Skuns

СБ в пойме р. Торопа, Торопецкий р-н, Тверской области

39 сообщений в этой теме

В пойме р. Торопа у д. Понизовье на майские праздники было нащупано место падения СБ. На июньские праздники была зашурфлена воронка. Сразу скажу, что номеров самолета и моторов найти пока не удалось.

Почему СБ?

противовес руля высоты:

0_17255a_ccc312c8_L.jpg

0_17255b_ca92bcd_L.jpg

Да и найденные обломки алюминиевой конструкции тонкие и легкие.

Продолжение следует.

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Легенда:

Дело происходило в самом конце августа 1941г. Село Понизовье было уже занято немцами. Самолет был сбит почти над селом. Из него выбросилось с парашютом два члена экипажа. Один приземлился на противоположном от села берегу реки Торопа и во время перестрелки был застрелен. Второму повезло: его отнесло ветром к лесу и он сумел скрыться. Тело третьего члена экипажа было найдено недалеко от разбившегося самолета. Где захоронили найденные тела в Понизовье уже никто не помнит.

Об этом самолете я впервые услышал от поисковика, с которым случайно встретился в 2013г. Через год о нем же мне рассказал бывший охотник из с. Понизовья. Но у товарища была несколько подпорчена репутация в части "сказочности" некоторых его охотничьих рассказов, да и инсульт дает о себе знать. Дело осложнялось тем, что товарищ настолько большой, что в Ниву после инсульта ему было не влезть, поэтому поехать и показать место падения он не мог. Пришлось искать по приметам. В Понизовье никто больше о самолете не помнил.

Но уже после того, как место падения было найдено. Меня знакомые направили к женщине, которая была председателем сельсовета. Поехал. Оказывается ее старший брат 36 г.р. проживающий в С-Петербурге, просил связаться с поисковиками и рассказать о месте падения самолета. Связался. Оказалось точно найденный самолет. Брат рассказал, что после войны они мальчишками бегали за 3 км. вдоль Торопы и собирали алюминий "на леденцы". Взрослые, естественно, собирали алюминий на другие, более земные цели. Нужно было кормить детей. Но двигатели, похоже, никто не извлекал. В пойму технику загнать невозможно, а двигатели ушли глубоко.

Несколько фото элемента радиостанции. Правда, модель не пропечатана. Только серийный номер.

0_17255c_d5e4ba38_L.jpg

0_17255e_396ddd65_XL.jpg

Прошу извинить за недосмотр. Номер завода 197.

0_172560_983dc329_XL.jpg

Подскажите, что радиостанция на фотографиях?

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжу:

0_17256d_62c05512_XL.jpg

0_17256e_96688482_XL.jpg

Детали хромированные, соединение совершенно свободно крутится относительно винта. Что это?

Еще непонятная деталь:

0_17256f_1e6f55b3_XL.jpg

0_172570_7ddaad68_XL.jpg

0_172571_7507022_XL.jpg

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо.

А ставилась на всех довоенных СБ? Или были исключения. Например, только на командирские.

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Похоже, самолет упал с бомбовым грузом:

0_172575_fd62bb4b_XXXL.jpg

0_172576_ecf8618f_XXXL.jpg

Еще хромированные детали. Все крутится. На трубках видна какая-то шкала.

0_17258c_a7b49d25_XXXL.jpg

0_17258d_ce2f7542_XXXL.jpg

0_17258e_3c808028_XXXL.jpg

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Спасибо.

А ставилась на всех довоенных СБ? Или были исключения. Например, только на командирские.

С уважением.

РСБ это новейшая модель на 41й год. Раньше были другие модели раций.

Три нижних фото, детали стабилизатора прицела одной из турелей:

0_ef311_5e8d452d_L.jpg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо.

Следовательно, раскопали кабину стрелка. Значит до кабин летчика и штурмана еще метра 3-4.

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

возможно ,что найден СБ из эскадрильи к-на Ляпина В.С. 150 сбап ....аэр.Луги

30.8.41 из 6шт. СБ 5 было потеряно ...

судьба 3-х экипажей --8 чел---- неизвестна + (радист Забродин выжил)

цель----д.Лоховка (юв10км Торопец)...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Михаил, спасибо за ответ.

Мои поиски в данном районе и начались с поиска самолетов этой эскадрильи. Вдохновителем стал дир. Адреапольского краеведческого музея Линкевич В.

Донесение 31 сад о гибели эскадрильи указывает две деревни Ивахново и Никитино. Якобы около них упали самолеты. Но Ивахново уже давно нет. Через него прошел газопровод. Никитино изначально был хутор о 4 домах. Житель с. Маслово, что у одноименного озера 39 года рождения не помнит самолет на поле у Никитино. Вот как "потрошили" минометные мины после войны помнит, а самолет - нет. Возможно, если самолет сел более или менее плавно, его остатки были вывезены еще во время войны. Согласно документам, выставленным недавно здесь, у РАБов существовал план по сбору разбитой техники, а поблизости было несколько действующих аэродромов. Федотово и Колпачки, например.

Беда в том, что о могилах летчиков никто не помнит даже приблизительно. Как детьми выносили по 1-2-3 кг алюминия для обмена на леденцы - вспоминают. По таким детским воспоминаниям и был найден данный борт. Что характерно, даже жители в возрасте 50-60 лет не знают про самолет. Воспоминаниями поделились люди 70-80 лет, которых практически уже нет.

Михаил, если у Вас есть еще подробности о последнем вылете эскадрильи, напишите, пожалуйста, в личку. Я считал, что самолетов в том вылете было 5.

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Миша,откуда сведения о стрелке радисте Забродине? По моим расчетам именно он был в этом найденном СБ.Очень большая вероятность,что Константину удалось найти следы пропавших 30.8.41г. СБ аэ Ляпина.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Костя,приветствую! На последних СБ 125 завода ,судя по ведомостям учета самолетов и моторов на январь 1941г.,ставили радиостанции"РСБ". На ранних самолетах СБ ставили радиостанции "РСБ". На одном из снимков телеграфный ключ азбуки Морзе,удивительно хороший сохран! Предпологаю,что им работал в эфире с-на Забродин из экипажа ст.п.р.Поволоцкого И.А.Их штурман с-т Змейков М.И.,вернулся позднее в часть и упоминается в списках безлошадных экипажей 150 сбап на декабрь 41г.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Костя,хорошо бы установить по обоим СБ,какого типа были фонари кабин стрелков радистов,черепашка или колпак М-2 и типы окраса верха и низа фюзеляжа.Защитно-голубой или самопальный защитный.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Владимир Иванович,

см выше пост Линевича с картинкой ТУР-9. Это же "черепашка"?

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Линевича не всегда правильно понимают :)

Я не утверждал что это детали только ТУР-9, стабилизатор штука унифицированная.

Вот тоже самое на МВ-3:

0_efd8d_d48265f2_L.jpg

Если вы спросите меня, то я не знаю какой это СБ, характерных признаков нет.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Линевича не всегда правильно понимают :)

Если вы спросите меня, то я не знаю какой это СБ, характерных признаков нет.

Извините. Тогда только дальнейшие раскопки помогут.

Если возможно, подскажите, какие детали могут однозначно свидетельствовать о ТУР-9 и МВ-3.

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
возможно ,что найден СБ из эскадрильи к-на Ляпина В.С. 150 сбап ....аэр.Луги

30.8.41 из 6шт. СБ 5 было потеряно ...

судьба 3-х экипажей --8 чел---- неизвестна + (радист Забродин выжил)

цель----д.Лоховка (юв10км Торопец)...

По 150 СБАП в ЦАМО очень грустные фонды...

Никаких номеров даже закрепления или прихода-ухода матчасти в документах обнаружить не удалось (правда, искал осень-зиму 41-го).

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

7.62,

АЭ Ляпина на момент гибели была подчинена 37 сбап 31 сад. Пропавшие летчики по ОБД проходят только по спискам потерь 29 иап. Может быть и матчасть надо искать 37 сбап 31 сад?

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Линевича не всегда правильно понимают :)

Если вы спросите меня, то я не знаю какой это СБ, характерных признаков нет.

Извините. Тогда только дальнейшие раскопки помогут.

Если возможно, подскажите, какие детали могут однозначно свидетельствовать о ТУР-9 и МВ-3.

С уважением.

Да вот забавно то, что вы нашли практически единственную одинаковую запчасть :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Линевич, доброе утро.

Подскажите, пожалуйста, что за установка представлена в Монино. На табличке рассказано только про ШКАС:

0_174dcf_4ea5aa9a_L.jpg

С уважением.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ТУР-9, только не от самолета, это учебная установка из авиаучилища, и она сильно некомплектная.

Спасибо.

А нормальные фото комплектных существуют в природе?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый вечер.

Среди откопанных летом обломков обнаружился обломочек (видимо от нагнетателя) с номером двигателя:

913 - 1261 ("-" лежачая единица). Фото будет несколько позже.

Может быть кто-то располагает данными, на СБ с каким серийным номером стоял двигатель и в каком полку был СБ (про экипаж даже не осмеливаюсь спросить).

Заранее благодарен.

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ТУР-9, только не от самолета, это учебная установка из авиаучилища, и она сильно некомплектная.

Спасибо.

А нормальные фото комплектных существуют в природе?

Только в архивах, я видел в описях дела с фотоальбомами авиавооружения, в том числе и Тур-9 там фигурировала.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Костя,приветствую!7,62 он же Сергей,правильно отмечает грустную картину по учету потерь матчасти 150сбап за 41г.Приходится все вычислять.... По аэ Ляпина вношу ясность: будучи 3 аэ 150 сбап 46 ад,она вышла из его состава и на 9 СБ перелетела на аэр.Дугино и вошла в состав 47 сад,как 4-я аэ 140 сбап.22.8.41г.140 сбап вышел из состава 47 сад и убыл на переучивание на Пе-2,оставив несколько экипажей летавших на этих самолетах,как лидировщики Ил-2.А аэ Ляпина на 8 самолетах СБ 22.8.41г. в 6.00 перелетела на аэр.Луги и вошла в состав 31 сад,как отдельная аэ с-тов СБ.В тот же день 7 СБ аэ ст.л-та Сливко из 140 сбап перелетели на аэр.Дулово(Зехново),где базировался 37 сбап, имевший к тому времени всего 4 исправных СБ.Эта аэ имела СБ 22 завода и потеряла 5 СБ 27.8.41г.,что отражено в документах 37 сбап.Все 7 экипажей СБ аэ Ляпина ,как потери за 22 и 30.8.41г. включены в списки потерь 31 сад,как потери 29 иап.Просто некому было в аэ СБ составлять донесение,весь рук состав аэ СБ Ляпина не вернулся 30.8.41г.Входи она в состав 37 сбап,было бы больше ясности.А так она действовала,как отдельная аэ. Сам же к-н Ляпин и его экипажи,летали днем и ночью,о чем свидетельствуют оперсводки 31 сад.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Найденный Александром номер 913-1261 очень похож на заводской номер мотора М-103,выпуска 39г. Посмотрю в своих записях,но мало вероятно что он там есть.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Навигатор, добрый вечер.

Получается, что в направлении на Торопец - Великие Луки можно найти самолеты 37, 140, 150 сбапов и может быть 134 сбап? Но потеря в пойме Торопы по легенде - это уже после прихода немцев т.е. после 30.08.1941.

Можно уточнить где и когда были потерями 5 сб из 140 сбап 27.08.1941? Куда летали?

С уважением,

Константин.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу