И-16 (975 иап) сбиты огнем зенитной артиллерии в районе Смоленской. Один из пилотов – младший лейтенант И.Б. Шейко пропал без вести.

...

...Войска Черноморской группы вели тяжелые бои в районе Церковной, Смоленская, Григорьевская, Новодмитриевская, Тохтамукай, Пензенская, Горячий ключ.

В связи с отставанием артиллерии и недостатком боеприпасов темп наступления советских войск начал замедляться.

Погода: облачно, в горах туман, температура днем около 0 градусов, легкий мороз; дороги в горах местами оттаяли и трудно доступны для проезда.

(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 34; ф. 20218, оп. 1, д. 13, л. 42)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот это да!

Лётчики 975 ИАПа с аэродрома в Лазаревской летали на выполнение боевого задания в район станицы Смоленской - а самолёт одного из них оказался в 270 км от места выполнения боевого задания в противоположной стороне!!!

Как же так?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Попытались разобраться - единственное более менее объяснимое решение нам показалось кроется в последних строчках боевого донесения: Погода: облачно в горах туман...

И здесь мы ребятами зашли в тупик..

Так прошло четыре года...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Две недели назад один из моих коллег-поисковиков переписывался в "Однаклассниках" со своим знакомым, который у себя на страничке, как обычно, выкладывал фотографии себя, своих родных и тех мест, где удалось побывать. На двух фото он был запечатлён на фоте обелиска. А когда немного пригляделись, то оказалось, что это обелиск, уже знакомый нам.

IMG-20180203-WA0029.jpg

IMG-20180203-WA0027.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Списались, созвонились. Да оказывается в 2012 году он был в районе перевала Санчаро, делал много фотографий, в том числе и обелиска с обломками самолёта и мотора...

Через время Сетрак Кешищян прислал нам фото этих обломков. И, о чудо! на одном их фото чётко виден номер мотора - 252702!

IMG-20180205-WA0013.jpg

IMG-20180205-WA0016.jpg

IMG-20180205-WA0015.jpg

Изменено пользователем Алекс21
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самолёт И-16 № 521377 с мотором М-25В № 252702 не вернулся с боевого задания в ноябре 1942 года - запись в нашей базе данных. Это уже было ближе к истине, так как 975 ИАП в сентябре-октябре входил в состав Закавказского фронта и базировался в Сухуми. В район выполнения боевых задач входил и район перевала Санчаро.

Но вот сюрприз - 975 ИАП в конце октября убыл на переформирование и боевых действий не вёл, соответственно - потерь не имел. А вот в октябре есть боевые потери:

00000081.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Два лётчика: ст. сержант Цыбесков А.П. Н.Б.З 07.10 42 и сержант Павлов А.Ф. Н.Б.З. 11.10.42 года. Кто из них пилотировал И-16 в последнем полёте и какого его дальнейшая судьба?

За это время ребята с Загедана тоже не сидели сложа руки. Им удалось получить доступ к документам 4-й горнострелковой дивизии немцев которая воевала в этих местах. Лучше за меня расскажет вот это письмо:

   Документы 4-й горнострелковой дивизии немцев, которая воевала в наших местах, в настоящее время находятся в американском архиве. Житель Краснодарского края Александр Мирзонов каким то образом добрался до документов в этих архивах, и по моей просьбе прислал ряд фотографий немецких документов по нашей местности. Мы вместе с Александром также ломали голову о дате падения этого самолета и о последующей судьбе летчика. У нас на окраине поселка Загедан находится одиночная могила, якобы летчика расстрелянного осенью 1942 года. Хотя одна бабуля рассказывала нам, что летчик похороненный на Загедане был с самолета упавшего на Загедане и что хвост с этого самолета валялся на Загедане до 1952 года. А когда самолет упал, в поселке немцев не было, но летчик был смертельно ранен и умер через несколько часов после падения самолета. Местные его сразу же захоронили, чтобы немцы над них не надругались. И мол, якобы местные знали имя летчика, то ли он сам сказал, то ли они они в его документах прочитали. И вот мы с Александром и думку думаем. Склоняемся к мысли, что рассказ бабули фантазия, так как в немецких документах "засветился" только один самолет, упавший на территории седьмого поста. У немцев там были зенитчики, имеются и гильзы 20 мм, а также на месте подорванного склада боеприпасов на территории 7-го поста тоже находятся покореженные 20 мм зенитные снаряды. У немцев на Загедане находилась комендатура, скорее всего плененного летчика спустили вниз в Загедан, где после допроса расстреляли. Высылаю Вам текст из письма Александра Мирзонова, а также фото немецкого документа, где описывается падение самолета, картосхемы

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А данный рапорт датирован 07 октября 1942 года. Отсюда следует, что лётчиком, пилотировавшим И-16 № 521377 в последнем бою был старший сержант Цыбесков Алексей Петрович.

Вы спросите, а как же лючок с номером 521731? каким образом он попал на самолёт 521377? Самолёты были боевые, не раз участвовавшие в боевых вылетах, соответственно, и в ремонте побывали не раз. Поэтому скорее всего этот лючок попал на самолёт 521377 в один из ремонтов. А уже сам И-16 № 521731 погиб позже.

Вот такая история длиной в четыре года. 

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Надо глянуть, сразу не скажу, интересно что и 5 21 А 377, тоже мог быть 26 ИАП, Там были 5 21 378, 5 21 390, 5 21 395, 5 21 А 375, 5 21 А 378, 5 21 А 393, А 394, А 395, А 399

Вполне возможно, что могли быть неполные записи и ошибки. Например 377 вместо 0377 и А377.

P.S. Мотора нет, сбит над Шушарами (ныне район СПБ)

Изменено пользователем lindr
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проблема состоит в том что буквы О и А перед номером могли опускать. Не помешало было фото шильдика с зав номером.

Все соседние были в 26 ИАП например

521А378 тип 5 №21 А 378   СССР   26-й ИАП потерян 27.12.39
521377 тип 5 №21 нет 377 1936 СССР   26-й ИАП сбит 26.09.41

Тут два варианта. 

1- В 26 ИАП сбили А377, а в приказе перепутали и написали 377.

2- В 975 ИАП сбили 0377, в А377 в составе 975 ИАП слабо верю, А3ХХ и 3ХХ  сплошь запад, северо запад.

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 17.02.2018 в 21:41, lindr сказал:

Надо глянуть, сразу не скажу, интересно что и 5 21 А 377, тоже мог быть 26 ИАП, Там были 5 21 378, 5 21 390, 5 21 395, 5 21 А 375, 5 21 А 378, 5 21 А 393, А 394, А 395, А 399

Вполне возможно, что могли быть неполные записи и ошибки. Например 377 вместо 0377 и А377.

P.S. Мотора нет, сбит над Шушарами (ныне район СПБ)

Тот И-16, что сбит над Шушарами мотор М 25 № 1916110

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дополнительная информация по фрагменту данного мотора укрепленного на памятнике:

номер на блоке 3124

номер на цилиндре 300612

номер на цилиндре 300(8?)12

номер на цилиндре 178 ??2

номер на цилиндре 1 - 35

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 18.02.2018 в 22:13, lindr сказал:

в А377 в составе 975 ИАП слабо верю, А3ХХ и 3ХХ  сплошь запад, северо запад.

А здесь вопросами веры не надо оперировать. После финской войны куча техники переехала из ЛенВО в ЗакВО - возьмите навскидку 25 ИАП или 68 ИАП.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Небольшое дополнение по истории сооружения памятника, составной частью которого стал фрагмент авиационного двигателя с И-16. В середине 70-х годов ХХ в.  при сооружении памятника защитникам перевалов Кавказа, строители памятника столкнулись с проблемой: как при отсутствии моста переправить тяжелый авиационный 9-ти цилиндровый мотор с правого берега реки Санчаро, на левый, к месту сооружения памятника. Не имея техники, чтобы при помощи тросов перетащить мотор волоком по каменистому дну реки, строители решили использовать для памятника не целый мотор, а только его фрагмент. При помощи кувалды от мотора был отбит фрагмент алюминиевого блока с четырьмя цилиндрами и двумя поршнями в них. Этот меньший фрагмент мотора был обвязан веревками и волоком вручную перетащен на левый берег реки, где был при помощи цемента укреплен в центральной части памятника.

DSC02636 (Small).JPG

DSC02639 (Small).JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

При этом большая часть мотора с пятью цилиндрами, коленчатым валом, семью поршнями (пять поршней были в цилиндрах, а ещё два поршня торчали на шатунах из отбитой части двигателя) осталась на месте крушения самолета на правом берегу реки Санчаро. Таким образом, появилась легенда о двух авиационных моторах – один на памятнике, на левом берегу реки, а на другой на правом берегу реки. В 1978 году бригада лесорубов погрузила большую часть авиационного мотора на платформу трактора-трелевочника и перевезла его с правого берега реки на левый берег и установила на земле перед памятником защитникам перевалов Кавказа. Таким образом, два фрагмента одного мотора вновь оказались в одном месте. На фото бригада лесорубов с большей частью авиационного мотора, перемещенного ими к памятнику Приходится сожалеть, что до наших дней эта большая часть мотора, установленная у памятника, не сохранилась. Кто-то её похитил в конце 80-х годов. Так как в ту пору сдачей металлолома на хлеб себе ещё не зарабатывали, то можно предположить что фрагмент мотора попал в какой-то музей. Может быть этот фрагмент мотора попадался на глаза кому-нибудь из форумчан?

лето 1978г (Large).jpg

Фрагмент мотора.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну если хватило ума расчленить мотор, то спереть его часть, лежащую около обелиска, наверно вообще не понадобилось - закидывай в багажник уазика и езжай!

Грустно всё это, тем более с таким отношением к раритетам прошедшей войны встречаемся в каждом втором, если не в каждом первом случае!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фрагменты данного истребителя И-16 собранные на месте крушения в настоящее время представлены в экспозиции музея школы № 1 с. Курджиново

DSC06671 (Large).JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что касается места захоронения летчика, то предположительно, оно находится на  южной окраине поселка Загедан. В немецких документах имеется информация только об одном сбитом советском самолете на территории в границах горной местности Урупского района КЧР.  Также, на территории Урупского района известно только одно место захоронения советского летчика - п.Загедан. Выше в теме приводился рассказ одной бабули об истории появления данной могилы. Но, данная бабуля в период боевых действий находилась в Закавказье, а на территории Урупского района она проживала с 1948 года и то в п.Пхия, а не на Загедане. Её рассказ, это якобы пересказ чужих слов. В настоящее время в Загедане проживает только одна семья, чьи родители проживали в пос. Загедан в годы войны. Они ничего не слышали о падении советского самолета в Загедане. Поэтому более достоверной нам кажется версия, что летчик Цибесков Алексей Петрович сбитый и пленный на территории 7-го поста, был доставлен в п.Загедан, где и был расстрелян после допроса.  Тем более, что местная легенда говорит именно о захоронении расстрелянного летчика. Также ничего не известно об обнаружении каких-либо фрагментов самолета на территории Загедана.

На фото могила летчика на южной окраине поселка Загедан. Весной и летом в нашей местности очень много осадков. Трава пышно разрастается. Мы когда с учащимися поднимаемся в горы, всегда наводим порядок на могиле летчика.

У заросшей могилы (Large).JPG

Уборка могилы (Large).JPG

Фото у могилы летчика (Large).JPG

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу