linnet

Нашли место катастрофы Иштвана Хорти

35 сообщений в этой теме

Успешно завершилась российско-венгерская поисковая экспедиция в Белгородской и Воронежской областях, главной задачей которой были поиски места падения 20 августа 1942 года самолета-истребителя, который пилотировал Иштван Хорти, официальный приеемник правителя Венгрии Миклоша Хорти.

Основную работу по подготовке и проведению этой экспедиции провел Капитан Батлер, в миру Латарцев Виталий Николаевич.

"Всего" семь месяцев подготовительных работ и через минуту после начала поиска в Калиновом Яру под Алексеевкой нашли первые фрагменты самолета. После катастрофы самолет и тело Хорти было вывезено в Венгрию, остались лишь небольшие обломки. Но и их было достаточно, для определения самолета Хорти.

В экспедиции с венгерской стороны участвовали 7 человек во главе с Кароем Маго из музея авиации при 86 вертолетной базе в Сольноке, который в сентябре прошлого года принимал в Венгрии поисковый отряд Тризны.

В экспедиции с российской стороны принимали участие поисковики из отряда "Огненная дуга", Белгород под руководством Алексея Шевченко, он же начальник отдела музея-заповедника "Прохоровское поле" и отряда "Дон", Воронеж под руководством Михаила Сегодина. На разных этапах поисков большую помощь оказывали другие местные поисковики, краеведы, местные жители, руководители организаций.

Фото

За несколько минут до начала поиска в Калиновом Яру. Капитан Батлер (с бумагами в руке) и Дьердь Пунка, историк авиации.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На следущий день Лайош Легради демонстрирует находки Капитану Батлеру и прессе. Мелочь, но очень важная. После обеда в тот день нашли еще разорванные гильзы личного оружия и куски пружины от обоймы пистолета.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почти все находки на небольшом участке. Самолет упал на развороте в районе аэродрома Иловское с небольшой высоты. В центре Валерий Петрович Чернышов, известный по находкам в Мурманской области, а ныне помогающий "Дону" в Воронеже. Слева - Владимир из "Огненной дуги", справа - Рональд Калингер, капитан венгерской армии, военный священник, был в Афганистане.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Венгры посетили памятник воинам 305 стрелковой дивизии, в январе 1943 года в районе Подсереднее Алексеевского района замкнувшим кольцо окружения, при попыткам прорвать которое погибли многие венгерские авиторы из Сольнока.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видеоролик нашел правда на Венгерском ,но можно текст перевести через Гугл-переводчик,на видео фотографии имеются авиакатастрофы самолета MAVAG Hejja II http://mno.hu/riport/horthy-istvan-titkos-utja-1071662

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Групповой снимок всех венгров и части наших поисковиков на фоне поля аэродрома Иловское (лесополос тогда не было).

Второй ряд: Сан Саныч (нашел главный артефакт - маленькую круглую шильду от самолета Хорти с названием завода из Милана), Владимир, оба из Огненной Дуги, между ними виднеется Лайош Легради, потом виднеется Янош Вальтер, Алексей Шевченко обнимающий Дьердя Пунка, Ласло Такатц, Рональд Калингер, сидят: Женя, внук Капитана Батлера, укушенный при исполнии клещом (не энцефалитным!), Виталий из Огненной Дуги, Александр, коллега Капитана Батлера, Габор Галамбош и Карой Маго.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Главный трофей поисков в лесу у аэродрома - кот, нареченный Матвеем, встретивший нас на месте стоянки и отправившийся с Владимиром к нему домой.

Слева виднеются коллеги Капитана Батлера - Саша, водитель и сам Петрович, комендант нашего палаточного городка в лесу (венгры жили в гостинице в Алексеевке).

Остальные трофеи, наденные на месте падения самолета Хорти, в лесу у аэродрома и других местах, отправились в музей заповедник "Прохоровское поле", подарены музею в городе Алексеевка. Небольшая часть находок будет официально оформляться для передачи венгерской стороне.

Изменено пользователем
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.rg.ru/2012/08/17/reg-cfo/horti.html

Статья на сайте "Российской газеты". Много мелких неточнестей, будет время, прокомментируем. В целом очень неплохая.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.facebook.com/pages/Szolnoki- ... 2775796845

Венгры посылали ежедневные сообщения об экспедиции. Кто знает венгерский, читайте!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Венгры проводили свое расследование после катастрофы? Предпологаю если бы разбился Василий Сталин ,а до Кобы довели что установили броню дополнительную на самолет?????

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно! Только зачем аэродром мерили, тем более колёсиком? ГПСом можно было промерять....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Интересно! Только зачем аэродром мерили, тем более колёсиком? ГПСом можно было промерять....

А какая погрешность при измерении колесиком и GPSом? На фото они идут вдоль характерного изгиба леса, по которому мы привязали старые аэрофотоснимки к современной местности.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для оживления темы Капитан Батлер попросил выложить аэрофотоснимок аэродрома Иловское зимы 1942/43 года, сделанный немецким самолетом. Копия приобретена им через посредников в Национальном архиве США, Колледж Парк, Мериленд (рядом с Вашингтоном), где хранятся захваченные немецкие аэрофотоснимки.

Видны капониры в лесу вдоль края аэродрома. Характерный изгиб леса в форме носа до сих пор сохранился.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я так понял поисковая работа у Венгров организована на 5+ .

Спасибо Линнету и Батлеру за интереснейшую тему.

Статья, правда не без косяков в РГ. но читаема и понятна.

Но как я понимаю, подготовительную работу провели наши (Батлер с Линнетом), а венгры поучаствовали в полевых работах (что не уменьшает их заслуг).

Так что организация на 5+ венгров - заслуга наших парней.

По сути: попрошу уточнить, какие были исходные данные, почему именно эта воронка - сына Хорти, как пуговица ИТАЛИЯ доказала, что это именно он. Или он один из венгерских ВВС летал с такими?

Неужели действительно возможно ОФИЦИАЛЬНО установить памятный знак летчику вражеских ВВС? Не похоронить останки на братском кладбище, что необходимо сделать, а именно увековечить врага... Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Раз он воевал за Оси, значит против нас. Или не так?

Если можно - добавьте плиз уточнений, очень интересные материалы. Спасибо!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей,

изначально от венгров получили ошибочную информацию. С годами были утрачены данные о том, где упал самолет и где был позже установлен памятный знак. Некий венгерский "очевидец" после войны указал на место падения самолета на аэродроме Иловское (рядом с селом, ныне называющемся Иловка). См фото снимка с воздуха с крестиком якобы на месте падения. Мы потратили несколько месяцев и кучу денег Капитана Батлера на получение аэрофотоснимков аэродрома и их анализ. И когда что-то хочешь найти, кажется, что нашел. При многократном увеличении великолепных немецких аэрофотоснимков аэродрома , показалось, что нашли в указанном месте памятник Хорти по тени от него и креста на нем. Но потом засомневались, т.к. тень бы была в другую сторону.

Тут подоспели фото, которые наконец венгры собрали в запасниках музеев и т.п. На месте катастрофы были сделаны снимки, причем ландшафт совсем не соответствовал равнинному аэродрому. Более подходили местные легенды о гибели Хорти в овраге Калинов Яр с другой стороны леса.

Капитан Батлер заказал аэрофотоснимки и на этот район. Педантичные немцы снимали постоянно и своих союзников, причем вскоре после катастрофы Хорти. На снимке можно было разглядеть и место падения и кучу машин, прибывших на место катастрофы. Капитан Батлер совместил старые снимки и современные космические и определил примерное место падения на современной карте. На месте отмеряли 30 метров от сохранившейся дороги по дну оврага и попали точно в место аварии.

Потом венгры неподалеку нашли и следы от памятника Хорти - засыпанный позже слой мела вокруг могилы.

На месте мне показали панорамные снимки, сделанные в 1942 году на месте катастрофы. Я стоял на точке съемки и поворачивался во все стороны, сравнивая современный ландшафт с фото. Все очертания склонов, линий старых лесов до ужаса совпали! Разве что мешала новая сосновая лесополоса и новый лес на одном из склонов.

Конечно, теоретически на этом пятачке мог упасть еще другой самолет итальянской постройки, вовсе не принадлежавший Хорти. Но, полагаю, все понимают, что вероятность этого ничтожно мала.

По итальянской пуговице - какую именно имеешь в виду? Владимир нашел в лесу пуговицу, как венгры определили, венгерских ВВС. Причем они с ней носились, как сами знаете кто. Но в итоге ее оставили на столе в лагере и ее, видимо, смахнули, с прочим мусором. Венгры очень переживали, особенно за то, что подумают, что они собрались вывезти ее нелегально.

По своим и чужим памятникам потом выскажусь. Напомню, что останки Хорти сразу же вывезли в Венгрию. Речь идет об установлении памятного знака о примечательном событии истории. Я там пошутил, что через 130 лет ряженные реконструкторы уже без осуждения будут там бои изображать, как через несколько недель на Бородинском поле.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного комментариев по возникшим вопросам. По определению места. Была не одна поездка в Иловку, опрошены ныне живущие свидетели пребывания венгерских летчиков. Просмотрены десятки фотографий, как присланных поисковиками из Сольнока, так и найденных в Интернете, фильмы на Ю-тьюбе и т.д. Проанализированы АФ , полученные из Америки. Как летние, так и зимние за разные даты. В Колтуновке найден последний, оставшийся в живых личный свидетель как самой катастрофы, так и последующих событий. По его рассказу он убирал помещение офицерской столовой в день гибели Хорти. Г-да офицеры справляли поминки . Можно сказать, разговаривал с живым пособником оккупантов, если уж нажимать на тему мы-они. Коллаброционисту было в ту пору 12 лет.. Были подняты публикации в литературе и газетах Алексеевки за 60-е годы. Опрошены краеведы. На место проведено два выезда с приборной разведкой. Найдены железки, но не то. Пособник четко вывел нас на место, где стоял мемориал и рассказал со всеми подробностями как и что. Место падения он не знал. Мемориал в 80 метрах от точки падения был построен на перекрестке дорог к складам 2 Вен.А и на лесной кордон. На кордоне жила корова, также сотрудничавшая с оккупантами. Она делала для них молоко. С венграми рассмотрели список потерь самолетов. Все в основном было в других местах. В т.ч. в Урыве на Дону и по линии расположения венгров вдоль Дона от Коротояка до Гремячьего. Таким образом получилось, что единственный самолет, упавший в Калиновом Яру это машина Хорти.Наконец 6 июня найден кусочек обшивки, в 30 метрах от точки падения самолета. Венгры проанализировали окраску и подтвердили соответствие фабричному стандарту. Непонятно про пуговицу. Не было пуговиц в раскопе. Был маленький круглый шильдик с надписью Милан. И это соответствало месту изготовления машины. Место раскопа идеально ложилось в низковысотное АФ катастрофы. Даже с привязкой к холмистому рельефу местности. Сомнений в точности определения места падения именно Хорти не возникло ни у кого.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжаю. Насчет обмеров аэродрома. У гостей не сохранилось планов и описания АЭ. Они также хотели найти место, где стояла палатка Хорти в яблоневом саду. И это получилось. За границей аэродрома нашли сад с новыми дикими яблонями, но среди них три столетних огромных. Очевидцев событий. Инфраструктура аэродрома удивительно хорошо сохранилась. Если убрать кустарник и мелколесье в капонирах и блиндажах (хорошо видны на зимнем АФ), то получится интересный исторический экскурсионный объект. Кроме Хорти найдено место падения советского самолета. Судя по обломкам истребитель Яковлева, а также место падения штурмовика Ил-2. В Коротояке обнароужено еще одно место падения самолета. По беглому анализу обломков тоже венгерского. На АЭ собран подъемный материал. В основном все по акту передали музею в Алексеевке. По квалификации венгров. Действительно, есть чему поучиться. Очень профессиональная и качественная работа с элементами археологических методик раскопок.Насчет памятного знака. Это было не наше дело. Решения за государством. Сочтет оно, что политически целесообразно построить, значит будет. Нет, не будет. Мы проводили инженерные изыскания не местности и справились. Если не ошибаюсь, на Бородинском поле есть памятник солдатам Наполеона. Не слышал, чтобы предлагали их снести. По моим ощущениям война окончилась. Надо учиться жить по новому. Я сам 40 лет поиска думал как 7,62. Но время идет вперед.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я так понял поисковая работа у Венгров организована на 5+ .

Спасибо Линнету и Батлеру за интереснейшую тему.

Но как я понимаю, подготовительную работу провели наши (Батлер с Линнетом), а венгры поучаствовали в полевых работах (что не уменьшает их заслуг).

Так что организация на 5+ венгров - заслуга наших парней.

А я нисколько работу наших не приуменьшил ,тем более по данной теме информирован непосредственно от Л.Шевченко и других товарищей.PS-Много наше Государство уделяет внимания поисковой деятельности как таковой?
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Благодарю Бориса и Виталия за разъяснения мелочей. Про пуговицу МИЛАН - это я по фотке перепутал. а т.к. в статье сказано "Главный артефакт - заклепка с клеймом миланского авиазавода, - окончательно подтвердил: нашли то, что искали", то хотел уточнить почему так. Теперь ясно, что это не пуговица.

Юмор про коллаборационистскую корову оценил...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для Александра и других владельцев металлодетекторов насчет внимания государства к поисковикам. Самое пристальное. Ходят разговоры, что со следующего года сочинят закон, по которому металлодетектор будет приравнен к спецсредствам. Типа огнестрельного гладкоствола. И чел, пойманный властью в поле-огороде с пищалкой обязан будет вынуть из сапога кучу бумаг с печатями и подписями на разрешение ходить там, а не здесь. Если нет, то штраф повыше Болотного. Буду рад ошибиться. А иначе все мы будем идти наравне со взломщиками, застуканными в Алмазном фонде. Так что спешите ребята искать самолетики.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Для Александра и других владельцев металлодетекторов насчет внимания государства к поисковикам. Буду рад ошибиться. А иначе все мы будем идти наравне со взломщиками, застуканными в Алмазном фонде. Так что спешите ребята искать самолетики.
Благодарю Виталий Николаевич,уже я просматривал информацию не обрадывало конечно,но думаю выкручусь, а самолетик с товарищем копали сегодня и завтра поедем, ждем основную массу ,фото не успели выложить ,но пока до номерных не дошли ,нашел гильзу УБТ еще одну, значит был 2-х местный,на днях докопаем думаю.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А какая погрешность при измерении колесиком и GPSом? На фото они идут вдоль характерного изгиба леса, по которому мы привязали старые аэрофотоснимки к современной местности.
GPSом - 3-5 метров на открытой местности. Не думаю что колёсиком точнее (с учётом того что на самом деле измерение не по прямой идёт). Но если есть колёсико и местность позволяет его катить - можно и использовать, всё удобнее чем шаги считать. Другое дело что по кустам и траве им не померить никак, это для дороги.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Линнету и Батлеру :?:?:? , а так же всем участникам данного поиска и самой вахты.

Доказательная база настолько полноценно собрана, что можно утверждать на 100% что это место падения Иштвана Хорти.

По фото вижу работали с верховыми приборами, а глубинник не использовали?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Линнету и Батлеру :?:?:? , а так же всем участникам данного поиска и самой вахты.

Доказательная база настолько полноценно собрана, что можно утверждать на 100% что это место падения Иштвана Хорти.

По фото вижу работали с верховыми приборами, а глубинник не использовали?

Нет, самолет упал с небольшой высоты и все было в основном на штык-два лопаты. Лишь в одном месте, в "кратере", который обнаружил Володя из "Огненной Дуги" было немного поглубже. Он, кстати, буквально просеяв грунт, выловил мелкие заклепки (сильно меньше, чем на наших самолетах), часть из них в желтой окраске. По глубиннику - ниже все равно неглубоко слой мела.

Капитан Батлер попросил выставить совмещенные старый аэрофотоснимок и современный космический по Калинову Яру. Кружочком определили предполагаемое место падения самолета. Кстати, основную часть работ со снимками и картами выполнил кузен Капитана Батлера с Украины.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу