Мы вконтактеМы в YOTUBE

< К РАЗДЕЛУ "ЭКСПЕДИЦИИ"

< < НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

Экспедиция по поиску и раскопкам места гибели

Героя Советского Союза

Одноценова Германа Петровича.

 

Несмотря на то, что мае 2010 года исполнилось 65 лет Великой Победе, на местах былых сражений еще остаются не захороненными, оставленными на поле боя, останки тысяч погибших воинов. В лесах и болотах до сих пор встречаются остовы сгоревшей военной техники, в затопленных воронках, а то и совсем не глубоко от поверхности лежат обломки самолетов, чьи экипажи не вернулись с боевого задания. Более 20 лет на территории России и бывших республик СССР ведутся поисковые работы. Каждый год тысячи советских солдат обретают упокоение на воинских кладбищах. Сотни имен возвращаются из безвестности. С каждым годом количество погребенных на кладбищах советских воинов растет, уменьшается количество без вести пропавших героев.

Однако война довела наших солдат до стран восточной Европы. Они гибли за освобождение тех, кто еще недавно был под гнетом фашизма. Они сражались с врагом также отчаянно и самоотверженно, как и на своей земле. Враг был один на всех, и их встречали как освободителей. На последнем этапе этой войны у наших военных, оставлявших рубежи за собой, было уже и время и возможность хоронить погибших в соответствии с требованиями уставов и простой человеческой заботой о погибших. Появлялись кладбища, велся строгий учет. Но, в силу обстоятельств столь масштабной и жестокой войны все равно выписывались похоронки с формулировкой «пропал без вести». Судьба тысяч советских воинов павших на полях Европы остается не известной. Многие так и небыли погребены, как того требует военный обычай.

Одной из ключевых вех в освобождении от фашистских войск Европы стала Балатонская операция. Это была последняя крупная оборонительная операция Красной Армии против немецких войск во время Великой Отечественной войны. Восемь дней тяжелых боев, с 6 по 15 марта 1945 года части сил 3-го Украинского фронта при содействии 1-й болгарской и 3-й югославской армий в районе озера Балатон противостояли натиску вермахта. Кодовое название операции немецких войск - «Весеннее пробуждение».

Огромную роль в боях на Балатоне сыграла советская авиация. К сожалению, потери самолетов в столь интенсивных боях, тоже были значительны. Сотни самолетов и их экипажей погибли на венгерской земле.

В 2010 году на форуме сайта ММОО «ПО «Тризна» венгерский исследователь Габор Хорват стал выкладывать фото по находкам фрагментов советских самолетов, найденных в Венгрии местными поисковиками. По его просьбе участник linnet стал подбирать в ЦАМО материалы по потерям советских ВВС в Венгрии, что в результате совместной работы привело к составлению таблиц по потерям в нескольких дивизиях 5 и 17 ВА. Удалось не без прорех определить номера самолетов, моторов, обстоятельства потерь. Одним из пропавших без вести в районе исследования являлся Герой Советского Союза - лейтенант Одноценов.

Лейтенант Одноценов Герман Петрович, командир звена 2 эскадрильи 951 ШАП 306 ШАД 17 ВА был сбит 8 марта 1945 года в Венгрии, в 10 км юго-восточнее города Секешфехервар. По отчетам других экипажей, экипаж погиб, но по документам Одноценов и его стрелок ст. сержант Уфимцев числятся пропавшими без вести.

До этого Одноценов был представлен к званию Героя Советского Союза, которое ему присвоили в июне 1945 года. В апреле пришел приказ 17 ВА о присвоении ему звания старший лейтенант.

Одноценова объявляли пропавшим без вести и ранее, когда его с Уфимцевым 22 декабря 1944 года сбили севернее озера Веленце. Из-за этого иногда в статьях встречается путаница, да еще в некой книге Одноценова упомянули среди участников воздушного парада над Веной после войны.

Одноценов Г.П. родился в 1923 году в Казани, оттуда и призывался, но окончил школу №40 в Свердловске, туда же посылали извещения его матери. Поэтому он числится в двух Книгах памяти - Свердловской области и Татарстана. В Татарстане в Книге и списке Героев Одноценов упомянут, как пропавший без вести, что полностью соответствует всем данным по ОБД и учетной карточке. В Свердловской области, он числится как погибший, что соответствует первичным отчетам из дивизии, армии и т.п.
Такой же ответ о гибели из ЦАМО получили в школе №40 Свердловска (ныне гимназия №40 Екатеринбурга), где есть стенд с Одноценовым в школьном музее.

У венгерских поисковиков был опыт совместной работы с поисковиками из США, приезжавшими на раскопки американского самолета, потерянного в Венгрии среди сотен других самолетов союзников. Не удивительно, что родилась мысль о совместных поисках Одноценова и других экипажей. Ее поддержали в ноябре 2010 года «ПО «Тризна» и музей авиации в городе Сольнок (при вертолетной части венгерской армии).

Коллектив «Тризны» собирался ехать в Венгрию уже весной 2011 года, но из-за сильного наводнения, вся территория возможного поиска была покрыта водой. Экспедицию перенесли сентябрь.

Поиски будут осложнены тем, что основная часть зоны поиска, это сельскохозяйственные земли. Не все поля мы сможем исследовать, из-за того, что они будут возделаны во время экспедиции. На поиски на полях с убранным урожаем получено разрешение местных фермеров.

В районе поисков потеряно более десятка советских самолетов, в основном Ил-2 и «Бостоны». В разных местах местными поисковиками найдены их фрагменты. Будем отталкиваться от их находок и вести тщательные поиски там, где возможно. Разумеется, нас интересует не только экипаж Одноценова, но и все другие потери, в том числе наземных войск. Как резерв, венгерские партнеры приготовили несколько вариантов обнаруженных следов падений других наших самолетов на несельскохозяйственных землях, которые можно будет раскапывать без оглядки на урожай, если только не будет дождей.

Столь отдаленная и сложная в организации и проведении экспедиция не могла бы состояться при условии использования Объединением только собственных средств и средств участников работ. Но, как ни странно, в России еще есть меценаты, искренне помогающие энтузиастам. Один из таких людей помог нашему Объединению с финансированием экспедиции, что облегчило наши расходы больше чем вполовину. Таким меценатом оказалась Компания «Ortus Group» в лице Кузнецова Николая Александровича и Мирошниченко Михаила Владимировича.

Так же партнерами экспедиции выступили магазины военного антиквариата «Лейбштандарт» и «Эпоха», предоставив автотранспорт, экипировку с эмблемой экспедиции и продукты.

Информационным партнером выступает телеканал «Вести 24».

Отдельной благодарности заслуживают наши коллеги из Венгрии. Без их деятельного участия, экспедиция не могла бы состояться. Все организационные вопросы, касающиеся пребывания на территории Венгрии, взял на себя музей авиации в городе Сольнок и лично Габор Хорват, который так же является членом международной команды поисковиков и координатор проекта с Венгерской стороны младший лейтенант ВВС Карой Маго.



4 сентября 2011 года поисковая экспедиция в составе восьми членов поисковых отрядов входящих в состав Региональной Молодежной Общественной организации «Поисковое Объединение «Тризна» покинула место постоянной дислокации (г. Москва) и выдвинулась в западном направлении в сторону Венгерской республики. Вечером того же дня участники экспедиции прибыли к Белорусско – Польской границе.

 

В 1 час 40 минут 5 сентября 2011 года была пересечена граница. Далее маршрут движения экспедиции пролегал по территории Польши, Словакии и Венгрии.

В 18 часов участники экспедиции прибыли в город Сольнок, где находится 86 вертолетная база и музей истории авиации Авиационно – исторической ассоциации Венгерской республики.

В ходе переговоров с представителем Венгерской стороны, младшим лейтенантом ВВС Венгрии Кароем Маго, было принято решение разместиться на ночлег в одном из мотелей Сольнока.

6 сентября 2011 года участники экспедиции посетили музей истории авиации Авиационно – исторической ассоциации Венгерской республики, пообедали в столовой дома офицеров 86 вертолетной базы и приняла участие в обсуждении дальнейших планов проведения работ на территории Венгерской республики. После проведения переговоров поисковая группа переехала в окрестности города Секешфехервара. В деревне Эльза мажор располагается орнитологическая школа «Пеликан Хаза» которая была выбрана как основное место дислокации поисковой экспедиции на территории Венгрии.

В 8 часов утра 7 сентября 2011 года поисковая экспедиция выдвинулась в район населенного пункта Кюмлод, где были обнаружены остатки обшивка советского самолета ИЛ-2.  

    Для проведения работ, позволяющих точно определить место расположения остатков самолета, на участке поля размером 10 Х 10 метров был снят верхний слой грунта. Отвалы грунта тщательно проверены с помощью металлодетекторов различной мощности. Все металлические части самолета обнаруженные в отвалах снятого грунта были собраны и тщательно обследованы на момент обнаружения номерных обозначений, дающих возможность определить модель и принадлежность самолета.

    Посредством фиксации максимального количества обломков обшивки найденных в отвалах грунта, взятых с определенной точки поля, было установлено точное место залегания остатков самолета. В данном месте было начато глубинное исследование.

    В ходе глубинного исследования были обнаружены более крупные фрагменты самолета, дающие возможность определить марку и модель самолета. Были обнаружены: лопасть винта, радиатор охлаждения, остатки бронезащиты двигателя и сам двигатель с редуктором винта и компрессором. В силу того, что двигатель был расчищен от грунта незадолго до наступления темноты, было принято решение осуществить подъем двигателя на поверхность утром 8 сентября 2011 года.

    В 9 часов утра, 8 сентября 2011 года к месту обнаружения двигателя самолета советского производства прибыли участники поисковых работ, как с Российской так и с Венгерской стороны. Участниками поисковой группы 86 вертолетной базы в Сольноке была пригнана техника, при помощи которой был поднят и эвакуирован обнаруженный двигатель и иные обнаруженные остатки самолета, найденные на месте падения. Человеческих останков в месте падения самолета не обнаружены. По номеру, обнаруженному на деталях двигателя установлено, что данный самолет был сбит в ходе Балатонской операции, экипаж которого числится пропавшим без вести с 20 марта 1945 года.

С 9 по 14 сентября 2011 года участники экспедиции по поиску места гибели Героя Советского Союза Одноценова Г.П. проводили обследование территории бывшей деревни Кюшельбарандт которая находится в трех километрах юго-западнее города Секешхефервар.

    В соответствии с донесениями о потерях от 8 марта 1945 года именно над деревней Кюшельбарандт был сбит самолет Ил-2, которым управлял Г.П. Одноценов. В ходе обследования территории  бывшей деревни было обнаружено большое количество битого кирпича, предметов хозяйственно-бытового назначения и остатков обшивки самолета. Юго-западнее деревни был обнаружен броневой щит, функцией которого была защита масляного радиатора, и бомбовый подвес с остатками хвостовика одной из бомб. Так же, в поле южнее бывшей деревни Кюшельбарандт были найдены стреляные гильзы от немецкого зенитного орудия калибра 88 миллиметров в количестве более 6 штук. По требованию представителей венгерской стороны, найденные гильзы были закопаны обратно в землю. Аргументировано данное действие было тем, что разрешение получено только на поиски остатков самолета. Все предметы, обнаруженные в ходе проведения обследования поля, были переданы в распоряжение Венгерской авиационно-исторической ассоциации и музея истории авиации в г. Сольнок.

    11 сентября 2011 года участники экспедиции провели в исторической части г. Будапешт, где посетили музей Венгерской армии и памятник советским героям освободителям.

    12 сентября 2011 года так же проводились работы по обследованию поля на месте бывшей деревни Кюшельбарандт. Так же была отправлена разведывательная группа в сопровождении сотрудника краеведческого музея в район деревни Дудар. Основной задачей группы была проверка места предположительного падения советского самолета Ил-2 на опушке леса в трех километрах от деревни. В ходе проверки участка поля и опушки леса при помощи магнитометра, было подтверждено наличие большого массива металла и скопление остатков алюминиевой обшивки. В течении вечера 12 сентября и 13 сентября 2011 года координатором проекта с Венгерской стороны – младшим лейтенантом ВВС Венгрии Кароем Маго было получено разрешение на проведение земляных работ в месте падения самолета от владельца земли и согласование проведения работ от всех административных органов данного района.

    13 сентября 2011 года участники экспедиции посетили братское воинское захоронение советских воинов в г. Шергельеше. В ходе посещения памятника была проведена работа по благоустройству территории воинского захоронения. Убран мусор растительного происхождения, удалены сорные растения, проросшие в межплиточных швах, местами переложена облицовочная плитка.

По окончании работ был объявлен выходной день и Российская часть совместной экспедиции отправилась на озеро Велинце, которое находится севернее г Секешхефервара.

    14 сентября 2011 года смешанная Российско – Венгерская группа прибыла в район деревни Дудар для проведения работ по подъему остатков самолета. В деревне Дудар были проведены переговоры о предоставлении на возмездной основе экскаватора и обеспечение сохранности обнаруженных материалов силами добровольной полиции д. Дудар.

    По окончании переговоров были начаты работы по обследованию отвалов воронка и снятие грунта с краев воронки с целью локализации места проведения земляных работ. С наступлением темноты, работы были прекращены из соображений безопасности. С окончанием работ на место прибыли представители добровольной полиции, которые обеспечивали охрану найденных материалов и объекта до прибытия поисковой группы утром 15 сентября 2011 года. 

    15 сентября 2011 года были завершены земляные работы на месте падения самолета Ил-2 в районе деревни Дудар. По окончании работ двигатель самолета, с помощью экскаватора был извлечен из земли, очищен от глины и отправлен в расположение музея истории авиации в г. Сольнок.

Взрывоопасные предметы, включая две авиационные пушки, найденные на месте проведения работ, переданы саперной группе вооруженных сил Венгерской Республики прибывшей из Будапешта, а место проведения раскопок выровняно с помощью прибывшего бульдозера.

Человеческих останков в месте падения самолета не обнаружено. По номеру, обнаруженному в процессе очистки двигателя, удалось установить, что на данном самолете летал экипаж старшего лейтенанта Карташова, который числится пропавшим без вести с 13 марта 1045 года.

    16 сентября 2011 года участники первой Российско – Венгерской поисковой экспедиции по поиску и раскопкам места гибели Героя Советского Союза Германа Петровича Одноценова, покинули место постоянной дислокации в деревне Эльза Мажор и отправилась в направлении Польско-Белорусской границы.

    Вечером 16 сентября 2011 года группа прибыла в город Краков (Польша). Было принято решение остановиться на ночлег в гостинице на окраине Кракова и первую половину дня 17 сентября посвятить осмотру достопримечательностей города.

    17 сентября 2011 года в 10 часов утра прибыла в исторический центр города. Далее, в пешем порядке были осмотрены достопримечательности Кракова и после обеда (в 16 часов 40 минут) группа покинула г. Краков выдвинувшись в направлении границы.

    На таможенный пункт Тересполь группа прибыла в 22 часа 30 минут. Белорусскую границу группа пересекла в 9 часов утра 18 сентября 2011 года. Столь длительная задержка на таможенном переходе Тересполь – Брест связано с сложившейся политической обстановкой в Белоруси.  

   

    В связи с тем, что основная цель экспедиции достигнута не была, Межрегиональная Молодежная Общественная организация «Поисковое Объединение «Тризна» считает необходимым проведение второй Международной поисковой экспедиции по поиску места гибели экипажа самолета советского производства Ил-2 героя Советского Союза Одноценова Германа Петровича и проведения последующих эксгумационных работ и подъема остатков самолета.

   

   


   


 

 

< К РАЗДЕЛУ "ЭКСПЕДИЦИИ"

< < НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ